Экранизируя пьесу Л.Зорина, Виталий Мельников пригласил на главные роли известных актеров. История красавицы-самозванки, претендовавшей на престол Екатерины II, но выкраденной из Италии царским фаворитом, давала шанс надеяться на суперзрелище европейского уровня (учитывая, что в создании фильма принимали участие итальянцы). Меж тем, авторы, с одной стороны, не решились сделать откровенно костюмно-развлекательный боевик, а с другой - не смогли превратить придуманный ими сюжет в подлинно психологическую драму. Николай Еременко и особенно Анна Самохина создают, по сути, лишь эскизы характеров. В их игре не чувствуется особой глубины и эмоциональной убедительности. В отличие от предыдущих работ Виталия Мельникова "Царской охоте" явно не хватает юмористических красок и иронии.
Александр Федоров
С именем Екатерины связана и снятая политическая мелодрама «Царская охота». Это экранизация одноименной пьесы Л. Зорина, написанной еще в 70-е годы и с успехом шедшей на сцене Театра им. Моссовета. {} Главной жертвой этой истории была даже не столько несчастная княжна Тараканова, обманом залученная в Россию на собственную погибель, сколько осуществивший эту акцию граф Алексей Орлов, вынужденный принести в жертву интересам службы государевой свое человеческое и мужское достоинство. Конфликт между любовью и кабальным, холопским долгом решался здесь в пользу последнего. И повинуясь ему, гордый, сильный, красивый мужчина вынужден был предать на мучения и смерть без памяти полюбившую и доверившуюся ему женщину. В современной кинематографической версии режиссера В. Мельникова «Царская охота» утратила все некогда присущие ей политические подтексты и превратилась в роковую драму несчастной любви, где роскошные формы Анны Самохиной (кн. Тараканова), гордый профиль Николая Еременко (Орлов) и красоты итальянской природы оказались собранными вместе с одной лишь целью — доставить зрителю невинное чувственное удовольствие, не омрачаемое никакими тягостными размышлениями.
Но, как ни крути, власть (Екатерину II здесь с большей степенью бытовой, возрастной и психологической достоверности играет С. Крючкова) предстает в этом фильме в привычном для нас и нескрываемо подлом обличье. Подлость эта становится особенно наглядной в сопоставлении с безудержно идеализированным образом той же императрицы в английском фильме «Молодая Екатерина», вышедшем на наши экраны почти одновременно с «Царской охотой».
Наталья Сиривля
«Искусство кино» 1993 год, № 11
обсуждение >>