Середина 70-х оказалась на редкость счастливой для Ларисы Шепитько. После запрета "Родины электричества"(по Андрею Платонову), неудавшейся попытки снять "Белорусский вокзал"(в итоге фильм поставил А.Смирнов) и утомительной борьбы с цензурой по поводу драмы "Ты и я" она добилась права на экранизацию военной повести Василя Быкова "Сотников". И зимой 1977 года заслуженно получила главный приз Берлинского фестиваля. Она изменила быковское название на библейское - "Восхождение". А история о двух партизанах, попавших в немецкий плен, стала историей Христа и Иуды... Тогдашняя цензура не заметила (или сделала вид, что не заметила) метаморфозы. "Восхождение" скромно прошло по российским экранам под "военно-патриотической" рубрикой...
Сотников в исполнении Бориса Плотникова ("Дикая охота короля Стаха") - человек, до конца преданный идее и готовый ради нее идти на плаху. Зато Рыбак Владимира Гостюхина ("Охота на лис", "Урга") во что бы то ни стало хочет остаться в живых. Партизан допрашивает русский следователь - бывший учитель, перешедший на сторону нацистов. Анатолий Солоницын ("Андрей Рублев", "Сталкер") играет его как вариацию характера Понтия Пилата... Кого из них можно понять, а кого простить? Сегодня мы слишком много знаем о войне, чтобы однозначно и раз и на всегда ответить на этот вопрос... Тогда, в середине 70-х, многим зрителям "Восхождения" это выбор сделать было, наверное, легче...
По-видимому, Лариса Шепитько осталась довольна аскетизмом черно-белой графики оператора "Восхождения" Владимира Чухнова и пригласила его снимать свою следующую картину - экранизацию повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой". В начале июля 1979 года съемочная группа Ларисы Шепитько выехала на выбор натуры. Было раннее утро, и водитель микроавтобуса задремал за рулем... Шепитько и Чухнов погибли мгновенно... Ларисе едва исполнилось сорок лет...
В 1981 году "Прощание" поставил муж Ларисы Шепитько - Элем Климов ("Агония", "Иди и смотри"). В этом фильм остался только один кадр, снятый самой Ларисой - огромное дерево, шелестящее листвой на ветру...
Александр Федоров
обсуждение >>