Чтобы вы представили себе весь драматизм, все особенности, все то, что волнует и радует в этом фильме, я вам расскажу только одну из его новелл, а их в фильме множество.
В украинском селе Черешенки открылся детский дом. Среди его многочисленных обитателей самый, пожалуй, угрюмый Федя Крещук. Никак не могут найти путь к его сердцу воспитатели Семен и Галина Карабановы. И, наконец, в приступе откровенности, вызванной сердечным отношением Галины, Федя рассказал правду: он убежал из дома потому, что узнал: мать у него не родная, и все ее внимание, все ласки, гостинцы — младшему, родному, а он чужой в доме. Попробуй, победи эту детскую обиду!.. Тут ничего не могут сделать даже опытные педагоги. Но вот пришло письмо в ответ на запрос Галины. Умерла, оказывается, приемная мать Феди, и остался один его младший брат. Но выясняется, и он был приемным сыном. И разве трудно понять, почему так горько рыдает Федя — не знал правды, обвинил чудесного человека напрасно, и, главное, не успел у приемной матери прощения попросить.
Так и выстроена драматургия этого фильма сценаристом А. Хмеликом по произведениям Ф. Вигдоровой, которая всю жизнь изучала своих героев, собрала громадный материал, множество событий, фактов, историй, с неотразимой убедительностью утверждающих: педагогика, воспитание — редчайший дар, требующий большого таланта и глубокой любви к детям.
И вот это внимание к каждому, эта трепетная забота о любой человеческой душе и есть главные свойства Галины Константиновны (Л. Румянцева) и Семена Афанасьевича (В. Белохвостик) Карабановых. Они создают, по сути дела, у нас на глазах, из разношерстных, очень друг на друга не похожих мальчишек и девчонок дружный коллектив со своими законами чести, своими нравами и добрыми обычаями, они ищут в каждом подростке лучшее и дают ему прорасти, ибо изо всех сил стремятся вовремя заметить и немедленно истребить в юном существе дурные задатки. А такая борьба всегда полна неожиданностей, драматизма и юмора. Вот, к примеру, Виктор Якушев — расчетливый, умеющий за себя постоять и не по годам солидный. Казалось бы, от него никаких неожиданностей и ждать нельзя. Но вдруг приезжает корреспондент из газеты и объявляет: редакция получила письмо, пишет мать — Виктор спас ее ребенка из горящего дома. Общий взрыв восторга. Герой скромно принимает поздравления. А потом выясняется, что нет ни матери, ни ребенка — это письмо написал сам Виктор в редакцию. Мне очень понравилась одна из сцен: разозленный выходками Виктора, решительно направляется на его поиски Карабанов. Правильно—Виктору нужен сейчас нагоняй. Но вот вместе с Карабановым мы глядим вниз с лестницы, а там, окруженный детьми, талантливо и проникновенно читает им книгу Виктор. Вот и поди узнай, каков он на самом деле— где он настоящий, а где шут и гаер...
Так, по ходу фильма и рядовые зрители, и педагоги узнают... нет, не правила педагогики, а увидят красочные и яркие примеры того, как укрощают коллектив строптивых и избалованных, как возникают вожаки в коллективе, как рождаются первые признаки доброй и чистой юношеской любви, как труден, увлекателен и почетен труд воспитателя, провозвестника будущего, воспитателя грядущих поколений.
Василий Сухаревич
обсуждение >>