Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Даурия кадры из фильма
Год
1971
Страна
СССР
Фотоальбом
Обсуждение
Рейтинг
  9.412 / 51 голос

   
Даурия (1971): смотреть фильмы онлайн
Даурия:
смотреть фильм онлайн
Убедительная просьба подписываться благозвучными именами и отправлять содержательные сообщения, которые будет интересно читать другим посетителям.
Пожалуйста, соблюдайте правила нашего форума
  • запрещено обсуждение политики, классовых, религиозных и национальных вопросов;
  • запрещено обсуждение личной жизни публичных людей;
  • запрещено использование в сообщениях нецензурных слов, брани, выражений, оскорбительных для других посетителей;
  • запрещена публикация сообщений, содержащих ссылки на "пиратский" контент (фильмы, музыка и т.п.);
  • запрещено отправлять сообщения под разными именами с одного компьютера;
  • запрещено обсуждение действий модераторов;
  • запрещено повторять удаленные сообщения.

Войти через Facebook     Войти через Вконтакте



Ж
К
П
З
цит
url
e-mail
спойлер


1 2 3 4 5 6 >

97
Николай Ващилин (Санкт-Петербург)    26.11.2017 - 20:25
Улыбнитесь каскадеpы, пусть неведом будет нашим душам страх
Интервью с каскадёром - экстремалом Димой Шулькиным в журнале ХУЛИГАН...http://hulligano.blogspot.ru/2011/09/p.html
вторник, 20 сентября 2011 г.
Высокие технологии в кино сегодня творят чудеса. Индустрия визуальных эффектов поднята на уровень, когда любой трюк можно создать, не отходя от компьютера. Означает ли это, что профессию каскадера пора отправлять на склад устаревших ремесел? «Нет, -утверждает известный российский постановщик трюков, а в прошлом каскадер Дмитрий Шулькин. -Работа вживую еще долго будет обходиться дешевле цифровых технологий». Так что молодые и здоровые, спортивные и рисковые по-прежнему готовы прыгать с небоскребов, переворачивать автомобили и гореть синим пламенем, обеспечивая себе хлеб, а нам - зрелище.

- Есть ряд актеров, которые отвергают дублеров и стремятся исполнять трюки сами. Как вы к этому относитесь, Дмитрий Лазаревич?

- Отрицательно. Да, некоторые актеры обладают великолепными физическими данными. Таким был Саша Абдулов, с которым я работал в ряде фильмов. Но для актеров характерно одно качество: они вживаются в роль и совершенно теряют связь с реальностью. Это замечательно для игры - и очень плохо для трюка, требующего холодного ума, абсолютного самообладания и трезвого расчета. Помню, работал я на фильме «Интерны» - отношения к современному сериалу не имеет, речь шла об интернате для умственно отсталых детей. Роль директрисы исполняла актриса старой закалки, при Сталине еще сидела. По сценарию ей надо было лезть на крышу, ловить интернатовцев. Ассистенты раздобыли какую-то жуткую лестницу. Я должен был страховать. Мы с ней забрались метров на шесть - запросто убиться можно. Звучит команда «мотор!». Актриса начинает резко двигаться, лестница угрожающе трещит. Уклоняясь, чтобы не попасть в кадр, пытаюсь женщину придержать. А она давай отбиваться! Шепчу: «Прекратите, мы же сейчас грохнемся...» И вижу по отсутствующему взгляду, что она не слышит - она в образе.
Абдулов в аналогичном состоянии получил серьезную травму. 1993 год, шли съемки картины «Над темной водой». По роли он должен был бежать по коридору, из-за двери выскакивал человек, и Саша наносил ему удар. Не знаю, почему Володя Севастинихин, выскочив, выставил колено. Возможно, это получилось рефлекторно. Будь на месте Абдулова профессиональный каскадер, уверен, он бы успел среагировать. А Саша, войдя в образ, пребывал уже в состоянии одержимости. Ничего не соображая, он продолжал мчаться и со всего размаха ударился о колено солнечным сплетением. Мы его долго откачивали. Через месяц я Сашу встретил: «Как ты?» «Плохо, говорит, - в полости скопилась жидкость, пришлось делать операцию». После этого Абдулов начал болеть. Хотя трюки по-прежнему предпочитал выполнять сам. Мое мнение: эта травма в конце концов его и доконала. Очень жаль: и актером он был великим, и человеком - замечательным.

- Первый свой трюк в кино помните?

- В кино меня привел Борис Довлатов, сводный брат писателя Сергея Довлатова. Снимался фильм «Даурия» - о первых годах революции, и Боря был там вторым режиссером. Для съемок потребовался старинный автомобиль. На «Ленфильме» такой имелся - открытый «торпеда-митчелл» с откидным верхом и деревянным каркасом, но не на ходу и в ужасном состоянии. Боря попросил меня восстановить машину. Так что мой первый «трюк» был сугубо технического свойства. Вскоре мы уже делали пробные поездки по городу. В одну из них Борис захватил брата. Огромный Сергей сел в машину, и та жалобно заскрипела. Старинное авто на ленинградских дорогах в 1971 году вводило народ в ступор. Люди останавливались на улицах, высовывались в форточки троллейбусов, кричали почему-то: «Это машина Ленина!» Слегка поддатый Сергей Довлатов раздраженно рявкал: «Какого на хрен Ленина!»... «Даурию» Борис не завершил - его посадили. В экспедиции в Иркутске выпивали, и как всегда не хватило. Борис сел за руль, погнал в магазин, по дороге сбил пьяного военного насмерть. Несчастье усугублялось тем, что это был сын командующего округом. Сергей Довлатов описал потом все подробно в повести «Наши»... Кино - такая зараза, затягивает страшно. И я как-то незаметно перебрался в следующую картину, «Гонщики», где на съемках чуть не погиб Олег Янковский. Я там всех их учил водить - и Олега, и Ларису Лужину, отвечал за механику и уже выполнял кое-какие автомобильные трюки. Но ситуацию, которая едва не завершилась фатально, предусмотреть было невозможно. Снимался простой эпизод: Янковский и актер Николай Ферапонтов едут в машине, ведут диалог. Чтобы съемка была возможной, я снял в «москвиче» заднее стекло. В багажник сели трое: оператор и два ассистента. А на заднее сиденье мы поставили огромный аккумулятор от танка, чтобы отсвечивал, потому что пленка в те времена была очень плохая. Милиция по нашей просьбе перекрыла дорогу. Ну так это же Гудаута! Откуда-то просочился автобус, выскочил внезапно на дорогу и поехал, как все в Абхазии ездят - с огромной скоростью, по встречной полосе. Коля резко вывернул руль, «москвич» подбросило, и он перевернулся. Три человека из багажника вылетели, как тряпичные куклы, и шлепнулись на асфальт. Машина ушла в кювет вверх колесами. И - молчание. Мы подъезжаем и с ужасом слышим, как стрекочут кузнечики, а от людей - ни звука. И в этой зловещей тишине кто-то говорит: «Все. Янковский погиб. Придется переснимать картину». Тут раздается мат-перемат, из оконного проема вываливается Олег и тащит за собой Колю. Просто чудо, что танковый аккумулятор их не раздавил! Но зато облил кислотой - спортивные костюмы на обоих расползлись в клочья.

- Хорошо, что машина не загорелась и не взорвалась!

- Это киношное заблуждение, что загоревшаяся машина непременно взрывается. Фикция на экране для максимальной зрелищности. Машины крайне редко взрываются при пожаре: ну разве только если бензобак совсем пустой или в нем бензина на донышке. Тогда пары могут накопиться и рвануть. Ну а если бензобак полный, взрыва не будет. Это я вам как автоинженер гарантирую. Но расслабляться не надо: машина сгорает за считанные минуты. Так что средства пожаротушения должны быть всегда наготове. После этого эпизода Янковский категорически отказался сесть за руль и затребовал обязательного дублера на все проезды. Что было невозможно. Следовало переломить как-то его испуг. И я пошел на хитрость: посадил его в машину рядом, доехал до аэропорта. Там неожиданно сообщил, что уезжаю на три дня в Ленинград, так что машину к гостинице придется отогнать ему. Разъяренный Янковский орал и ругался, но я уже зашагал к самолету. Он просто вынужден был сесть за руль. И что же? Страх улетучился. А с ним и просьбы о дублере.

- Самый опасный ваш трюк - какой?

- В 1979 году снимался фильм «Десант на Орингу». И там была сцена, где из пылающего строительного вагона выпрыгивает горящий герой. При этом он почему-то спасает радиоприемник «Спидола». Подготовили строительный вагончик длиной в 10 метров. Пиротехники обмазали его изнутри «напалмом». На самом деле это, конечно, никакой не напалм, а смесь костной муки и бензина. Горит долго, эффектно и с высокой температурой. Но дальше случился конфликт между постановщиками трюков и пиротехниками. Пиротехники жаждали сами проделать этот трюк. Однако это было бы грубым нарушением техники безопасности, и им не позволили. Гореть назначили меня: обрядили в костюм, его тоже обмазали «напалмом». Надувшиеся пиротехники подожгли вагон, а меня - отказались: мол, своего поджигайте сами. Меня поджег страхующий - другой каскадер. На это ушли драгоценные секунды, и вагон успел разгореться не на шутку. Вбегаю в вагон, бегу десять метров до двери. Температура внутри уже зашкаливала. Как потом выяснилось, у меня за эти мгновения расплавились все ногти! Не дышу, ведь один вдох - и все. Глаза зажмурил, чтобы роговицу не опалить. И вот уже торец вагона, но где же дверь? Пытаюсь ее нашарить вслепую, страшно мешает дурацкий приемник в руках. Наконец отыскиваю выход. А пиротехники - мерзавцы! - перед дверью специально оставили ведро с бензином. Естественно, я его опрокидываю, бензин разливается. Взрыв - и меня выносит из вагона в столбе огня. К счастью, при падении я головой воткнулся прямо в полутораметровый снежный сугроб, который предусмотрительно подготовил сам. Поэтому лицо удалось сохранить. А вот руки все в шрамах. Вагон сгорел дотла ровно за 4 минуты. Режиссер получил впечатляющие кадры. Меня отправили в реанимацию. А пиротехников выгнали с работы.

- Странно, что не посадили!

- Это не вся история. Я еще не выздоровел, руки в бинтах, и тут предлагают участвовать в съемках фильма «Старшина». А он начинается с того, что с поля боя выходит горящий советский танк и оттуда выскакивает человек. Вот эта роль мне и досталась. Знаете, как горит танк для кино? Сверху на моторный отсек ставят большие поддоны, наливают туда «напалм», кладут тряпки и поджигают. Танк движется, сзади шлейф пламени, чад. Эффект, что он и вправду пылает, - полный. Внутри T-34 стоит огромный вентилятор. Такова его конструкция. Чтобы, когда танк стреляет, пороховые газы моментально вытягивало из кабины машины, иначе экипаж задохнется. Я завел танк и поехал. А надо мной два каскадера: один в левое плечо ногой упирается, другой в правое. Толчками показывают, левее или правее надо брать, потому что рации нет и очень плохо видна точка остановки в кадре. Еду - вдруг в кабине блики. Что это? А это щедрые пиротехники налили «напалма» гораздо больше, чем надо. Полигон - местность пересеченная. Танк переваливается то через окоп, то через канаву, горящий «напалм» разливается. Так он проник в моторный отсек. Загорелась система охлаждения, которую заправили соляркой, потому что антифриза не было. Пока вентилятор все высасывал, в кабине ничего - просто за нами густой столб дыма. Но потом последовал тычок в спину - стоп! Глушу двигатель. Естественно, сразу смолкает и вентилятор. И на уровне лица сразу полыхнули языки пламени. Дальше не помню. Очевидцы рассказывают, что двадцатипятикилограммовый люк откинулся как перышко и я вылетел из танка, словно получил пинок. Парни с моих плеч слетели детскими игрушками. Танк сгорел и превратился в кусок металла.

- Слушайте, а нормальные пиротехники вам встречались? Ведь интересное кино получается: с кем из каскадеров ни поговоришь - у каждого своя история про «добрых пиротехников».

- Причина проста: пиротехники никогда не могут гарантировать результат. Допустим, недавно мы снимали взрыв машины. Зарядили автомобиль. От него должны были отбегать и лететь от взрыва три человека, один с ребенком на руках. Сначала настоящий младенец фигурировал. Но потом я заменил его куклой из поролона. И ведь не зря! Пиротехник пообещал: «Сделаю так, что весь взрыв уйдет вверх». Мы поверили, подпилили крышу автомобиля, чтобы ее эффектно откинуло, когда бабахнет. Однако все произошло иначе. Взрыв пошел не вверх, а в сторону. У машины оторвалась не крыша, а капот. Он просвистел прямо над головой директора картины, пролетел 50 метров и ударился о стоящий грузовик. Чистая случайность, что никого не задело. Как пиротехник это не предусмотрел? И таких случаев полно. Вот Сережа Шульга, постановщик трюков студии «Панорама». У него пиротехники намазали изнутри вагон «напалмом». А было жарко. Напалм парит. Что-то замкнуло, возникла искра - случился взрыв. Образовался горящий шар, который носился по вагону. Пострадало много народу, больше всех

- Сережа, ему сильно обожгло лицо. Кто виноват? Пиротехник. Почему он не подумал, что такой трюк нельзя проводить в замкнутом пространстве?

Или вот работал я в картине Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Снимали сцену эвакуации. Собрали массовку человек триста. Самолеты летят, бомбят, повсюду взрывы. Для этого пиротехники заранее вырыли множество ямок, заложили туда заряды и засыпали все просеянной землей или торфом. Первый дубль сняли -режиссеру не понравилось. Стали готовить второй дубль. Когда приготовления кончились, свет уже ушел. Это и спасло. Съемки свернули, народ отправили в автобусы. Ну а поскольку в земле заряды оставлять нельзя, дали указание их взорвать. И вот когда команду стали выполнять, мы вздрогнули. Вверх полетели тонны земли, вывороченные корни, камни градом. Все это обрушилось на пространство, где минуты назад бежали в кадре люди. Да если б мы делали второй дубль, то имели бы не киношные, а самые настоящие трупы! А все почему? Пиротехникам лень было рыть землю дважды, и они положили вторые заряды туда, где раньше лежали первые - не беря в расчет, что взорванные ямки стали намного глубже. Спрашивается, где мозги были?! Ну а в целом я против пиротехников ничего не имею. Есть среди них знающие специалисты - безусловно, есть!

- Существуют люди, у которых физиологически отсутствует чувство страха. Это полезное для каскадера свойство?

- Ни в коем случае. В 80-х годах на «Ленфильме» провели аттестацию каскадеров: физическая подготовка и психологические тесты. Вопросы, кстати, были те же, что и для летчиков-испытателей -направленные на выявление всех эмоций и специфических для профессии качеств. И обнаружилось, что у одного из наших каскадеров абсолютно отсутствует чувство страха. Значит, он опасен для себя и окружающих. Таких из профессии надо сразу удалять. Мне симпатичны люди, которые перед трюком сомневаются. Если сам идет проверять место, если предлагает подстраховочные варианты - это не трусость, это в человеке работает здоровый инстинкт самосохранения. Каскадеры же не самоубийцы! Саша Баранов в Каунасе исполнял трюк - падение с высоты 26 метров на узкой улице. Страховка - картонные коробки - казалась сверху размером с книгу. Нужны стальные нервы, чтобы такое исполнить. Но, правда, и страховку эту Саша никому не доверил, готовил ее сам. К сожалению, не все режиссеры учитывают степень каскадерского риска. Сегодня пленку жалеть не надо, технологии иные и режиссеры злоупотребляют дублями, делают десятки там, где можно обойтись одним-двумя. Из-за этого на продолжении «Д' Артаньяна и трех мушкетеров» чуть не погиб Боярский. Устал от бесчисленных повторений, оступился и упал вниз головой с высоты. Работавший на тех же съемках постановщик трюков Толя Ходюшин поставил условие - два дубля, и все. Режиссер во внимание не принял. И Толя со вторых «Мушкетеров» со скандалом ушел, хотя в первых - участвовал. Знаете Ходюшина? Питерский каскадер-конник, из потомственных казаков. На съемках «Звезды пленительного счастья» чуть с жизнью не распрощался. Снималась сцена: казнь декабристов. Казнили, разумеется, не актеров, а нас - каскадеров. На берегу Невы поставили настоящую виселицу, вырыли под ней яму, привязали петли. Надели всем на головы мешки. И повесили. Не на петле, а на парашютных стропах. Однако они тоже сильно пережимали грудь, мы еле дышали. А под ногами пустота -не встать, не передохнуть. Висим, терпим. Ждем, когда снимать начнут. А режиссер с оператором без конца точку для съемки меняют: давайте здесь поставим камеру, нет - здесь, а может, лучше - здесь?.. Постановщик трюков периодически делает перекличку: имя называет, и ты должен ответить. В очередной раз все каскадеры ответили, а Толя Ходюшин молчит. Пока к нему кинулись, пока над ямой доску установили, пока мешок сняли - он уже без сознания и не дышит. Чуть было и вправду не повесили человека! Ну почему нельзя было оговорить точку для съемки заранее?!
Недавно мы снимали сцену: девушку сбивает машина, она падает на крышу, оттуда о соскальзывает на багажник, с него - на землю. Был отснят 21 дубль! Я говорю режиссеру - это же преступление. Тебе просто повезло, что работает девчонка молоденькая. Опытный каскадер на такое не пошел бы: три дубля от силы, и все. Спрашиваю: чего добиваешься? «Она слишком спортивно падает». Так переставь камеру! Поменяй ракурс! Не доводи ситуацию до греха. Есть азы профессии, и режиссеры должны их знать. Например: не надо репетировать падения. Потому что человек прекрасно упадет на репетиции, но в нем уже поселится ожидание этого падения. И второй раз не будет ни легкости, ни правдивости. Когда-то мы все это придумывали с нуля: как переворачивать машины, как правильно сбивать человека. Но с тех пор почти полвека прошло. Все детали должны были стать хрестоматийными. Однако для многих это по-прежнему откровение. И в вузах этому не обучают.

- А как правильно сбивать человека?

- Автомобиль, изображающий бешеную езду, должен ехать медленно, не выше 30 км/час. Тогда каскадер гарантированно останется жив. Зритель тоже внакладе не останется. Для кино ведь скорость не важна, важен ракурс. Если снимать машину, которая едет на вас или от вас, то на экране не отличить, где она тащится, а где - мчится. Ощущение скорости дают лишь кадры сбоку, за счет мелькания фона. Казалось бы - основы ремесла. И что же? В прошлом году в Выборге в московской группе погиб молодой каскадер. Его сбивали на скорости 60 км/час.

- Каскадеры часто гибнут?

- Случается. Или пожизненными инвалидами остаются. Есть такой каскадер-актер Александр Карин. Вы могли его видеть в фильмах «Эскадрон гусар летучих», «Ярослав Мудрый»... В восьмидесятых годах во Франции, в Тулузе, был фестиваль каскадеров, и поехала группа из Москвы. Надо было падать с высоты 24 метра. Карин обычно не падал - не его специализация. Он слишком крупный, это плохо для такого трюка. Но в этот раз решил поучаствовать. На видеоматериале отчетливо видно: Александр не сумел сгруппироваться в воздухе, полетел вниз не спиной, как требовалось, а головой - и буквально пронзил страховку. Сломал себе шею. Французы тут же дали ему пожизненную пенсию, квартиру. И теперь он сидит в Париже, в инвалидном кресле, пишет книги.
Верхом на ракете.

- Профессия каскадера не вымирает постепенно в связи с развитием цифровых технологий?

- Нет. Спецэффекты и компьютерная графика ведь чрезвычайно дороги и сложны. Конечно, подготовка реального трюка - тоже весьма хлопотное занятие. Допустим, снимается падение человека сквозь строительные леса. Пять этажей он пролетает - и каждое место, которое пробьет телом, надо заранее подпилить, аккуратно и с таким расчетом, чтобы каскадер не ушел в сторону на стальную перемычку и чтобы погасил скорость падения до нужной величины. Тем не менее работа вживую еще долго будет проще и дешевле, чем трюк, сымитированный с помощью компьютерных программ. Вы спрашиваете, умирает ли профессия? Наоборот - на нее сейчас бешеный спрос. Появилось огромное количество молодых и совершенно безбашенных ребят, готовых рисковать там, где опытный каскадер трижды подумает. Конкуренция страшная, за роли, за работу идет жесточайшая борьба.

- Такие сумасшедшие деньги?

- Ну что значит «сумасшедшие»... Расценки примерно таковы: драки простые -175 долларов, драки сложные, с предметами или оружием - 250. Падение с высоты: до пяти метров - 200 долларов, от восьми до десяти метров - 600, еще выше - по договоренности. Конные трюки: падение с коня - не менее 350 долларов, переворот тачанки, кареты, телеги - не менее 1000. Работа с огнем: горение человека до 30 процентов, когда, допустим, только руки горят - 300 долларов, горение человека до 60 процентов - 600 долларов, горение человека до 100 процентов - не менее 1000. Автомобильные трюки: скоростные проезды, развороты - 200 долларов, езда на двух колесах - 250, переворот - не менее 1750, столкновение - не менее 600 долларов... Опять-таки, что-то еще более сложное - по договоренности. На Западе суммы, разумеется, иные, но в России - так.

- И что получается: сгореть до горстки праха дешевле, чем перевернуть машину?! Жанне д'Арк откровенно не повезло. Почему перевороты в такой цене?

- А вы думаете, это просто? Когда я начинал, мне тоже так казалось. На «Гонщиках» « Не надо репетироват падения. Потому что человек прекрасно упаде на репетиции, но в нем поселится ожидание эп падения. И второй раз не будет ни легкости, ни правдивости
Володя Бубнов, отличный водитель, мастер спорта международного класса, пытался перевернуть машину не раз и не два - ничего не вышло. Только тогда я сообразил: чем лучше водитель, тем сильней в нем наработанные рефлексы. А они диктуют - удержать машину в управлении любой ценой. И тогда мы стали делать перевороты не естественным путем, а с помощью трамплина или с помощью пневматической пушки, выбрасывающей в нужное мгновение под колеса что-то вроде упора. Позже я сам стал изобретать подсобную технику, на кое-что даже оформил авторское право. Например, у меня есть патент «Устройство для переворота машин через нос» - это приспособление я использовал в фильме «Скорость». Очень эффектно, кстати, автомобили переворачивает. Да и для съемочной группы гораздо безопасней, когда известно точное место переворота.
Вы «Скорость» Дмитрия Святозарова не видели? Я там впервые проехал на реактивном автомобиле. До нашего фильма он не ездил, так что на съемках мы фактически провели его первые испытания. В фильме автомобиль называется «Игла-09-SR», потому что действительно напоминал формой то ли иглу, то ли стрелу. Но на самом деле это «Хади-9», уникальное детище конструктора Владимира Константиновича Никитина. Никитин работал в Харьковском автодорожном институте в лаборатории скоростных автомобилей и был чемпионом мира по целому ряду рекордов в скорости - на электромобиле, на газотурбинном автомобиле. Одержимый человек - он продал свою «победу» и с помощью студентов построил автомобиль, на котором собирался побить рекорд скорости на Земле. До сих пор помню параметры: длина машины - 12 метров, расстояние между задними колесами - 4,5 метра. На автомобиле стоял реактивный двигатель от Миг-17. Когда Никитин над ним трудился, самой большой проблемой было - где взять колеса. Ведь на скоростях, которые предполагались, не выдержали бы даже те, что используются в авиации. В конце концов он решил и этот вопрос.

- И какую скорость показал автомобиль с движком от истребителя?

- Никто этого так и не узнал. Никитин был убежден, что он легко возьмет потолок в 700-800 км/ч. Но проверить это
оказалось невозможно. Дело в том, что конструктор продумал безумное количество деталей, однако не подумал о главном - где взять дорогу, на которой сможет промчаться самый быстрый на свете автомобиль. Ведь она должна быть идеально гладкой, как стекло.

- А аэродром?

- Не подходит. Знаю точно, поскольку мы снимали на аэродроме в Волгограде. Плиты имели неровную стыковку, что я ощутил на своей шкуре. Подвески в этой бандуре не было - только жесткая рама. На каждом стыке я подпрыгивал - все тело потом было синее, начиная от локтей. Кстати, и спидометра точного тоже не имелось. Нам поставили на съемках цель - обогнать «чайку», и это «Хади-9» делала играючи. «Чайка» набирала максимальную скорость, в этот момент я на реактивном авто давал газ. Ускорение такое, что перед глазами вставала пелена. Больше 300 км/ч машина набирала - это могу сказать точно, а вот насколько... Мы просто не рискнули разогнать ее до максимума на неровной дороге. И потом, ведь существовало ограничение - длина полосы. Позже мы сделали проезды также на соляном озере Баскунчак. Но и там не оказалось пригодной для больших скоростей дороги.

- Как же эта бандура тормозила?

- Очень просто: я нажимал кнопку, выкидывался парашют, только потом я давил на тормоз и машина останавливалась. У меня есть фото, где мы сидим в сопле этого уникума. Сегодня «Хади-9» стоит в харьковском музее. Памятником несостоявшемуся рекорду и замечательному человеку, беззаветно преданному своему делу - Владимиру Константиновичу Никитину.

- Правда, что каскадеры избегают юридического страхования, считая это плохой приметой?

- Страховка - дело, конечно, индивидуальное, но не всегда добровольное. Когда я заключаю с кинокомпанией договор на организацию и постановку трюковых сцен, то там есть пункт, что исполнители трюков обязательно будут застрахованы. Так что суеверен каскадер или нет, меня не волнует - все равно застрахую. Слава богу, за последние четыре года, пока мы снимали 80 серий «Дорожного патруля», серьезных травм не было. Хотя сериал весь на трюках основан.

- Возрастные ограничения для каскадеров есть?

- Ну вот взять, скажем, Сашу Массарского - он был постановщиком трюков на «Белом солнце пустыни», дрался там на баркасе вместо Павла Луспекаева. Сейчас ему 83 года - как огурчик, и продолжает оставаться в строю. Несколько лет назад, в ноябре, снимали сцену в Выборге. Так он сорок минут просидел в холодном море с подводной кинокамерой в ожидании, пока каскадерша сделает трюк. Или взять фехтовальщика Владимира Балона, одного из постановщиков трюков на обоих «Мушкетерах». Ему 80, тоже в полном порядке, фехтует вовсю. Так что возрастных ограничений у каскадеров нет. Если тебя зовут и ты можешь, ты - каскадер.

- Есть сегодня трюки у коллег-постановщиков, которые вы не понимаете, как сделаны?

- Как - понимаю всегда. А вот зачем далеко не всегда. Например, у Егора Кончаловского в фильме «Антикиллер» есть трюк, когда машина летит метров сто и падает. Трюк сделан вживую, и для чего этот безумный риск, я не понимаю. Мой друг режиссер Илья Авербах говорил, что трюк - это микросюжет, и он должен абсолютно соответствовать не только общей идее фильма, но и его тональности, ритму, даже цвету. То есть у каждого прыжка должна быть логика.

- Мы не довершили список ваших травм...

- На съемках фильма «Завещание» Гостева я сидел в шлюпке, куда должен был угодить снаряд. Для этого под судно вешается заряд, вокруг шлюпки оборачивается детонирующий шнур - чтобы шлюпку взрывам подняло на столбе воды. Дальше должен сработать второй заряд, который, как ножом, перережет шлюпку пополам. Ну и одновременно взрывается дымовая шашка. Людей, понятно, выкидывает в воду. Я был озабочен, как в этом хаосе не потерять имущество студии автомат, и не придумал ничего лучше, чем привязать его леской к руке. Когда взрывом нас всех раскидало, эта леска разрезала мне кисть до кости.
В фильме «Приключения принца Флоризеля» надо было инсценировать драку. Один из каскадеров должен был прыгать на меня со сцены. Он и прыгнул. « Вы спрашиваете; умирает ли профессия? Наоборот - на нее сейчас бешеный спрос. Появилось огромное количество молодых и совершенно безбашенных ребят, готовых рисковать там, где опытный каскадер трижды подумает. Конкуренция страшная, за роли, за работу идет жесточайшая борьба» со всеми своими 120 кило веса. Сломал мне копчик. С тех пор там у меня регулярно ноет в плохую погоду. Так что едва небо хмурится, сразу вспоминаю «Принца Флоризеля».
Но в целом судьба меня миловала. Знаете, я ведь родился в непростой день - 22 июня 1941 года, в Семфирополе. Через месяц с небольшим немцы отрезали Крым. Отец, главный инженер, уже эвакуировался вместе с заводом в Казахстан. Нас не взял: никому и в голову не приходило, что немцы будут продвигаться такими темпами. Мама схватила меня под мышку, двенадцатилетнего брата за руку - и побежала в Феодосию. Там нас посадили на баржу, которую тащил буксир. Начался страшный шторм. Народу битком, дышать нечем, через огромные щели вода попадала внутрь, и в трюме ее было выше колена. От качки мама потеряла сознание и уронила меня в воду. Спасибо брату, его не укачало, и он меня вытащил. Это, можно сказать, был первый в моей жизни трюк. Баржа прибыла в Туапсе, мы добрались до какого-то села. Мать поселилась с нами в доме, где уже жило много раскулаченных семей. Ждали немцев. Хозяйка предупредила: сельчане замышляют вас убить. Мать опять схватила нас в охапку и пешком пошла по железнодорожному полотну. Ей удалось сесть в теплушки, направлявшиеся в Куйбышев. В поезде выяснилось, что у меня коклюш. В те годы это было очень опасное заболевание. Я мог заразить других - и женщины с детьми стали требовать, чтобы мать выкинула меня на ходу из вагона. Спас какой-то военный - он достал пистолет и сказал, что это случится только через его труп. Я опять уцелел. Так что каскадером мне было уже не страшно. Ну вот с детства дана такая судьба - жить в экстриме!
Автор: hulligano на 3:58
* * *

Отрывок из рассказа С.Довлатова "Наши" по теме съёмок фильма "Даурия" с участием экстремала Димы Шулькина и Бори Довлатова

Летом он поехал на съемки "Даурии" в Читу. И вдруг мы узнали, что брат
на казенной машине задавил человека. Да еще офицера советской армии.
Насмерть...
Это было страшное время предположений и догадок. Информация поступала
самая разноречивая. Говорили, что Боря вел машину совершенно пьяный.
Говорили, правда, ч то и офицер был в нетрезвом состоянии. Хотя это не имело
значения, поскольку он был мертв...
От тетки все это скрывалось. Дядья собрали около четырехсот рублей. Я
должен был лететь в Читу - узнать подробности и совершить какие-то разумные
акции. Договориться о передачах, нанять адвоката...
- И если можно, подкупить следователя, - напоминал дядя Роман...
Я начал собираться.
Поздно ночью раздался телефонный звонок. Я поднял трубку. Из тишины
выплыл спокойный голос моего брата:
- Ты спал?
- Боря! - закричал я. - Ты жив?! Тебя не расстреляют?! Ты был пьян?!..
- Я жив, - ответил брат, - меня не расстреляют... И запомни - это был
несчастный случай. Я вел машину трезвый. Мне дадут года четыре, не больше.
Ты получил сигареты?
- Какие сигареты?
- Японские. Видишь ли, Чита имеет сепаратный торговый договор с
Японией. И тут продаются отличные сигареты "Хи лайт". Я послал тебе блок на
день рождения. Ты получил их?
- Нет. Это неважно...
- То есть как это неважно? Это - классные сигареты, изготовленные по
американской лицензии.
Но я прервал его:
- Ты под стражей?
- Нет, - сказал он, - зачем? Я живу в гостинице. Ко мне приходит
следователь. Ее зовут Лариса. Полная такая... Кстати, она шлет тебе
привет...
В трубке зазвучал посторонний женский голос:
- Ку-ку, моя цыпа!
Потом опять заговорил мой брат:
- В Читу тебе лететь совершенно незачем. Суд, я думаю, будет в
Ленинграде... Мама знает?
- Нет, - сказал я.
- Хорошо...
- Боря! - орал я. - Что тебе прислать? Ты, наверное, в жутком
состоянии?! Ты ведь убил человека! Убил человека!..
- Не кричи. Офицеры созданы, чтобы погибать... И еще раз повторяю - это
был несчастный случай... А главное - куда девались сигареты?..
Вскоре из Читы приехали двое непосредственных участников событий. Таким
образом стали известны подробности дела. Вот что, оказывается, произошло.
Был чей-то день рождения. Отмечали его на лоне природы. Боря приехал
уже вечером, на казенной автомашине. Как всегда, не хватало спиртного. Гости
слегка приуныли. Магазины были закрыты.
Боря объявил:
- Еду за самогоном. Кто со мной?
Он был навеселе. Его пытались отговорить. В результате с ним поехали
трое. В том числе - шофер автомобиля, который дремал на заднем сиденье.
Через полчаса они сшибли мотоциклиста. Тот умер, не приходя в сознание.
Участники поездки были в истерике. А брат мой, наоборот, протрезвел. Он
действовал решительно и четко. А именно, все-таки поехал за самогоном. Это
заняло пятнадцать минут. Затем он щедро наделил самогоном всех участников
поездки. В том числе и слегка протрезвевшего шофера. Тот снова задремал.
Лишь тогда брат позвонил в милицию. Вскоре подъехала оперативная
машина. Был обнаружен труп, разбитый мотоцикл и четверо пьяных людей. Причем
мой брат оказался самым трезвым.
Лейтенант Дудко спросил:
- Кто из вас шофер?
Брат указал на спящего шофера. Того положили в оперативную машину.
Остальных развезли по домам, записав адреса.
Брат скрывался трое суток. Пока не выветрился алкоголь. Затем он явился
в милицию с повинной.
Шофер к этому времени, естественно, протрезвел. Его содержали в камере
предварительного заключения. Он был уверен, что спьяну задавил человека.
Тут явился брат и сказал, что машину вел он.
- Зачем же вы указали на Крахмальникова Юрия Петровича? - рассердился
лейтенант.
- Вы спросили, кто шофер, я и ответил...
- Где же вы пропадали трое суток?
- Я испугался... Я был в шоке...
Фальшивая гримаса на лице моего брата выражала хрупкость психики.
- Такого испугаешь! - не поверил лейтенант.
Затем спросил:
- Вы были пьяны?
- Нисколько, - ответил мой брат.
- Сомневаюсь...
Однако что-либо доказать уже было невозможно. Участники рейса клялись,
что Боря не Пил. Шофер отделался выговором по служебной линии.
Брат поступил умно. Теперь его должны были судить уже не как пьяного за
рулем. А как виновника несчастного случая.
Следователь Лариса говорила ему:
- Даже в кровати ты продолжаешь обманывать следствие...
Через неделю он появился в Ленинграде.
Тетка уже все знала. Она не плакала. Она звонила писателям, которые
имели дело с милицией. Все тем же - Юрию Герману, Меттеру, Сапарову.
В результате моего брата не трогали. Оставили в покое до суда. Только
взяли подписку о невыезде.
Брат заехал ко мне в один из первых дней. Он спросил:
- Ты ведь служил под Ленинградом? Знаешь местную систему лагерей?
- В общем, да. Я был в Обухове, Горелове, на Пискаревке...
- Куда бы мне, по-твоему, лучше сесть?
- В Обухове, я думаю, режим помягче.
- Короче, надо поехать и ознакомиться...
Мы поехали в Обухове. Зашли в казарму. Поговорили с дневальным. Узнали,
кто есть из знакомых сверхсрочников. Через минуту в казарму прибежали
сержанты Годеридзе и Осипенко.
Мы обнялись. Я познакомил их с моим братом. Потом выяснил, кто остался
из старой лагерной администрации.
- Капитан Дерябин, - ответили сверхсрочники.
Капитана Дерябина я хорошо помнил. Это был сравнительно добродушный,
нелепый алкаш. Заключенные таскали у него сигареты. Когда я служил, Дерябин
был лейтенантом.
Мы позвонили в зону. Через минуту Дерябин появился на вахте.
- А! - закричал он. - Серега приехавши! Дай-ка взглянуть, на кого ты
похож. Я слышал, ты писателем заделался? Вот опиши случай из жизни. У меня с
отдельной точки зэк катапультировался. Вывел я бригаду сантехников на
отдельную точку. Поставил конвоира. Отлучился за маленькой. Возвращаюсь -
нет одного зэка. Улетел... Нагнули, понимаешь, сосну. Пристегнули зэка к
верхушке монтажным ремнем - и отпустили. А зэк в полете расстегнулся - и с
концами. Улетел чуть не за переезд. Однако малость не рассчитал. Надеялся в
снег приземлиться у лесобиржи. А получилось, что угодил во двор
райвоенкомата... И еще - такая чисто литературная деталь. Когда его брали,
он военкома за нос укусил...
Я познакомил Дерябина с моим братом.
- Леха, - сказал капитан, протягивая руку.
- Боб.
- Так что, - говорю, - неплохо бы это самое?..
Мы решили уйти из казармы в ближайший лесок. Пригласили Годеридзе и
Осипенко. Вынули из портфеля четыре бутылки "Зверобоя". Сели на поваленную
ель.
- Ну, за все хорошее! - сказали тюремщики.
Через пять минут брат обнимался с Дерябиным. И между делом задавал ему
вопросы:
- Как с отоплением? Много ли караульных собак на блок-постах?
Соблюдается ли камерный принцип охраны?
- Не пропадешь, - заверяли его сверхсрочники. - Хорошая зона, - твердил
Годеридзе, - поправишься, отдохнешь, богатырем станешь...
- И магазин совсем близко, - вставлял Осипенко, - за переездом...
Белое, красное, пиво...
Через полчаса Дерябин говорил:
- Садитесь, ребятки, пока я жив. А то уволят Леху Дерябина, и будет вам
хана... Придут разные деятели с незаконченным высшим образованием...
Вспомните тогда Леху Дерябина...
Боря записал его домашний телефон.
- И я твой запишу, - сказал Дерябин.
- Не имеет смысла, - ответил брат, - я через месяц приеду...
В электричке на пути домой он говорил:
- Пока что все не так уж худо.
А я чуть не плакал. Видно, на меня подействовал "Зверобой"...
Вскоре начался суд. Брата защищал все тот же адвокат Киселев.
Присутствующие то и дело начинали ему аплодировать.
Любопытно, что жертвой событий он изобразил моего брата, а вовсе не
покойного Коробченко. В заключение он сказал:
- Человеческая жизнь напоминает горную дорогу со множеством опасных
поворотов. Один из них стал роковым для моего подзащитного.
Брату опять дали три года. Теперь уже - строгого режима.
В день суда я получил бандероль из Читы. В ней оказалось десять пачек
японских сигарет "Хи лайт"...
Борю поместили в Обухове. Он написал мне, что лагерь хороший, а вохра -
довольно гуманная.
Капитан Дерябин оказался человеком слова. Он назначил Борю хлеборезом.
Это была завидная номенклатурная должность.
96
Зенов Олег (Москва)    22.09.2017 - 18:00
Смотрел в 70-х годах. Недавно прочёл книгу. Толстая. И отличается от фильма.
95
Турандот из страны Оз   23.07.2017 - 19:51
Колестратов ОА
Тот который сразу "Сдаюсь" возможно и перекрасится в красный цвет и будет выслуживаться но потом в 1937 тоже расстреляют (а может и нет).
:-).
Его сын Митька вполне уже без четверти советский приспособленец стукач в структуры НКВД. Приживётся однозначно
а может и нет :-).
Лысый белогвардеец который говорил "Казаки всё делали на совесть" скорее всего будет расстрелян красными
а может и нет :-).
Роман Улыбин может сделать карьеру у красных но может
не сделать :-).
94
я здесь   23.07.2017 - 17:01
Шикарный какой Копелян!😍 Красавец и талантище 😍 Не то, что страшная шелупонь, пишущая здесь всякую хрень о талантливых актерах и прекрасных фильмах😉
93
нвч по-прежнему (Красноярск)    5.04.2017 - 00:32
№92 Колестратов ОА
.... Его сын Митька вполне уже без четверти советский приспособленец стукач в структуры НКВД..
Почему "советский"? Митька просто трус.
92
Колестратов ОА (Мирноград)    4.04.2017 - 23:46
№75 нвч по-прежнему
Потому и страшна гражданская война, что все вроде бы свои люди, а воюют друг против друга. Это видно даже на примере семьи Улыбиных.
Смотря кто и за что воюет. Улыбин Северьян пошёл по принуждению в дружину что бы не расправились с его женой и младшим сыном. Роман пошёл к красным по не окрепшим убеждениям насчёт социальной справедливости. Атаман Елисей растерявшийся пожилой человек который ничего толком не понимает. Как жить дальше тоже. Его сын Митька вполне уже без четверти советский приспособленец стукач в структуры НКВД. Приживётся однозначно. Возможно даже сделает карьеру. Лысый белогвардеец который говорил "Казаки всё делали на совесть" скорее всего будет расстрелян красными. Тот который сразу "Сдаюсь" возможно и перекрасится в красный цвет и будет выслуживаться но потом в 1937 тоже расстреляют (а может и нет). Роман Улыбин может сделать карьеру у красных но может запросто стать и кулаком, то есть врагом народа.
Белогвардеец, который приказал выпороть атамана, воюет видимо за свой утраченный амбар и спаленный дом. Это месть на долго. Экзекутор Бубенчиков, который порол атамана, пригодится любой власти. Уверен, что Бубенчикова перекуют на экзекутора НКВД. Там Бубенчиков получит полную свободу творчества, а не только пороть. Бить ногами в живот. По голове. Короче с врагами трудового народа ,Бубенчиков тоже будет беспощаден.
91
Мартин ЛМ   27.03.2017 - 10:47
Прекрасный фильм, яркие, глубокие образы и их великолепное актерское воплощение.
90
Настя Л. (Москва)    17.01.2017 - 19:23
Про Кавказ не читала и не слышала. Везде написано, что (цитирую): бОльшую часть натурных эпизодов снимали под Читой, в селе Елизаветино. Отдельные сцены снимали в Иркутске и его окрестностях. В Эстонии, в поселке Ольгино, в пяти километрах от Нарвы мастера-декораторы возвели настоящую казачью станицу, в которой актеры и члены съемочной группы за несколько лет успели обжиться.

Если какие-то сцены снимали действительно на Кавказе, и в кадр случайно попал снег, то это явный ляп!
89
nord   17.01.2017 - 19:14
№ 88 Настя Л.
откуда взялся снег
Я был на премьерном показе фильма,когда выступал один из актёров. Он играл сына атамана. Так вот,он сказал,что сцену поимки каторжников снимали на Кавказе,в горах. Поэтому там в кадр попал даже снег. Кадры скомбинированы,поэтому видны и камыши,и трава.
А деревню для съёмок частично построили в Лен.области. Актёр даже с цифрами рассказал,сколько на всё это ушло стройматериалов. Вообще,всё это было очень интересно послушать.
88
Настя Л. (Москва)    17.01.2017 - 17:21
А у меня вопрос: откуда летом взялся снег? В сцене поимки каторжников. Везде трава высокая, камыши на болоте и вдруг - снег, какой-то небольшой пятачок, по которому бегут одетые по-летнему казаки!
сообщение было отредактировано в 17:30
87
Сан Сан (СПб)    17.01.2017 - 16:09
№84 nord
...А норд(в просторечии)-это просто знаменитое кафе "Север" на Невском,любимое место посиделок в молодости.
Не удивили. Так часто бывает, когда из диссидентской молодости колбасит в ура-коммунячье настоящее.
86
Вячеславлев (Москва)    17.01.2017 - 13:03
№79 maslov.wal
... ''..оправдывание катастрофы'' , Вы большой оригинал , однако ..:-) Оправдывают ошибки , некрасивые поступки . А катастрофу обьясняют , ищут причины . Может фильмы подобные '' Даурии'' и не претендуют на глубину этих исследований , но разве само по себе повествование о тех тяжёлых , трагических годах , не представляет интерес ?
А вся причина в людях ,которым нужна была катастрофа России и русских.
80
Вячеславлев (Москва)    16.01.2017 - 21:04
Правдивое повествование о тех тяжёлых, трагических годах , действительно представляет интерес.
75
нвч по-прежнему (Красноярск)    16.01.2017 - 20:11
№71 Олег С
...Кстати победившие правители (большевики) атаманов поселковых уже не пороли. Они их просто расстреливали, без суда и следствия в ходе многочисленных чисток и зачисток.
Чистки и зачистки - это современная терминология. Атаманы были разные. До начала гражданской войны некоторых из них под "честное благородное офицерское слово", что не будут воевать против своего народа, отпускали
на свободу, как например, Краснова, что не помешало ему слово нарушить, воевать в Добровольческой армии, затем эмигрировать за границу, а во время войны служить у немцев, за что после войны он и был казнен. Сын его Михаил (Мигель) Краснов отличался особой жестокостью во время фашистской хунты в Чили, где принимал участие в изощренных истязаниях сторонников президента Альенде. Не стоит идеализировать всех подряд атаманов. В фильме Копелян создал очень колоритный образ честного, верного присяге воина. Но гражданская война внесла коррективы в его жизнь, оказалось, что вещи, в которые он свято верил, могут нарушаться самым грубым образом людьми, на чьей стороне он находился. Потому и страшна гражданская война, что все вроде бы свои люди, а воюют друг против друга. Это видно даже на примере семьи Улыбиных.
74
Олег Летофф (Москва)    16.01.2017 - 19:04
На днях посмотрел по ТВ. Ранее не видел этого фильма... странно что не видел.
Потрясающий фильм! Потрясающий! Но до момента большевистской и красной пропаганды.
На фоне современных дешевых фильмов и сериалов "Даурия" - глоток воздуха в затхлой атмосфере. Есть на что посмотреть: актёрская игра, режиссура, операторская работа, историчесие моменты, натура - всё на высшем уровне. Быт того времени, нравы, традиции переданы досканально, грамотно, без прикрас. Не видно ни одного ляпа или фальши. Вот это фильм. Сейчас это уже как исключение, чем правило.
Современные сериал - мерзость.
"Даурию" смотрел и восхищался.

1 2 3 4 5 6 >
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
комедия
Франция, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
драма
Россия, 2017
биография, драма
США, 2017
драма
Россия, 2016
комедия
Китай, США, 2017
комедия
Франция, 2017
приключения
Норвегия, 2017
биография, комедия, мелодрама, спортивный фильм
Великобритания, США, 2017
боевик, драма, мелодрама, триллер
США, Таиланд, 2016
боевик, комедия
США, 2017
социальная драма
Германия, Грузия, Россия, Украина, Хорватия, 2017
все фильмы в прокате >>