Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Главная / Советское кино / К / / информация о фильме

Кино-Театр.ру мобильное меню

Кортик (1973)

Кортик кадры из фильма
Год
1973
Страна
СССР
Фотоальбом
Обсуждение
Рейтинг
  9.434 / 106 голосов

   
Кортик (1973): смотреть фильмы онлайн
Кортик:
смотреть фильм онлайн
Детский приключенческий телефильм по одноименному роману Анатолия Рыбакова.
1921 год. Пионеры пытаются раскрыть тайну морского кортика, хранящего шифрованное послание. Но при этом им приходится то и дело вступать в противостояние с бандитами...

последнее обновление информации: 12.06.16

В 1953 году появился «Кортик», снятый на «Ленфильме». Главное, решающее достоинство картины состояло в том, что она на редкость точно воссоздавала эмоциональную атмосферу времени, о котором рассказывалось в книге.
И вот в 1973 году ЦТ показывает три серии «Кортика». Телевизионное прочтение популярной повести столь отлично от кинематографического, будто специально призывает к сравнениям. Форма в телефильме подчинена особенностям голубого экрана. Тут господствует неторопливость, обстоятельность, спокойствие повествовательных интонаций. Первая серия знакомит нас с основными героями в маленьком городке Ревске: здесь завязывается таинственная история со старинным морским кортиком. Во второй серии действие переносится в Москву, где герои фильма добывают недостающие для раскрытия ножны кортика. И, наконец, в третьей серии все линии сюжета находят свое завершение.
Уже в начале фильма мы встречаемся с кортиком: его прячет один из героев и находит другой. Но после энергичной завязки наступают долгие жанровые сцены, повествующие о дедушке, бабушке и их непоседливом внуке Мише. Дедушка, как и сотни его кинематографических предшественников, ходит в жилетке поверх поддевки и постоянно нюхает табак. Бабушка все время корит Мишу за шалости, но в каждом ее упреке слышится едва скрываемая нежность. Я останавливаюсь на штампованности характеров и сюжетных обстоятельств, чтобы понять, откуда рождается скука, внезапно охватывающая зрителя.
В отличие от старого фильма, где всякая предыдущая сцена рождала последующую, где, говоря словами Чехова, каждое ружье «стреляло», в телевизионном трехсерийном фильме значительная часть метража (чуть ли не половина) уводит зрителя в сторону от главного действия. И вот что любопытно: при всей своей типично телевизионной подробности многие эпизоды не оставляют у нас ощущения, что мы познакомились с новыми людьми, узнали об их жизни. Словом, метраж картины непропорционален заключенной в нем художественной информации: в фильме нет того, что принято называть вторым планом, мы не запомнили в нем никого, кроме главных персонажей.
В этом, конечно, повинен не только сценарии, но и уровень режиссерского решения. Понадеявшись, очевидно, на то, что интрига «вывезет», постановщик всерьез не позаботился, чтобы каждая сюжетная линия обрела свой художественный облик. Лучше других поставлены сцены в клубе, где молодые герои занимаются в театральной студии: мы запоминаем и атмосферу репетиции, и уверенную в себе руководительницу, и не по годам рассудительного Шурку - режиссера.
Многие эпизоды фильма поставлены и смонтированы откровенно небрежно. Скажем, в сценах боя монотонно чередуются кадры, которые показывают стреляющие орудия и падающих врагов. Богатство кинематографических средств, способных передать напряженность сражения, сведено к скудному набору планов.
Весьма ощутимы перепевы приключенческих лент. Лихие драки, трюки с перевертыванием лестниц, неожиданные лирические песенные вставки, всадники, медленно возникающие силуэтом на фоне холма,— все это напоминает кадры из «Неуловимых мстителей».
Аморфная драматургия шествует рядом с вялой режиссурой, а за ними тянется невыразительная игра актеров. К сожалению, и дети, кроме ленного и обаятельного Генки (Володя Дичковский) оказались лишенными непосредственности. Создается впечатление, что раскрытие тайны для них — не увлекательное, захватывающее приключение, а скучное задание, полученное от взрослых.
Как видим, сравнение двух прочтений одной повести явно не в пользу телевизионного. Впрочем, и без этого сравнения телефильм не выдерживает серьезной критики. Его неудача заставляет задуматься над некоторыми общими проблемами телевизионного «чтения» художественной литературы. Я уже называл основной особенностью телевизионной формы рассказа неторопливость повествования. Для телечтения это, наверное, одна из привлекательных черт. Возможность обстоятельно, вникая во все художественные подробности, детали, прочесть литературное произведение — вещь замечательная.
Но случилось так, что эта способность телевидения стала превращаться в некий канон формы. Неторопливость стала подчас самоцелью, многосерийность — признаком якобы серьезного отношения к литературе. Из этого принципа проистекает вся «эстетика» многосерийного чтения литературы. Прозаизм буквалистского пересказа начинает постепенно вытеснять поэзию кинематографического творчества.

Ан.Вартанов

"Советский экран", № 23 1974 год

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 314
common sense (санкт-петербург, москва)   1.11.2017 - 18:00
... Но ведь повстанческое движение тогда было мощнейшим в самых разных регионах. Возьмите хоть Тамбов. Имея дело с советскими структурами и должностными лицами, повстанцы, как правило, не стеснялись,... читать далее>>
№ 313
Пенсионер (Москва)   29.10.2017 - 11:14
... Почему решили, что не согласовывали? Наверное согласовывали и у режиссера с командой наверное было больше экономических и материальных доводов, что бы изменить сценарий в свою пользу, чем у писателя,... читать далее>>
№ 312
common sense (санкт-петербург, москва)   28.10.2017 - 22:16
... А эти инженеры работали на нас или на себя? Если на то пошло, то паспорта строителей тогда волновали только чекистов. Да и то больше для показухи... А сколько наших специалистов тогда прошло чёрт... читать далее>>
№ 311
дмироок   28.10.2017 - 21:45
... Почему решили, что не согласовывали? Наверное согласовывали и у режиссера с командой наверное было больше экономических и материальных доводов, что бы изменить сценарий в свою пользу, чем у писателя,... читать далее>>
№ 309
common sense (санкт-петербург, москва)   28.10.2017 - 20:55
Был бы благодарен, если бы кто-то осознал идею книги и фильма "Кортик" (в обеих версиях!) как то, что Россию надо воссоздавать, не глядя ни на какие смуты! Если Анатолий Рыбаков в своё... читать далее>>

Кортик (1973): пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
15 декабря
ТВЦ
16 декабря
ТВЦ
16 декабря
Россия 1
16 декабря
Россия 1
17 декабря
Первый канал
17 декабря
ТВЦ