Юрий Мамин, пожалуй, единственный заметный режиссер, способный успешно соперничать со старшим поколением известных российских комедиографов. Уже его первые короткометражки доказали, что в нашем киноискусстве появился талантливый мастер. В сатирической притче "Бакенбарды" Мамин наглядно и убедительно показывает, как самые возвышенные лозунги и идеи могут превратиться в явления совершенно обратного свойства, и что даже прикрываясь именем гениального Пушкина, в принципе можно создать российское подобие движения "чернорубашечников". При этом фильм Мамина сделан изящно, с выдумкой и с хорошим чувством юмора...
Александр Федоров
Случалось ли вам встречать Пророка — кандидата в народные депутаты? Декламирующего у колоннады Казанского собора: «Духовной жаждою томим...»? И видеть при этом, как два расторопных милиционера-лимитчика сгребают вдохновенного чтеца и волокут в казенную машину, не внимая изрыгаемым им строчкам: «И внял я неба содроганье и горний ангелов полет»?..
Приходилось ли видеть на страшноватой улочке имени Репина, где в положенный час выкидывают водку в морду потребителям... Приходилось ли видеть там, как из глухой подворотни вдруг появляется марширующая словно из XIX века колонна молодых господ с бакенбардами и тростями («И тридцать витязей прекрасных...»), как молодой человек в крылатке рок-онегинской внешности подхватывает на плечо полураздетую, отчаянно лягающуюся нашу современницу?.. И при этом никто из случайных прохожих по улочке Репина не изумляется ни теням прошлого, ни повадкам нынешнего века!
Входили ли вы, не сняв белые перчатки, в раззолоченные апартаменты Дзержинского райисполкома, где застенчиво сияющий ампир соседствует с командно-административной мебелью и внешностью нынешних хозяев?... Все это — моменты комедии Юрия Мамина и Вячеслава Лейкина «Бакенбарды».
В центре сюжета — пока еще не существующее в природе неформальное объединение «пушкинистов» из города Заборска — молодчиков с бакенбардами и стальными тростями с набалдашниками, пропагандирующих тотальную любовь и культ личности Пушкина...
Чушь? Глумление?
Но еще в 1931-м, на чужбине, в заштатном французском городке Медона Марина Цветаева писала, по ее собственным словам, «опасные», «внутренне мятежные, с вызовом каждой строки» «Стихи к Пушкину». Задаваясь негодующими и провидческими вопросами: «Пушкин — в роли монумента?»... «Пушкин — в роли Командора?»... «Пушкин— в роли гувернера?»... «Пушкин— в роли лексикона?»... «Пушкин— в роли русопята?»... «Пушкин — в роли мавзолея?»... «Пушкин— в роли пулемета!»... Многое-многое из этого на наших глазах становилось явью.
О работе над фильмом «Бакенбарды» рассказывает режиссер Юрий Мамин:
— Если зритель успел заметить, я — противник чисто жанровых аксессуаров, проверенных комедийных приемов, выбора на роли популярных комиков и т. д. Все-таки кино претендует на эффект подглядывания. А в жизни комическое далеко не всегда
смешно по внешности. Вот и эту комедию мне хотелось бы снять серьезно.
В чем трагикомизм данного фильма? Он в несовместимости нашего взгляда на Пушкина с тем, что происходит на экране, в городе Заборске, закручивается в какой-то дьявольской фантасмагории вокруг «гениус лоци» — тени гения, возникающей в искаженном, едва ли не шариковском представлении. Вот это контраст! Придется ли он по нраву всем? Конечно, нет. Но ведь и величайшее заблуждение состоит в том, что мы вечно хотим нравиться всей публике и при этом — выбирать собеседника и друга по своему подобию.
Такого просто не бывает! Фильм менее всего имеет отношение к Александру Сергеевичу Пушкину. Кто примет «Бакенбарды» на пушкинский счет, вероятно, окажется в положении тех же «баков», «бакенов», «бакенбардов», полагающих себя духовными наследниками поэта.
Идея же картины в том, что никакой Идеал, Бог не может стать оружием подавления. Кстати, с именем Пушкина ассоциируется самый высокий пример неподчиненности насилию.
Благодаря Пушкину в картине возникает притчевое начало. А за счет узнавания в материале неких современных черт будет, надеюсь, прочитываться и смешное, и страшное.
Андрей Зоркий
«Советский экран» № 18, 1989 год
обсуждение >>