Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Главная / Советское кино / Н / / информация о фильме
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Насими (1973)

Насими кадры из фильма
Оригинальное название
Nəsimi
Год
1973
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  8.75 / 8 голосов

   
Сценарист
Оператор
Композитор
Страна
СССР
Производство
Азербайджанфильм
Премьера
14 июля 1975 (Москва, СССР)
Количество зрителей в СССР
6 900 000
Биографический фильм посвящен 600-летию со дня рождения великого азербайджанского поэта и философа Имаметдина Насими.

последнее обновление информации: 11.03.24

награды, призы
На VII-ом Всесоюзном Кино Фестивале приз " за лучший фильм на историческую тему", "за лучшее исполнение мужской роли" Р. Балаеву второй приз (Баку,1974).
Рубеж XIV и XV столетий. Мрак, кровь, дикость. Страна под пятой кровавого Тимура. Страна под властью невежественного духовенства. Всех осмелившихся восстать ждет казнь. Раздирают в клочья привязанного к конским хвостам философа и проповедника Фазла, его жена —распята в Тавризе на городских воротах, на ее теле ржавым гвоздем нацарапаны все буквы алфавита. Избивают последователей Фазла — хуруфитов. Падают пронзенные стрелами, рассеченные мечами тела. Бросают оземь у ног завоевателя голову полководца хуруфитов Довлет-бея. Избивают ни в чем не повинных людей: они пришли на казнь Фазла, значит, среди них есть его последователи. На экране застывшие от ужаса, заплывающие кровью прекрасные лица: женщины, прижимающие к себе детей, юноши, пронзенные ударами копий. И, наконец, в финале брызнет кровавый дождь на помост эшафота — это палач приступит к делу: сейчас с героя фильма — поэта и мыслителя Насими, живого, будет содрана кожа.
На экране воочию видишь, в КАКОЙ мир несет своё слово проповедник, наперекор КАКОЙ яростной силе утверждает свою истину. Весь фильм об этом — о поисках истины. Рассказывая историю жизни великого азербайджанского поэта-гуманиста Има-деддина Насими, авторы фильма — сценарист Иса Гусейнов и режиссер Гасан Сеидбейли — строят свой рассказ не по законам хронологического жизнеописания, но по законам трагедии. В их фильме много говорят, спорят, проповедуют. Слово здесь — действие. Слово — оружие, которым сражаются и за которое убивают. Насыщенность словом этому фильму необходима, ведь его герой — поэт, проповедник.
Столкновение персонажей фильма есть столкновение их философских позиций. Остановимся на трех, прослеживаемых авторами от начала и до конца картины судьбах: шейха Азама, ширваншаха Ибрагима I, поэта Насими.
Шейх Азам. Его истина — ислам — господствующая, единственно признанная религия в его стране. За ней не только авторитет священных книг, но и мечи и копья воинов Тамерлана. И все же быть правоверным мусульманином в его положении не так-то просто. Нужно немало мужества, чтобы не побояться пойти на открытый конфликт с ширваншахом. Нужна твердость, чтобы бороться с еретиками-хуруфитами, посягающими на основы веры. Нужна нечеловеческая воля, наконец, чтобы своими руками убить дочь, пошедшую вослед еретику Насими,— разве не хуже было бы видеть, как она умрет от руки палача вероотступницей...
Ширваншах Ибрагим. Чистота веры беспокоит его меньше всего. Обе его ноги стоят на земле. Он знает, что и Тимур, тот, кто больше всех на словах радеет об истинной вере, в случае надобности не задумываясь пожертвует и верой и аллахом. Истина шаха — польза. Нет, не личная выгода, мелкая корысть — польза государственная. У него есть цель— сбросить иго Тимура, объединить разрозненные азербайджанские земли под своей, единой властью. Опора Тимура — ислам, значит, те, кто против ислама, могут пригодиться шаху в его борьбе, значит, можно воспользоваться и силами хуруфитов. Но шах — политик. Он знает, что сейчас выступление против Тимура обречено. Нужно выжидать, копить силы, идти на уступки. Тимур требует выдачи Фазла —что ж, придется уступить. Тимур требует казни Насими — нет, сейчас можно и ослушаться. Насими нужен шаху, он привлечет на его сторону хуруфитов, обезглавленных после потери Фазла.
И, наконец, Насими (прекрасно нервное, одухотворенное лицо Расима Балаева, играющего эту роль). Его истина—человек. Не ничтожный раб, слабый духом и плотью, во всем зависимый от воли аллаха, как того хочет шейх, и не ничтожная игрушка в руках политика, как хотел бы ширваншах. Человек — суть, сердце — вина всего сущего.
Он сам создатель, сам творец в этом мире.Однако то, что для хуруфитов было тайной, «птичьим языком», одним им понятным шифром, поэт сделал достоянием всех. Он открыто провозгласил в своей поэзии те еретические истины, которые они проповедовали в своем узком братстве.
К чему же приходят в итоге эти герои?
С шейхом Азамом мы встречаемся в далеком сирийском городе Алеппо. Он изгнан из Ширвана, шах сместил его, лишил всех владений. Теперь шейх ненавидит весь мир, аллаха, не оценившего его трудов и жертв. Он умоляет странствующего с дервишами по свету Насими: «Позволь мне пойти с вами. Позволь. Я поклялся, сколько буду жить, буду мстить шаху... Верь мне, Насими, я отрекся от бога».
Так что же? Чего стоила его вера, если он, пожертвовавший во имя ее дочерью, так легко проклял своего бога, когда лишился той власти, тех выгод, которые ему вера давала? И было ли вообще это истиной или просто догмой, вызубренной прописью, не затронувшей сути его души?
Верен себе остался ширваншах Ибрагим. Он дождался смерти Тимура и распрей наследников из-за отцовского престола. Его армии готовы идти в бой. Только в их рядах нет Насими—того, чьи стихи, по словам самого шаха, «сильнее целой армии». «Ты нужен мне,— зовет шах поэта. «Я нужен людям»,— отвечает Насими.
Можно убить поэта, но неубиенно слово. В час казни Насими - стихи, сорвавшиеся с его уст, подхватываются, передаются от одного к другому, звучат над всей площадью. Дух поэта будет жить в людях. И в этом - бессмертие истины...

А.Липков

"Советский экран" № 23, 1974 год

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 17
мурсал (баку)   26.05.2019 - 17:17
случайно обратил на одну важную деталь Тамерлан умер 1405 году на территории современного Казахстана ,а Насими умер 1417 году да ещё в другом месте Халеп(Алеппо,Сирия) Как мог Тамерлан встречаться с Насими... читать далее>>
№ 16
Нурлан Тахмазов (Тюмень)   26.01.2012 - 14:07
я смотрел весь фильм но не как не могу посмотреть казнь имадеддина насими читать далее>>
№ 15
Фуад (Баку)   15.06.2011 - 19:49
всем большое спасибо за теплые отзывы о фильме ! дорогой Хуршид.... Вы ошибаетесь в плане того что фильме утверждается что смерть вкликого поэта связана с Тимуром. напротив , если Вы внимательно смотрели... читать далее>>
№ 13
анна курганцева (москва)   23.12.2010 - 23:09
Смотрела фильм в тринадцатилетнем возрасте. Была потрясена, хотя многого не поняла. Посмотртела недавно по Культуре - появилось желание показать его многим людям, в первую очередь моей маме - востоковеду... читать далее>>
№ 12
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   20.08.2010 - 14:13
Посмотрел этот фильм по телевидению, можно сказать, по счастливой случайности, в этот день оказался дома, а не на работе. Фильм производит сильное и тяжелое впечатление, к тому же вызывает очень современные... читать далее>>

Насими (1973): новости >>

28 марта
Домашний
29 марта
Домашний
30 марта
Россия 1
29 марта
Disney+
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен