В центре Риги, посреди Даугавы, в самом сердце старого города есть остров, который издавна называют Заячьим, хотя зайцев там никогда не водилось. Старые деревенские домики, поленницы дров, заботливо заготовленных на зиму, рыбацкие сети, вывешенные для просушки, аромат воды, травы, свежих стружек— извечные запахи деревенского жилья{}.
Известный латышский кинорежиссер Айвар Фрейманис давно мечтал снять фильм о Заячьем острове, запечатлеть на пленке эту «уходящую натуру» — уходящую потому, что было известно: деревянные домишки вот-вот будут снесены, для островитян уже строятся обычные городские квартиры в новых районах Риги. Наверное, фильм сперва задумывался как документальный. Ведь Фрейманис — один из основоположников того течения, которое принято называть рижской поэтической школой в документальном кино. {} В какой момент фильм дерзнул оторваться от своей документальной основы, мы не знаем. Почти все его герои — это реальные жители Заячьего острова. Вымышленных персонажей всего два — он и она, молодой рабочий Янка (И. Калныньш) и девушка Анита (А. Ливмане). История их знакомства, любви и разлуки как бы призвана соединить воедино документальные части фильма. В результате мы получили очень своеобразное произведение — не документальное, но и не игровое, все время демонстрирующее нам победу документа, реальной натуры над словом, над дикторским текстом, над вымыслом.
Татьяна Хлоплянкина
обсуждение >>