Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Константин Дупленский

Константин Дупленский фотография
Годы жизни
Категория
Оператор
Фильмография

Дупленский Константин Петрович

20 августа 1920, Томск - 16 октября 1986, Челябинск

Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.07.1980).

После окончания операторского факультета ВГИКа в 1942 году был фронтовым оператором.
Воевал сначала на Западном фронте, потом на Северо-Кавказском, снимал боевые действия Черноморского флота. С февраля 1944 военный кинооператор киногруппы политуправления 3-го Украинского фронта.
В 1942-1946 годах снял или принимал участие в съемках документальных фильмов: «Борьба за Севастополь», «Дети и война», «Победа на юге», «Болгария», «Будапешт», «Вена», «Разгром Японии».
С 1946 года – оператор Свердловской киностудии, возглавлял корреспондентский пункт в Челябинске. Многие сюжеты, снятые им, использовались в кинопериодике – «Новости дня», «Советский спорт», «Пионерия».
призы и награды
Медаль "За оборону Кавказа"
Орден Отечественной войны 2 степени (19.10.1945)
Орден Отечественной войны 2 степени (06.04.1985).

последнее обновление информации: 02.06.16

Война через кинообъектив

В рядах сражавшихся на фронтах Великой Отечественной стояли и люди с камерой, запечатлевшие на долгие годы ожесточенные бои, свидетельства ужасающих злодеяний фашистских войск и главное - портреты безымянных героев, проживавших четыре военных года ежедневным подвигом. Хроникеры войны прошли ее с первых дней и до последних, победных мгновений, с приграничных июньских постов и до судебных залов Нюрнберга. Всю территорию, охваченную пожарищем, видели они через объективы тяжелых четырехглазых "Аймо" - от Ледовитого океана и до Черного моря. Были среди них и женщины, такие как Мария Сухова, партизанский хроникер, погибший от осколков с камерой в руках. На фронтах погибло 52 боевых кинооператора, всего же их было 257.
На Свердловской киностудии помнят и чтут память Константина Петровича Дупленского. Нет, он не погиб на войне. После 1945 года впереди у него была плодотворная жизнь хроникального кинематографиста. Не стало его 16 лет назад - скончался от тяжелой болезни. В предверии праздника в Доме Кино собрались его друзья и коллеги. Кто лучше них сможет сказать о войне, которую запечетлевала кинокамера Дупленскогои о нем самом?

Ярополк ЛАПШИН, режиссер Свердловской киностудии:
- Я знал Костю еще по ВГИКу - мы были одногодки и учились вместе. Он снимал меня для своей курсовой. Его уважали уже тогда - за рассудительность, серьезность, отзывчивость. Когда началась война, всех студентов отправили под Смоленск, где под постоянными бомбежками строили заградительные сооружения. Однажды немцы сбросили листовки: "Студенты, убегайте отсюда! Мы скоро начинаем наступление". И действительно, через пару дней наступление началось, нас всех вернули в Москву, а оттуда - в глубокий тыл, в Алма-Ату. Отправляли на открытых платформах, заставленных пустыми троллейбусами, которые мы, вгиковцы, и забились так, что пошевелиться невозможно было. Была зима, температура доходила до -40 градусов, наши импровизированные "вагоны", конечно, не отапливались, а только до Куйбышева мы добирались 19 суток - со множеством остановок, не ограниченных временем.
Дупленский был назначен старшим. На одной из станций, в Арзамасе, он встретил девчушку лет 15-16, беженку с Украины. Он привел ее в наш "троллейбусный" вагон - взял над ней шефство, желая отвести в теплую Алма-Ату. Нам это доставило некоторые неудобства - при ней, ведь, мы не могли ни умыться, ни переодеться. Но до Алма-Аты он ее все таки довез, попытался пристроить получше, но, увы, она затерялась где-то на алма-атинских улицах.
Всю дорогу Костя пробивал нам маршрут и добился того, чтобы нам предоставили настоящий плацкартный вагон. Так что до места назначения мы добрались с лучшим комфортом.
После войны мы встретились с ним уже на киностудии. Он пробовал силы и в большом кино, но с любимым делом - кинохроникой - расстаться не смог, уехал в Челябинск, где руководил корпунктом. Костя рано ушел из жизни, он многое бы еще мог сделать, но и то, что осталось после него - огромный задел.

Игорь ПЕРСИДСИЙ, оператор и режиссер Свердловской киностудии:
- Константин Петрович ушел на фронт в 1942 году, еще будучи студентом ВГИК. Сразу стал военным кинооператором. Он и его сотоварищи за годы войны отсняли свыше трех с половиной миллиона метров пленки. Работа эта была очень нужной для поднятия духа бойцов и для последующих поколений, но и очень опасной. Сколько их погибло, не отпуская камеры из рук! Константин прошел с ней до самой победы. Снимал взятие Будапешта, Вены, на Тихом океане - разгром Японии. Его друг тех лет, известный ныне оператор Владислав Микоша тепло вспоминает о нем до сих пор, прислал из Москвы телеграмму с поздравлениями его родственникам. Кстати, хроника Микоши тоже обошла весь мир. В Америке 1943 года его кадры видел Чаплин - он долго сидел после них, закрыв лицо руками, а потом поднялся и сказал: "Теперь я знаю Россию. Она обязательно победит!". А Константин после войны пришел на нашу киностудию - прямо в гимнастерке, в форме капитен-лейтенанта, военно-морского офицера.

Сергей МИРОШНИЧЕНКО, режиссер-документалист:
— Начинал я на Челябинской студии телевидения осветителем. Потом поехал на Свердловскую киностудию проситься ассистентом к кинооператору Константину Дупленскому. Он фронтовик, выпускник ВГИКа, талантливый человек и хороший педагог.
Я тогда носил белый плащ, красный шарф, желтые ботинки, длинные волосы, фирменные джинсы Levi's от спекулянтов. Пришел, ищу Дупленского. Вижу человека в кирзовых сапогах и робе. «Мужик, — говорю, — а где здесь Дупленский?» —
«Это я и есть, — сказал он. — До тебя тут был один балбес, он потерял ключ, я его уволил. Сделаешь новый — будешь работать».
А я напильника в руках не держал. Завернул заготовку в верстак, а она вывалилась. «Не волнуйся, — говорит Дупленский, — у меня еще пять таких. Работай». Я упорный, решил не отступать. Дупленский посмеялся над выточенным ключом-уродцем, воткнул его — дверь открылась. «Беру тебя», — говорит. Это был ключ в профессию!
Я поступал во ВГИК с этим рассказом, с фотографиями, которые Дупленский научил меня снимать. Поступил с первого раза и ошалел от счастья. Светлая память Константину Петровичу…

Ольга Константиновна, дочь Дупленского:
- Конечно, прежде всего он для меня - отец. Подававший пример детям спокойным характером, трудолюбием и добротой. До сих пор все свои действия, свое отношение к людям, я сверяю по тому, как бы поступал он...
Вечер памяти Константина Дупленского увлеченно снимал увесистым фотоаппаратом совсем юный мальчишка - внук Константина Павловича...

Антон КАПТЕЛОВ

опубликовано в 2000 году

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники