Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Илья Бачурин: «В кинопроизводстве ситуация сложная»

интервью >>

Два года назад была принята новая модель государственного финансирования российского кино с благой целью - активизировать трансформационные процессы в кинематографии. Искусство всегда требовало денег, а кинематограф – больших или очень больших денег, поэтому государственная поддержка для отечественного кино была и остается жизненно необходимой. Конечно, быстрой отдачи от новой системы финансирования не ожидалось, но была надежда на появление положительных тенденций. Однако, первые итоги кинопроката 2011 года показали отнюдь не радостную картину - доля российских фильмов в прокате впервые опустилась ниже 10% (по данным Movie Research). Общественность озадачена: для кого на деньги налогоплательщиков снимается масса невостребованных картин? Для себя, для друзей или, может быть, для каких-то воображаемых зрителей? Ситуация какая-то странная… Ведь хорошие отечественные фильмы были всегда, даже в глухое время «малокартинья» 40-х годов. Есть ли сдвиги, или правы те, кто считает, что успехи нашего кино – единичны, а в целом ситуация – хуже некуда? Действительно ли российский кинематограф переживает глубокий системный кризис, или, перефразируя знаменитое высказывание профессора Преображенского, - «разруха не в кино, а в головах»?
Илья Бачурин, генеральный директор группы компаний «Главкино»:
Обсуждать - есть ли кризис, или нет, совершенно бессмысленно. Безусловно, есть, и он не в ощущениях, а в цифрах. Российских фильмов в прокате не более 10-12% в общей массе (прим. ред. - во Франции, например, около 40% процентов).
В то же время, есть статистика, подтверждающая правильность выбранного направления на поддержку компаний-лидеров рынка и возникновение положительных тенденций. Итак, государство в 2011 году потратило на поддержку кинематографа около 4 млрд. рублей. Из них 1,7 млрд. (примерно 40 процентов) получили компании-лидеры. В прокате картины этих компаний собрали более 60% от сборов всех российских фильмов. Мелкие картины, поддержанные через Минкультуры, собрали около 10%. Пропорция такова: 40% денег лидеров дают 10% бокс офиса, а 60% денег потраченных на другие каналы поддержки, кроме лидеров, дают около 2% бокс офиса. Упражняемся дальше: лидеры в 7 раз эффективней и поддержка их картин приносит реальный, ощутимый результат!
Дальше. Все дискуссии о путях развития кинематографа неизбежно упираются в проблему зрителя - зритель наше кино не смотрит. По каким-то количественным параметрам мы можем говорить о существовании киноиндустрии и даже её развитии, потому что государство действительно серьезно помогает кинопроизводителям, давая возможность снимать фильмы. А дальше? Кинопроизводитель снимает картины, основная часть которых не попадает на экраны просто потому, что они не способны собрать зал. На мой взгляд, все разговоры о том, что «мы снимаем прекрасное кино, а дистрибьюторы и прокатчики не берут» - от лукавого. Достойных фильмов выходит очень мало, и они не настолько удачны, насколько должны быть. Зрители отвечают бойкотом российского кино, и в честной борьбе с «западными» фильмами мы проигрываем. Это реальность.
Можно говорить о том, что экономику российской киноиндустрии подрывает интернет-пиратство, но оно подрывает её в близком процентном соотношении российского и западного кино, которое мы имеем в прокате.
Безусловно, есть проблема и с достоверностью данных о доходах кинотеатров от проката фильмов. Но по прокату какого фильма проще утаить выручку? Дистрибьютор, выводящий на рынок десятки западных картин в год, очевидно, будет менее тщательно отслеживать кассовые сборы каждой из них. А вот российских фильмов выходит гораздо меньше, и снизить процент потерь от недобросовестности прокатчиков всё-таки проще. Векторы кинопоказа и кинопроизводства всегда сложно взаимодействовали, но противоречия между ними не являются основной причиной системного кризиса.
У прокатчиков, конечно, присутствует несколько предвзятое отношение к российскому кино, но оно сформировано многолетним опытом работы. Эти люди рискуют своими деньгами, поэтому когда возникает выбор, какой фильм поставить в график релизов - очередную американскую ленту или, например, «Елену» Андрея Звягинцева, то выбор делается в пользу американского кино, будь то третьесортная мелодрама или боевик, потому что именно эти ленты скорее всего посмотрят. К каким бы высоким оценкам нашего кино мы ни призывали прокатчиков, исходить они будут из конкретной выгоды. Изменить же отношение кинопроката к российскому кино можно только положительным опытом, а это процесс довольно длительный.
Время диктует иные запросы. Конкурентоспособное кино сегодня — это, прежде всего, зрелище, сделанное в тех же прокатных координатах, что и «западные» картины. Нужны прорывные большие фильмы. Пусть не «шедевры», а просто хорошее, сюжетное коммерческое кино, но такого масштаба, чтобы у зрителя не возникал вопрос – «смотреть - не смотреть?».
В России есть отрасли, где по-прежнему мы сильны, в силу того, что к ним коммерческий интерес возобновился раньше, чем к кино. Но в кинопроизводстве ситуация сложная. Нет «бурления» вокруг российского кино, потому что выпускаемые фильмы часто малоинтересны, не имеют резонанса. Индустрия живет так себе...
В то же время, прекрасным примером оздоровления отрасли может служить проект Федора Бондарчука «Кино-Сити». Он реально может помочь в преодолении кризиса! Около 300 кинозалов должно появиться в небольших городах. В провинции люди не так избалованы «западным» кино, к тому же отечественные фильмы им могут быть и интереснее, и понятнее. К сожалению, в небольших городах российской глубинки люди вообще не имеют возможности смотреть кино. Фактически, не реализуется конституционное право равного доступа к достижениям культуры и это серьезный упрек государству.
Проект «Кино-Сити», на мой взгляд, весьма нужный и своевременный, и важно, чтобы он был доведен до конца. Хотелось бы, чтобы проект способствовал реализации права людей пойти в кинотеатр, посмотреть фильм и не быть оторванными от достижений культуры, частью которой является киноискусство, причем, очень важной частью.
А теперь давайте представим себе – гигантская сеть кинозалов развернута, множество людей получили возможность смотреть прекрасное кино - и западное, и российское. Предположим, что в регионах чуть получше будет идти российское кино, чем в крупных городах, тем не менее, проблема будет всё та же – низкая доля российского кино в прокате. Пусть в меньшей степени, например, 20%, а не 10%, как в столичных регионах. Но даже такое присутствие российского кино в прокате я бы считал ущербным, не соответствующим нашему творческому потенциалу, творческим амбициям и возможностям!
Россия богата талантами, но в области кинопроизводства, увы, не богата профессионалами. Я уверен, что великое кино, которое было в СССР, можно возродить при условии, что в индустрии появится действительно крепкая профессиональная прослойка. Есть «мозги», есть таланты, но зачастую нет возможности переработать крутые творческие идеи в конкретный конечный продукт. Нет тех знаний и практических навыков, которые нужны для воплощения в жизнь этих замыслов, не достает адекватных мировым стандартам технологий.
«Главкино» сейчас реализует большой инфраструктурный проект – строительство первой российской киностудии мирового класса, который позволит нашему кино сделать ещё один шаг вперед. Мы хотим дать возможность российским производителям не думать о технологиях, которые давно во всем мире стали реальностью, а просто ими пользоваться. Надеемся, что сможем предложить набор технологических услуг, который на сегодняшний день просто должен быть доступен любому кинопроизводителю.
В эти павильоны должны придти не только «мэтры», но и те молодые люди, которые сейчас учатся во ВГИКе и других творческих вузах и которые, как правило, учатся где-то ещё. Возможностей для образования, и не только в России, сейчас много, мир стал более открытым.
Очень большое количество молодежи, несмотря на коммерческую не успешность российской киноиндустрии, всё равно испытывает интерес к кино. Люди не боятся, что они потратят силы и время зря, верят в себя и считают, что они справятся. На мой взгляд, это единственно правильная и конструктивная позиция! Я очень надеюсь, что киноиндустрия будет способна этих людей принять, дать им не только образование, но и возможность работать.
Международная киношкола «Generation Campus» - для «Главкино» отнюдь не разовый проект. Мы уже работали с кампусом и со сценарной лабораторией. «Главкино» с момента запуска, помимо производства, будет заниматься и образовательными программами. У нас будет постоянно действующая школа, кампус и большая летняя образовательная программа. Примерно в начале весны мы планируем начало работ, и параллельно с остальными задачами будет решаться задача по запуску школы. Конечно, не стоит ожидать, что мы всех трудоустроим, всех сделаем великими режиссерами/операторами. Но, по крайней мере, с точки зрения получения информации и прохождения практики на киностудии мы сможем сформулировать серьезные предложения.
Понятно, что нужны серьезные системные изменения по многим направлениям, но в первую очередь должны появиться талантливые люди, которые смогут делать современное Большое кино, «мега-кино». Именно ими будет прирастать российская киноиндустрия!
Мы находимся на этапе, когда требуются консолидированные усилия для проведения системных перемен и реформ в кинопроизводстве. Стратегия развития киноотрасли в целом обсуждается и вырабатывается на форуме «Кино России - 2020». И уже на основе этой стратегии могут создаваться четкие программы для различных государственных органов, в рамках которых и будет оказываться поддержка и помощь. Но это именно помощь, а не управление процессами киноиндустрии. Киноиндустрия должна самостоятельно предпринять те шаги, которые позволят преодолеть кризис!
Подписаться на рассылку новостей
персоны

обсуждение >>

№ 2
волгина (москва)   12.02.2012 - 12:33
Чтобы таланты "появились" надо иметь желание их УВИДЕТЬ! Как актёров,так и режиссёров новых стараються не замечать! читать далее>>
№ 1
Традесканций (Москва)   6.02.2012 - 19:58
Непонятно, зачем вообще надо было передавать кинопрокат в частные руки. Полный зал, который так важен для частного прокатчика - не всегда свидетельство лучшего качества кинокартины. Может, государству... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
комедия
Италия, 2017
боевик
Болгария, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2016
все фильмы в прокате >>