Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Борис Хлебников: «У нас в государстве никто ни про кого ничего не знает, и не может узнать»

интервью >>

Остросоциальная драма «Долгая счастливая жизнь», участница конкурсной программы Берлинского кинофестиваля, рассказывает о столкновении обычного предпринимателя (Александр Яценко), который хочет собрать урожай картошки и построить птичник, с местной властью, извечной русской ленью и предательством. Картина задумывалась как вольный ремейк вестерна Фреда Циннемана 1952 года «Ровно в полдень», но получилась точнейшим слепком современного российского общества и безжалостным зеркалом, заглянуть в которое решится далеко не каждый. Лента в прокате с 11 апреля. Мы встретились с режиссером, автором фильмов «Коктебель», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Пока ночь не разлучит», одним из учредителей Киносоюза, самым последовательным представителем "новой русской волны" Борисом Хлебниковым в баре-буфет «Николай» и поговорили о его новом фильме, сельском хозяйстве, устройстве нашего государства, собирательстве и группе «Гражданская оборона».

фото со съемочной площадки фильма  «Долгая счастливая жизнь»

Борис, почему назначили встречу в баре «Николай»?

Потому что я рядом живу.

Это не признание в любви Николаю Хомерики?

Я готов всегда признаваться ему в любви, но в данном случае это совпадение.

Можно ли характеризовать людей по тому, в какие места они ходят?

Нет, в данном случае это совсем не моя история.

Все ваши предыдущие фильмы на самом деле очень смешные. А вот последний - не смешной. Почему так?

В предыдущих фильмах смешное было в большом количестве разных подробностей, в уточнениях характеров, в деталях. А сейчас, по ходу истории я подумал, что здесь не до деталей, они не нужны, будут разжижать историю, которая должна быть прямолинейной, очень простой и я бы сказал дуболомной, она должна переть. Каждая шутка будет отвлекать. Труднее всего было с Евгением Сытым, он вообще любит в комедию играть, и я его просил, чтобы он играл не смешно.

кадр из фильма «Долгая счастливая жизнь»

Я смотрел этот фильм со своей консьержкой, которая зашла занести счета, и она сказала, что фильм очень похож на выпуск новостей, только очень длинный и красивый. Почему было не сделать акцент на новостную составляющую и не сделать фильм короче, плотнее и жестче?

Меня уже спрашивали, зачем столько воды в фильме. Отвечу довольно искренне, что не понимаю, о чем вопрос, потому что для меня фильм как раз очень быстро идет, я не могу объяснить, почему он медленный, потому что для меня он довольно быстрый.

Я говорю о том, что сюжет мог бы встретиться в выпуске новостей, и, видимо, он и был основан на новостях? Или это просто история?

Главное высказывание - это конечно обобщение, в задумке так и было, а когда мы начали все это изучать, ездить и общаться с фермерами, то главный герой очень сильно изменился. Я вот не поверил бы в такого простодушного героя, если бы не встречался с такими людьми. Эти люди действительно занимаются совершенно бессмысленным делом, не приносящим прибыли, невозможным как бизнес. Получилась галерея романтиков, людей на положительных эмоциях, у которых ничего не получается. Но скорее всего это не прямой удар, а все-таки какое-то наблюдение.

Если это наблюдение, то для обычного москвича - это марсианские хроники.

Так и есть. Это не претензия к москвичам, а претензия к такому устройству жизни. У нас в государстве никто ни про кого ничего не знает, и не может узнать. И в этом смысле, эти две реальности живут настолько в разных веках практически... ну, правда, реальность Москвы - это 21 век, а остальная реальность - середина 20-ого.

В фильме вы жестче говорите – там Россия – страна охотников и собирателей, место, где ещё не произошла неолитическая революция.

Так и есть. Это за последние 20 лет произошло. Особого счастья в колхозе, конечно, не было, но тем не менее их заставляли работать. Один пожилой колхозник сидел с нами, а мимо шли бабушки и с ним здоровались. И мы тоже здоровались с ними, и он говорил: «Вот они улыбаются идут, такие добрые старушки, а всю жизнь п***и, всю жизнь». И понятно, что не они виноваты в этом, а просто жизнь так устроена - платили зарплату 40 рублей, а все остальное - что украдешь.

кадр из фильма «Свободное плавание»

Как в «Свободном плаванье» было: «-Кирпичи п***ь? -А что еще п***ь?».

Да-да-да, поэтому они в таком состоянии все еще и пребывают. У нас собирательством все занимаются. Одни нефть собирают, другие ягоды, третьи - металлолом, вся страна занимается собирательством в этом смысле.

Вы - марксист?

Нет.

Но в каждом вашем фильме можно проследить тему: человек и труд.

Это максимально важно.

Почему именно труд? Не любовь, не человеческие отношения?

Самое большое несчастье, которое может случиться с человеком, если он не нашел себя и не нашел свою работу. В этом смысле мне ужасно интересно разговаривать с людьми, которые говорят про свою работу. Это всегда очень хорошо характеризует человека, когда он про свою работу рассказывает. Это освобождение от огромного количества неврозов. Если у вас скучная работа, вы счастливы в субботу-воскресенье и по вечерам. А так - вы счастливы все остальное время. Это простой бизнес-план. А если вы еще все время прокручиваете в голове свою работу, это значит, что вам ужасно интересно жить все время. Это характеристика осмысленности. А про марксизм я точно не знаю, потому что я, честно говоря, Маркса не читал, может я и марксист, стихийный.

Вы делали сериал «Без свидетелей», Николай Хомерики «Синдром дракона». Новая русская волна ищет новые формы?

Я квартиру купил. Сериал - это не моя форма. У меня интервал между фильмами - два с половиной года, поэтому я просто сотрудничаю с телеком, какие-то вещи делаю, но в данном случае это был не эксперимент, это была работа, к которой я подходил максимально честно. Мне было интересно работать с актерами, которые 20 минут сидят в кадре и не встают. Я пришел туда в середине, я не основной режиссер, из 80 серий я сделал 25.

кадр из сериала «Без свидетелей»

Вы все-таки говорите о тех проблемах, которые волнуют наше общество, а кинотеатр - не совсем то место, где надо говорить об этом, надо в телевизоре – там скорее услышат.

Это в данном конкретном случае было. Когда я работал на ТНТ, я работал ровно с таким интересом, о котором вы говорите.

То есть просветительская функция и желание донести мысль до большой аудитории?

Телевидение - очень мобильная площадка с очень большой аудиторией. Просто все мои работы и попытки работать на телевидении заканчивались плачевно, за исключением ТНТ, где было очень интересно работать. Но вообще наше телевидение построено ровно также как и все государство, по той же схеме: зарабатывают не на результате, а на производстве. Потихоньку п***т, а дальше получается ерунда. Единственное, когда было интересно - это с Дулерайном на ТНТ. Соответственно, они и стали за несколько лет самыми крутыми.

«Моими глазами» смотрели?

Да. Мне кажется, это отличный проект. Если он сейчас, при другом программировании, начнет зарабатывать, и у него будет большой рейтинг, я думаю, что это будет огромный прорыв, откроются двери для совершенно новых вещей.

Какую форму вы считаете идеальной для себя? Например, Костомаров предлагает проект «Срок» - 10-15 минут серия, и всё в интернете.

Я об этом никогда не думал, у нас с Пашей очень разные позиции. Паша хочет вырваться из кино, потому что кино тонет как большой глашатый, Паше нужна большая социальная площадка для его эмоциональности. У меня это вызывает гигантское уважение, это очень круто. Я в принципе готов тонуть вместе с кино, потому что это история того, что оно перестает быть суперважным, а встает в один рад с музыкой, книжками, с театром. В итоге от него отстанут, и не будут воспринимать его как какую-то пропагандистскую вещь.

Борис Хлебников на премьере фильма «Долгая счастливая жизнь»

Но при этом, вы снимаете остросоциальное кино.

Мой фильм был бы остросоциальным, как 20 лет назад, так и будет через 30. Это просто основополагающая система взаимоотношений человека и государства. Я бы очень хотел, чтобы оно не было остросоциальным, но, к сожалению, так не будет.

Что все-таки самое главное, с чем борется герой Яценко? Это - земля, лень, государство, люди в пиджаках? Что по другую сторону?

Мы путано сделали первую часть, в которой говорится, как он эту землю брал, на каких условиях, почему ее надо отдать. Там нет четких объяснений того, что произошло. Невозможно понять, против чего борется герой. В этом и есть самая большая беда - не понятно, против кого бороться. Нет такого, что ты придешь куда-то, и все понятно - что такое хорошо, что такое плохо. Везде все перемешано, везде запутывают. Бесконечный бунт людей, которые не понимают, против чего они. Это вырастает в психоз, выплеск агрессии. Правда, что американцы верят в добро и зло, в то, что полицейский тебе поможет. Это система координат, она довольно четкая.

То есть, будь у нас понятия частной собственности, общественного договора, то, вся эта коллизия была бы невозможна.

Смотря, как будет работать. В Америке был подобный случай, видео в интернете обошло весь мир и набрало миллионы просмотров. У мужика должны были отнять ферму, потому что через нее должна была проходить дорога. Он просил, чтобы они сделали поворот, но они не делали. И в результате он навесил броню на свой комбайн, поставил пулемет, поехал и разнес администрацию города, а потом застрелился.

Александр Яценко на премьере фильма «Долгая счастливая жизнь»

Вот тот парень, который меняет ягоды на водку? Вы сказали, что земля бесполезная и бесплотная, а ему-то она зачем? Что он с ней будет делать?

Люди покупают огромное количество земли по разным совершенно причинам. Очень богатые люди покупают ее, чтобы она просто стояла, мало ли чего будет. На самом деле, у нас единственная страна, в которой нет жесткого законодательства, которое отбирает у тебя землю, если ты больше трех-четырех лет ее не возделываешь. У нас выкуплены огромные площади, на которые никого не пускают, и они стоят много лет. Второй момент - дорога. Да все, что угодно.

В русском сознании всегда есть кто-то, кто сидит высоко, и знает, как надо. И мы за ним премся. Существует ли в пространстве вашего фильма и в действительности такое лицо?

Его не было в пространстве этого фильма. Это какая-то удивительная штука, для меня совершенно непонятная: эти «верующие», которые верят, что кто-то придет, кто-то сделает, как надо - они самые глупые, самые пассивные, совершенно не способные ни на что. А есть люди, которые только недавно появились, буквально последние три года, они перестали верить во что-либо. Ни в то, что будет плохо, ни в то, что будет хорошо. Они понимают, что надо максимально защититься от государства. Все хозяйства, которые я видел, это может быть и лесопилка, и фермерское хозяйство, и рыбоводческое - это всегда такие партизаны, которые максимально пытаются не общаться с государством.

Вообще, революция может быть маленькой? Один молодежный портал пропагандировал теорию малых дел, суть такая: открой свою маленькую булочную, открой свой маленький клуб, выпускай свою маленькую газетку, и рано или поздно все будет нормально. Если каждый будет возделывать свой маленький клочок земли, то рано или поздно все получится, а о большом думать не надо.

Это, правда, возможно. В случае со «Свободным плаванием» все ровно так и было. В городе Мышкине я слышал от людей, которые там живут, что нет работы, что они живут только натуральным хозяйством, они просили меня купить у них картошку, еще что-то, и все время говорили, что нет работы. Это была объективная реальность. А потом приехали мужики на барже, они возили металлолом и мусор. Сами такое вот придумали и сделали. Это реально. И я перестал жалеть тех мужиков, у которых нет работы. Поэтому мне кажется, что теория малых дел, она работает. Очень тяжело, но она все равно пробивается.

фото со съемочной площадки фильма  «Долгая счастливая жизнь»

Откуда тогда берутся пассионарно настроенные люди?

Очень по-разному. Часто это бывшие криминальные ребята из 90-х. Они, как ни крути, были самыми пассионарными в 90-е, ближе всего к мечте про удачу и богатство. Из них получаются руководители. Есть романтическая история. Это бандиты, которые толковые и умные, которые понимают, что все время воровать нельзя, а надо уже что-то делать, и они делают. Вот человек где-то разбогател, и он вкладывает деньги в свою малую родину. Иногда это глупо выглядит, а иногда очень толково. Мне один человек рассказывал про сахарный завод, который он построил в своем поселке. И что-то у него не клеится, а он живет за границей, у него какая-то сеть отелей. Я ему говорю: «Видно же, что не работает». А он говорит: «Да, не работает. Но когда я делал бизнес-план, я закладывал очень долгий отбор, процеживание людей, ребят из школы. И первую прибыль я спланировал на шестой год. До этого первые пять лет я заложил на то, что у меня будет абсолютно убыточное производство». Он планировал за шесть лет переломить ту ситуацию, что люди разучились работать.

Вы один из тех режиссеров, фильмы которого складываются в какую-то единую вселенную, что во многом происходит за счет того, что актеры одни и те же, Яценко, Сытый - вы с ними работаете постоянно. Почему вы не расстаетесь с ними?

Меня все время про это спрашивают, я думаю, что тут очень много факторов. Если отмести привычку, которая, безусловно, есть, отмести то, что я под них пишу, точнее Родионов пишет, самое главное - это ощущение от этих актеров и от их чувства юмора. Я имею в виду не буквальное чувство юмора, а то, как они точно наблюдают за происходящим вокруг, и поэтому у них очень точная не заштампованная игра. Они каждый по-своему, максимально личностно относятся к миру, к окружающей жизни. Они не актеры, а персонажи.

Впервые у вас появляется женский персонаж, который много разговаривает и наделен какой-то идеей. Почему так произошло?

Понятия не имею, мне было бы очень интересно сделать главной героиней женщину, снять фильм с Михалковой или с Шалаевой. Просто у меня так получилось случайно.

Анна Котова в фильме «Долгая счастливая жизнь»

Какой вы видите реакцию зрителей?

Не представляю. Просто не знаю. Мне не все равно, но я не знаю. Я же не могу совершенно это прогнозировать. Мне вот кажется, что действие очень быстро развивается, а ваша знакомая говорит, что фильм медленный и затянутый. Так что я не знаю. Абсолютно разные у всех представления, глупо делать прогнозы.

Финансирование фильма «Пока ночь не разлучит» происходило очень необычным способом, в итоге он сработал?

У нас сейчас все деньги должны прийти, включая те, что с телеканала. Его купил Первый канал для «Закрытого показа». Через месяц мы должны будем начать расплачиваться.

Жизнеспособна ли эта система?

Она жизнеспособна по двум причинам, во-первых, она принесла прибыль, маленькую, но всё же, как маленькое фермерское хозяйство с маленьким надоем молока. Во-вторых, мы окончательно убедили всех, что можно было снять на фотоаппараты и растянуть на экран Октября без каких-то технических потерь. Можно просто купить фотоаппараты и снимать кино. Третий плюс - чем дальше делать кино, тем страннее и причудливее, и противнее общение с теми государственными структурами, которые выделяют деньги. Поэтому, если вы хотите сделать что-то свое, и это не подходит для госфинансирования, для вас это выход.

Насколько название фильма «Долгая счастливая жизнь» пересекается с песней «Гражданской обороны»?

Со мной странная история произошла: я до 38 лет не слышал ни одной песни «Гражданской обороны».

Вы точно в России всё это время жили? «Все идет по плану» в каждом переходе.

Ни одной вообще, включая «Все идет по плану». Правда, чем угодно могу поклясться, вот такая аномалия со мной случилась. Эти противные замызганные черные люди, которые в переходах лежат, с маленькими рюкзачками, с надписью ГрОб, были так противны, что я думал, что и песни очень гадкие и неприятные. Но что-то вдруг заставило понять, что мне надо это послушать, и я как зомби пошел в магазин и купил себе «Долгую счастливую жизнь». Дальше я скупил вообще все альбомы и на протяжении двух лет только их и слушал, менял два года в машине только диски «Гражданской обороны», и мне снесло крышу от Летова, и даже Цой перестал быть для меня чем-либо важным. Для меня это группа, которая поет про счастье, я так представляю себе человеческое счастье, то, о чем Летов поет. Я даже делал монтаж под огромным влиянием Гражданской обороны. Очень смешно, что к нам приехала куча барышень на каблуках, нас расселили по разным домам, я вообще жил в бане без туалета, и я Пашу Костомарова подсадил на «Гражданскую оборону», он тоже ее особо до этого не слушал. А потом постепенно каким-то образом именно в этом странном месте она начала расползаться, и уже художница по костюмом слушала, потом гримеры, потом девушки на каблуках подтянулись. И я очень рад, что не послушал ее в 17 лет. Мне кажется, что она совсем по другому слушается во взрослом состоянии. Я слышу, как мои дети слушают «винтовка это праздник, все летит в п***у», но они радуются от прямой эмоции, от того, что все летит в п***у, от того, что винтовка - это праздник. Это для них максимальная штука. А дальше там что-то еще происходит.

кадр из фильма «Пока ночь не разлучит»

«Пока ночь не разлучит» заканчивается песней Шнура, а почему бы и здесь так не закончить?

Я попробовал поставить несколько песен, включая «Долгую счастливую жизнь», но он такой мощный чувак, который просто задвигает все, и кино не существует, существует только песня. Я до этого удивлялся, почему «Гражданскую оборону» никто не использует в кино, а сейчас мне стало понятно, что она все топит вокруг себя. Летов такого масштаба, что рядом с ним все становится очень мелким.

Скучный вопрос: что в Киносоюзе происходит, как там идут дела?

Ничего там не происходит сенсационного и революционного. Там есть несколько векторов, которыми все занимаются. Есть темы и круглые столы, которые организует Киносоюз, на которые в общем-то стало ездить большое количество серьезных продюсеров, включая Роднянского, Борисевича, Сельянова. Они тратят два дня, чтобы съездить на этот круглый стол, этим заниматься абсолютно смодерированная секция, и дальше - это некий документ для общения с Минкультом, с Правительством по поводу проката, квот, финансирования и так далее. В общем-то, в итоге довольно большое количество членов Киносоюза стало входить в разные экспертные советы, каждый занимается чем-то своим. То, что Попогребский входит в совет - это важно, потому что, во-первых, он человек максимально порядочный и честный, во-вторых, он очень сильный человек, и при нем хрен два сделаешь какую-то подлость, просто в его присутствии. Это проверено мной неоднократно. Во-вторых, со своей силой и упертостью, он долбит историю с Музеем кино, и я очень надеюсь, что у него что-то получится. В-третьих, есть просто какие-то профсоюзные дела, которые решаются внутри Гильдий. В общем, ничего особенного на самом деле.

фото со съемочной площадки фильма «Долгая счастливая жизнь»

То есть это такая структура, которая отделяет маленькие наши дела от большого плохого государства?

Конечно, нельзя это назвать мощной масонской ложей, пока это еще надоедливый комар, но с перспективой.

Ссылки по теме:
Хлебников на Берлинале
«Долгая счастливая жизнь». Рецензия
13 фильмов апреля. Выбор редакции kino-teatr.ru
«Долгая счастливая жизнь». Премьера в Берлине
«Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова. Рецензия
«Долгая счастливая жизнь» режиссера Бориса Хлебникова станет фильмом закрытия XX фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна»

Жан Просянов
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 11
Епистимия (Москва)   23.12.2014 - 01:28
Интересные наблюдения. Захотелось посмотреть кино Бориса Хлебникова. читать далее>>
№ 10
Olegus (Москва)   6.07.2013 - 18:01
Этот режиссёр - непрофессионал.Он - киновед.Не знает тонкости кино, специфики и т.д. Его фильмы скучны, посредственны, как и выражение его тоскливого постного лица.От него кинооператор Беркеши сбежал -... читать далее>>
№ 9
Michele (Москва)   19.04.2013 - 15:37
Вот ещё одна бездарная чернуха. И сидит дядя и что-то там вещает. Примитив. читать далее>>
№ 8
Горожанка (Санкт-Петербург)   17.04.2013 - 09:37
... О, это великая тема! Она еще ждет своих режиссеров, писателей и т.д. Трагедий на этом пути было немерено. читать далее>>
№ 7
Сергей 126   15.04.2013 - 11:32
Видимо пошла такая тема - снимать про "пассионариев" и разваленное сельское хозяйство. Ведь сельских жителей сейчас не так много, они бузу устраивать не будут, да и за них никто вступаться не... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2017
боевик, детектив, мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
боевик, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия
Франция, 2017
биография, мелодрама, экранизация
Франция, 2017
драма, триллер, фильм ужасов
Испания, 2017
комедия, мелодрама
Дания, 2016
комедия, криминальный фильм, мистика
США, 2017
все фильмы в прокате >>