Наталия Мещанинова: «У меня был интернет-роман с Норильском»


интервью


21 июля 2014

«Комбинат «Надежда» наделал много шума ещё задолго до премьеры в России: первую полнометражную работу Наталии Мещаниновой отобрали и наградили на Роттердамском кинофестивале. До этого Мещанинова снимала документальное кино и была сорежиссером Валерии Гай Германики на сериале "Школа", вызвавшем бурную общественную дискуссию. Мы поговорили с Наталией о том, почему ей так интересны провинциальные города, как научить театрального актера говорить на площадке живым языком, о Валерии Германике, и о том, какова дальнейшая прокатная судьба фильма «Комбинат Надежда».

Наталия Мещанинова: «У меня был интернет-роман с Норильском»


Наташа, долго вы искали свою историю. Ту, которую очень бы хотелось снять?
Это все выкристаллизовывалось на уровне персонажей, захотелось писать про девочку, про двух девочек, потом это долго все придумывалось, сначала с Ваней Угаровым, а потом с Любой Мульменко. Но Люба писала в основном диалоги.

То есть сюжетная линия шла от вас?
Сюжетные повороты на самом деле не важны. Важно кино. По большей части, это про другое. Самое главное, что в этом кино существует для меня - это форма. Это тот киноязык, через который я разговариваю со зрителем. Важно то, как сделан фильм, а не про что. Сюжеты, повороты - вещь такая: может быть, а может не быть. Кино может быть и ни про что.

То есть, у вас сначала была задумка, КАК вы хотите рассказать, а не ЧТО?
Да. Но это касается только конкретно этого фильма. Я хотела снимать свой дебют в документальной манере, максимально близко к реальности. Я с самого начала понимала, как я буду снимать. Не было такого, что был придуман сюжет, а потом мы решали с оператором, как камеру будем ставить. Придумала то, как я это буду снимать, а только потом появились герои, город, сюжет, повороты и все остальное.

Комбинат Надежда

Как вам удалось заинтересовать продюсеров? И как вам, дебютанту, доверили полный метр? Наверняка, сказался опыт работы на сериале "Школа" с Германикой? У вас ведь не было заметных игровых короткометражек.
Но они знали меня по документальным фильмам. Какая разница, что ты снимаешь. Если твое кино талантливо, то с тобой будут разговаривать.

Вам было принципиально, с кем из продюсеров работать или главное, чтобы деньги дали?
Мне категорически было важно, чтобы продюсер, с которым я работаю, не лез в процесс. Я хоть и ходила к серьезным продюсерам, но там не дошло до переговоров, если б и дошло, я ставила это, как условие работы. Сценарий был предложен большому количеству продюсеров.

Сколько времени прошло с момента замысла до момента реализации фильма?
Два года переговоров, кастингов, поездок в Норильск.

Почему возник именно Норильск? Ведь много городов, которые по фактуре, не хуже.
У меня же не город Н, в кино город назван, поэтому. Важно было, чтобы он находился далеко, чтобы там жили цивилизованные люди, чтобы были кафе, бутики, кинотеатры, много работы, завод. И вроде как жить там можно, а с другой стороны нельзя. Такой парадокс среди провинциальных городов я редко встречаю. Поэтому Норильск был наиболее подходящий. Потом я влюбилась в этот город. Это вопрос из разряда - почему вы выбрали эту актрису? Не знаю, произошла какая-то химия.

Наталия Мещанинова: «У меня был интернет-роман с Норильском»

Может, у вас был какой-то роман с этим городом раньше, и он запал вам в душу?
У меня был интернет-роман с Норильском. Я изучала его как город, где буду снимать документальное кино. Меня вообще привлекают места далекие от цивилизованного мира. Мне интересно, как там живут люди. Я очень много общалась с ребятами, которые там живут, смотрел их видос.

А не было мысли взять ребят из местного театра?
Мы смотрели многих. Но там были все "актеры актеровичи". И возраст был не вполне подходящий. Люди, выглядящие как люди за 30. В Москве больше выбор.


Почему так сложилось, что большинство актеров с курса Райкина. Это совпадение?
Мы много смотрели, но просто так получилось, что на тот момент именно курс Райкина был самый адекватный из молодых. Миша Тройник, Макс Стоянов, Полина Шанина. Взяла еще из Сатирикона несколько артистов.

Комбинат Надежда

А сам Райкин видел фильм? Что сказал?
Я не знаю, как цитировать его. Он подошел не ко мне, а к моему мужу. Сказал, что понравился фильм. Не понимает, как так играют актеры. Для него это какая-то фантастика. Спросил про главную героиню, кто эта девочка? Степан ответил: "Да она к вам поступала, но вы ее не взяли". Он ответил: "Блин, я был неправ". Еще он возмущался про всех этих неправых, которые ввели запрет на использование мата (цитата изменена в связи с новым законом о СМИ - прим. ред.).

Речь актеров в фильме очень органична. Как вы этого добивались? Актеры импровизируют?
Я бы хотела так сделать, но в сценарии были диалоги, которые уже были выучены, и было понятно на площадке, что они не работают. И мы на площадке приняли решение отказаться от текста и снимать импровизацию… Актеры знали, про что сцена, и что надо примерно говорить. Иногда отказывались от отдельных сцен.

Как рискнули предложить операторскую работу Денису Клеблееву, человеку, который не снимал игровое кино?
Не было вообще никакого риска. Денис знает камеру гораздо лучше многих моих знакомых операторов. Он просто свет не может ставить, но у меня был человек, который этим занимался. Я ни разу не разочаровалась в Денисе.

Школа

Вас сравнивают с Гай Германикой, только говорят, что вы чувствуете реальность, а Германика ее имитирует. Льстит ли вам такое определение, сравнение?
Я не хочу себя сравнивать с Лерой, мы разные режиссеры. Мне все равно, что пишут. Я считаю, Лера - очень талантливый человек. Людям вообще свойственно все время сравнивать. Меня с Оксаной Бычковой бесконечно путают и сравнивают. Я не понимаю, как к этому относиться. Видимо, никак. Глупо всерьез об этом думать, короче.

Наташа, что сейчас с вашим фильмом? Какова его прокатная судьба? Как-то надо отбивать бюджет в 400 000 долларов.
Мне все равно, что с этим будут делать продюсеры, это не моя головная боль. Мне, главное, надо было снять кино, и чтобы его увидел зритель. Какой-то зритель его уже увидел.

Наталия Мещанинова: «У меня был интернет-роман с Норильском»

Я слышала, Германика собирается сказки снимать. Какие у вас ближайшие творческие планы?
Снимать кино бескомпромиссное и радикальное.

Не хочется вернуться в документальное кино?
Мне не интересно снимать человека в белой рубашечке, который не курит, не матерится и ест манную кашу. Ну, реально, мне не интересно. Бескомпромиссное документальное кино в нашей стране показывать гораздо сложнее, чем игровое. К тому же у меня сейчас маленький ребенок, погрузиться в жизнь живого человека на полгода мне сложно.


Ссылки по теме:

«Комбинат «Надежда» в конкурсе кинофестиваля в Роттердаме
25-ый «Кинотавр»: «Комбинат “Надежда”» и «Еще один год»
«Школа». Обзор сериала

Юлия Сергеева



Интервью сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия интервью: //www.kino-teatr.ru/kino/person/392/