Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Алексей Герман-младший: «Мне нравится хардкорное кино»

интервью >>

В начале июня в российский прокат выйдет фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», удостоенный «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. Сложная поэтическая драма, состоящая из нескольких новелл, рассказывающих о совершенно разных героях, которые относятся к так называемым «лишним людям». Они живут в недалеком будущем и в предчувствии войны. Мы поговорили с Алексеем Германом-младшим о долгой работе над картиной, неприятии «газетного кино», идеологических спорах и новом проекте про Сергея Довлатова.

Алексей Герман-младший: «Мне нравится хардкорное кино»


Вы очень давно начали работать над этим фильмом, но сейчас он удивительно попадает в общее настроение. Как пришло к вам это предвоенное ощущение, или вы с ним живете?

Мне все время казалось: вот какая-то накопленная история, она не может не привести к тому, что сейчас происходит. Мне всегда казалось, что набор ментальных противоречий, набор параной с разных сторон, незнание истории, каких-то смысловых дефицитов, что вся эта энергия уже была давно заложена.

Насколько давно. Был ли такой переломный, как вам кажется, период?

Я считаю, что 2002-2003-й год. В это время, как мне кажется, стало понятно, что история - про какую-то враждебность, она никуда не ушла. Но я хочу сказать, что не уверен, что фильм воспринимают все одинаково. Мне казалось, что – я говорил об этом изначально – фильм больше понятен русским, больше понятен восточным европейцам, на западе меньше понимают проблематику.

Они, скорее всего, видят отсылки к литературе.

Наверное. Если они знают литературу.

Чехова же знают.

Ну кто-то знает, кто-то – нет. Мы изначально делали фильм не экспортный. У нас был выбор: сделать его более экспортным, более прозрачным, понятным или делать фильм таким, как нам кажется, поэтическим высказыванием о себе, о стране, обо всем. Мы выбрали второй вариант, поэтому я и думаю, что он по-разному воспринимается, но это и хорошо.

Алексей Герман-младший: «Мне нравится хардкорное кино»

Вы говорили, что вам важна была 3D-структура картины. А не было мысли сделать эту историю более интимной, где будет меньше героев, меньше новелл, более линейную? Или изначально тяготели к этой форме?

Да, мне нравится «хардкорное» кино. Не хардкорное даже, а то кино, которое исследует границы киноязыка, того, что можно и нельзя, которое вместе со зрителем занимается познанием мира. Мне не очень нравится «газетное» кино, которое говорит «значит, идем туда!» Мне это не очень нравится. Я вообще не уверен, что культура должна только утверждать, она может задавать вопросы, размышлять, сопереживать, она может пытаться понять какое-то ощущение. Понимаете, эта история про то, что нам кажется, что это кино должно быть сделано таким образом. Могли бы мы достроить с ним купол, а не шпиль, или снести и перестроить? Наверное, могли бы. Но мы решили ни купол, ни шпиль не достраивать, а идти тем путем, который нам кажется.
Я думаю, что мы слишком уступаем все время – культура вообще. Мне кажется, что искусство не должно быть форматным. Я в это верю. Мне кажется, мы приехали в какой-то мир форматов: вот такой должен быть формат, сякой должен быть – фестивальный, патриотический. Мне это надоело. Ну зачем?! Это размывает возможность развития, с одной стороны. А с другой стороны, время же поменялось, поэтому оно говорит более плотно. Не только в России, по всему миру. Оно говорит более комплексно.
Вообще я не понимаю, как о России можно разговаривать просто. То есть, наверное, можно взять, что блестяще сделал Звягинцев, замкнутую структуру и в ней выстроить понятную драматическую историю. Но у нас изначально были абсолютно другие задачи. Я не знаю, как правильно. Я не понимаю. Я знаю, что все непросто, я знаю, что есть много противоречий, сложностей, умонастроений, несовместимостей. И, собственно говоря, эта несовместимость, умонастроения, «распятость» во времени – не прошлое, не будущее, не настоящее, ни то, ни се. Постоянное повторение этих русских разговоров, которые идут на протяжении 300 лет: один писатель пишет: «Нет, мы не Европа», другой пишет: «Нет, мы Европа». Ну что вы пишете? Почитайте, что в XIX веке писали. Что вы повторяетесь? Надоело это уже! Придумайте что-то другое. Мы вот из этого. Мне так кажется.

Есть ли в фильме какой-то герой, который максимально похож на вас? Или в каждом есть ваши черты?

Мне кажется, в каждом что-то есть, в каждом есть какие-то мои ощущения.

Алексей Герман-младший: «Мне нравится хардкорное кино»

Расскажите про кастинг, он достаточно интересный у вас. В главной роли – Виктория Короткова, она из кукольного театра, есть режиссер Рамиль Салахутдинов, музыкант Луи Франк, при этом есть Чулпан Хаматова, у которой совсем небольшая роль.

Не знаю, мы отбирали тех, кто похож на то, что написано, с одной стороны. С другой стороны, мы искали какие-то непластиковые лица, какую-то энергию в людях. Чтоб, условно, мужик был похож на мужика, а не на артиста советского театра. Чтобы девушка была не похожа на типичную русскую актрису. Я не знаю, от актера идет какой-то запах «я актер», как, знаете, от несвежей рыбы немножко. Вот все вроде бы нормально, но что-то в нем есть такое актерское. Я не понимаю, что это такое, но оно есть. Вот чтоб этого запаха не было, чтоб был какой-то другой. При всем уважении к русским актерам. У нас много актерских дебютов и много неактерских работ – мы как-то старались не искать «осетрину второй свежести». У нас многие талантливые ребята не вошли, кого мы пробовали. Вот, допустим, Луи Франк – он вообще такое существо, он есть такой один. Вот он такой, и я понимаю, почему его должны любить женщины, я понимаю, почему они должны им увлекаться. Я понимаю, что он думает, я понимаю, что он сложный, что он такой. Это нельзя симулировать. Это нельзя сыграть. Это либо есть, либо нет.

На каком этапе был фильм, когда вы пошли дорабатывать «Трудно быть богом», и мог бы этот фильм получиться другим, если бы вы не дорабатывали фильм своего отца?

Там были украинские съемки, процентов на 30 было готово. А потом папа долго болел. Но фильм примерно такой был, он не сильно поменялся. «Трудно быть богом» – это было такое трагическое путешествие в другую, совершенно неожиданную сторону.

Вы не боитесь, что ваша картина может вызвать такую же бурную дискуссию, как фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»?

Наверное, нас будут во многом обвинять. Во-первых, все забудут, что мы начали работать с Украиной в 2010 году. Поскольку все это забудут, нас будут обвинять, естественно, в диверсии. Во-вторых, он из-за своей не очень форматной формы вызовет споры у журналистов. Почему так, почему сяк, почему какие-то вещи говорятся прямо. Мне кажется, иногда надо прямо говорить. В-третьих, он, очевидно, вызовет идеологические споры. Но мы выходим в такое очень сложное время. Наверное, будут и крайние реакции, но мы с этим особо ничего не сможем сделать. Будет так, как будет.

А как вы вообще относитесь к таким острым дискуссиям? Кино у нас теперь раскалывает общество. Все-таки давно такого не было.

Да было такое. Вы забыли.

Алексей Герман-младший: «Мне нравится хардкорное кино»

Но в последние годы не было.

В последние годы были такие вегетарианские споры, вялые. Сидели люди в Москве, очень хорошо зарабатывали, все было неплохо. А потом выяснилось, что эта жизнь заканчивается. Все всегда думали, что все не про них. Послушайте, я сидел в 2007 году с нашими многими журналистами, говорил, что вызовы меняются, все меняется, у меня была депрессия не потому, что плохое или хорошее, просто было понятно, что мы входим в другую историческую эпоху. Ну не сразу, через несколько лет. Потом в 2008 году вышел фильм «Бумажный солдат», там была масса споров про судьбу интеллигенции. Я прекрасно знаю и помню, что очень многие со мной были не согласны. Огромное количество журналистов писало, что это все ерунда, что это все закончилось, что этого всего нет. Через два года они все начали говорить ровно те же вещи. Поэтому да, фильм «Под электрическими облаками» будет вызывать споры, но мы считаем, что мы мудрее, чем те люди, которые будут нас критиковать.

Расскажите про вас следующий проект «Довлатов». На какой он стадии?

Мы начали подготовку к съемкам, поиск актеров. Впереди большая работа. Нужно погрузиться в время, ощутить его. Для нас главное не только быть точными в деталях, костюмах, интерьерах, но и уловить дух времени, почувствовать эпоху во всем ее многообразии. Здесь важно все: и анекдоты, и крой костюма, и уличное освещение, которое было абсолютно иным. Мои родители прекрасно знали Довлатова, мой дед – Юрий Герман - в сложных ситуациях приходил на помощь его семье, поэтому для меня это еще и личная картина. Это история не только о Довлатове – она также о людях, благодаря которым он стал великим писателем. А ещё эта история и о времени, и о Ленинграде, который в то время был центром замечательной литературной и театральной жизни. По-своему, это объяснение в любви городу, в котором я вырос. За последние 25 лет в России было очень мало рассказано о Ленинграде начала 70-х годов. По сути дела, огромное культурное явление жизни нашей страны прошло во многом незамеченным для кинематографа. Невероятная концентрация знаковых фигур выдающихся писателей, художников, артистов, определившая 70-е годы как исторический период, так почти и не нашла воплощения на экране.
Наша история – это рассказ о счастье молодости, о том времени в жизни, когда смешное воспринимается смешно, а трагическое – трагично. Проще говоря – об остроте чувств. Именно поэтому мы и взяли этот временной период, когда Довлатов, Бродский и многие другие герои фильма ещё молоды. Довлатов является знаковой фигурой для целого поколения. Его книги были изданы в разных странах мира на разных языках многомиллионными тиражами.
Довлатов – это не просто писатель, это икона времени. По сути, он суперзвезда российской литературы. Его читают, ему подражают, его цитируют. В любом книжном магазине можно найти книги о его жизни. Мы верим, что фильм найдет массового зрителя.

Алексей Герман-младший: «Мне нравится хардкорное кино»

Мария Тимофеева
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
Lexx   31.05.2015 - 18:23
... Ситуация не меняется - поэтому не меняются и разговоры. А ситуация, на мой взгляд, в том, что после падения Византии и переориентации на Европу Россия немножко "подвисла". Возник "экзистенциальный... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2017
боевик, детектив, мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
боевик, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия
Франция, 2017
биография, мелодрама, экранизация
Франция, 2017
драма, триллер, фильм ужасов
Испания, 2017
комедия, мелодрама
Дания, 2016
комедия, криминальный фильм, мистика
США, 2017
все фильмы в прокате >>