Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Клим Шипенко: «Получая деньги на кино, люди не думают, что их нужно вернуть»

интервью >>

В российском прокате – «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota». Фильм о молодых предпринимателях, генерирующих один стартап за другим в условиях беспощадной российской коррупции и идущих через тернии к понимаю того, что не в деньгах счастье. О деньгах в российском кино, а также о том, как сделать его лучше, мы поговорили с режиссером Климом Шипенко.

Клим Шипенко: «Получая деньги на кино, люди не думают, что их нужно вернуть»

Откуда пришла идея фильма?

Она пришла генеральному продюсеру картины Рубену Дишдишяну, это он решился экранизировать книгу Дмитрия Шахова, купил права и начал работать над сценарием. И когда был готов его первый вариант, тогда уже я подключился.

В своих прошлых фильмах вы работали в основном со звездами. А здесь в главных ролях – актеры, совсем не известные широкой публике. Как они появились на площадке, и почему именно дебютанты?

Они нашлись методом серьезного поиска, кастинга и проб. Мы прошерстили всех имеющихся на тот момент актеров, подходивших по возрасту, и из них выбрали этих двоих – Виктора Грудева и Дмитрия Калязина. Главного героя я нашел в Ярославле, он приезжал туда с театром из Новосибирска, играл «Чайку». Я его увидел, и мне он очень понравился, показался очень свежим, настоящим, молодым, талантливым артистом. А Диму Калязина привела на кастинг второй режиссер Гета Багдасарова, он попробовался, и как-то все срослось.

Как бы вы сами определили жанр «Исповеди Z@drota»?

Молодежная драма.

И рассчитана она, следовательно, на молодую аудиторию?

Я снимал этот фильм не только для молодой аудитории. Я все-таки хотел сделать его универсальным, так, чтобы и взрослые люди могли бы увидеть себя в этих молодых героях. Я бы хотел, чтобы для них эта история стала и их собственной историей, чтобы они задумались о своей жизни. Одним словом, чтобы она была актуальной и для взрослых людей, несмотря на то что она про молодых.

А вообще история, рассказанная в фильме, актуальна сейчас?

У меня была задача сделать кино актуальным - но оно делалось в несколько иных политических реалиях. Сейчас, в связи с изменением этих политических реалий, я надеюсь, что оно выглядит еще более злободневным.

То есть главных героев можно назвать героями нашего времени?

Это, мне кажется, зритель должен сказать – примет ли он их в качестве героев времени? Для меня они герои универсальные, на все времена.

Клим Шипенко: «Получая деньги на кино, люди не думают, что их нужно вернуть»

Вы – сторонник зрительского, жанрового кино, которое в России все еще не очень популярно. Почему?

Любое кино делать трудно, но зрительское и жанровое, как мне кажется, особенно. Потому что ты постоянно должен иметь этот зрительские третий глаз, когда снимаешь, смотреть на историю не только с точки зрения своего собственного внутреннего мира, но еще и пытаться понять, как зритель будет ее воспринимать. И работать с этими ожиданиями, думать о них на каждом этапе работы над картиной. Задавать себе вопрос: «Что я хочу, чтобы зритель думал? Что ему было бы интересно в этот момент увидеть?». То есть это постоянный баланс между тем, какой история должна быть, и тем, какой ее хотелось бы увидеть публике.

А как быть с государством? Сейчас, кажется, режиссерам больше приходится думать о том, каким фильм хотелось бы увидеть Министерству культуры. Насколько, на ваш взгляд, велика роль государства в судьбе российского кино? И хорошо ли это?

Роль государства в российском кино огромна: фильмы делаются и могут быть сделаны только с помощью государства. Другой вопрос, что этим можно злоупотреблять, и так периодически и делается. Нужно надеяться, что баланс все-таки найдется, и эти деньги будут восприниматься не как подарок, а как инвестиция, которую нужно отработать. Я за такой подход. Потому что очень часто, получая деньги на кино, люди не думают о том, что их нужно вернуть. Не то чтобы я за полностью возвратную систему – для некоторых фильмов это просто невозможно. Надо понимать, для чего делается каждый фильм. Есть картины, которые снимаются, например, чтобы продвинуть имидж страны за рубежом – такое своего рода меценатство. А есть фильмы, которые должны быть возвратными, и нужно изначально понимать их потенциал. Мне кажется, что к этому сейчас и стремятся, надеюсь, что эта система в какой-то момент станет рабочей, оправдывающей себя и возвращающей инвестиции.

Клим Шипенко: «Получая деньги на кино, люди не думают, что их нужно вернуть»

Про государство понятно. А какие шаги нужно тогда предпринимать самим кинематографистам, чтобы сделать российское кино конкурентноспособным?

Так как я работаю в зрительском сегменте, буду говорить о нем. Это кино, так или иначе, конкурирует с американским за одного и того же зрителя в пределах одного и того же кинотеатра. И есть успешные примеры такой конкуренции, но для того, чтобы подобных российских фильмов стало больше, нужны соответствующие бюджеты. Зрители привыкли уже к определенным стандартам качества, к определенному уровню технического оснащения фильмов - и они ждут того же самого от истории. Я сейчас работаю над фильмом про космонавтов, и, так или иначе, зритель, который будет смотреть этот фильм, скорее всего видел «Гравитацию». И это та сложность, о которой я и продюсеры Сергей Сельянов и Бакур Бакурадзе думаем. Мы пытаемся эту марку и этот уровень держать. Это непросто, требует намного больше денег, чем есть. Потому надеюсь, что ситуация однажды изменится и бюджеты будут пропорциональны масштабу фильмов, – и тогда мы и сможем конкурировать. Планка американского кино достаточно высокая, но я хочу ее превзойти. Что касается фильма «Исповедь Z@drota», то этот фильм и в Америке был бы малобюджетным. То есть сумма должна соотносится с задачей – когда на какой-то артхаусный проект дается слишком много денег, я считаю, что это неправильно. Я думаю, что также считают и в Министерстве культуры, и в Фонде кино. Вопрос в том, как эту систему наладить, чтобы выдаваемые деньги доходили до экрана и были видны. Как это сделать? Я не знаю. Если бы знал, наверное, был бы продюсером.

Клим Шипенко: «Получая деньги на кино, люди не думают, что их нужно вернуть»

В вашем новом фильме «Салют-7. История одного подвига» – том самом, про космос – в качестве одного из продюсеров выступает режиссер Бакур Бакурадзе. Как вам работается в такой компании?

Мы работаем в творческом тандеме, и по большинству вопросов удается достичь взаимопонимания. Он умный человек и глубокий художник, правда, больше в области авторского кино. Но он прислушивается ко мне, когда я апеллирую к зрительскому кино. Он в этом смысле очень чуткий человек. Как Сергей Михайлович Сельянов, который вообще пошел на такой эксперимент, объединил нас в одну команду – тут нужно быть авантюристом.

А в «Исповеди Z@drota» какова была роль продюсера?

Рубен Левонович Дишдишян доверил мне историю, то есть дал мне возможность сделать тот фильм, который я хотел, в рамках существующего бюджета. И я очень благодарен ему именно за то, что он, так скажем, отпустил меня с этой историей. Хорошо это или плохо – покажет прокат. Небольшой – 200-300 копий.

Это, как мне кажется, не так уж и мало.

Прокатчики верят в успех фильма, а я надеюсь, что аудиторию он наберет в том числе и в интернете. И люди будут смотреть - если даже не в кинотеатрах, то скачивать и смотреть на своих планшетах. Конечно, легально, но почему нет? И в этом формате, я думаю, он тоже наберет свою аудиторию. Разными дорогами, но до зрителя он дойдет. Этот фильм очень для меня важен, я могу подписаться под всеми мыслями, которые там звучат. Это моя попытка поговорить на определенные темы, так что хотелось бы, чтобы зритель поучаствовал в этом разговоре.

Клим Шипенко: «Получая деньги на кино, люди не думают, что их нужно вернуть»

Наталия Григорьева
Подписаться на рассылку новостей
персоны
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, криминальный фильм, триллер
США, 2016
боевик, драма, триллер
США, 2016
мелодрама, мистика, приключения, триллер
Россия, 2016
боевик, комедия, криминальный фильм
США, 2015
биография, драма
Марокко, США, 2015
комедия, мелодрама
Франция, 2016
боевик, военный фильм
США, 2016
все фильмы в прокате >>