Джаник Файзиев: «Это миф, что продюсера сложно заинтересовать»


интервью


7 октября 2016

В эфире Первого канала недавно завершился показ психологической драмы «Тонкий лед» с Алексеем Гуськовым и Егором Бероевым, которую спродюсировал Джаник Файзиев. Известный кино- и телережиссер, преподаватель ВГИКа и генеральный продюсер компании «Централ Партнершип», в этом году Файзиев также выступил в качестве члена жюри 26-го «Кинотавра». Мы встретились с режиссером «Турецкого гамбита» и продюсером «Адмирала» в Санкт-Петербурге, где он одновременно занимался производством двух телекартин детективного жанра, «Консультант» и «Личность не установлена», и поговорили о новых отечественных сериалах, о работе с Сергеем Безруковым и Кириллом Кяро и о том, сложно ли попасть на прием к продюсеру с идеей фильма.

Джаник Файзиев: «Это миф, что продюсера сложно заинтересовать»
фото: 1tv.ru


У вас сейчас 8 проектов в производстве одновременно. Как вы всё успеваете?

Люди отличаются друг от друга - есть многофункциональные, которые могут делать много дел сразу, а есть те, кто может делать только что-то одно. Разница в устройстве сознания, и оно не приобретённое, а врождённое. Я не могу сказать, посчастливилось ли мне или «понесчастилось», но я отношусь к первому типу. В лучшие времена, когда я работал руководителем на производстве «Первого канала», у нас было 14 проектов параллельно. При этом в отделе работали 7 или 8 человек. И когда я встретил коллегу из Warner Brothers, на вопрос «Сколько у вас человек?», я ответил: «7», он спросил: «Тысяч?», я говорю: «Нет. 7» - «Семьсот?» - «Семь ровно». Говорят, он на нервной почве начал выпивать (смеётся). Тогда мы делали 140 или 160 часов в год, а они - 115 или 120. Он говорил, что у него работает 1,5 тысячи человек. У нас семеро, но по 24 часа в сутки. Сейчас, по сути, то же самое.

Есть проекты, за которые особенно сильно волнуетесь?

Знаете, пока мы в начале пути – мы их всех «облизываем». А когда мы выйдем на финишную прямую, тогда, наверное, будут и фавориты. Пока сказать, что этот проект мне нравится больше, а этот меньше - я не могу.

А вот не по любви, а с профессиональной точки зрения, есть какой-то проект, на которой вы возлагаете особые надежды?

Тут не угадаешь – всё зависит от публики. Проект попадает в непредсказуемую обстановку, и сказать, станет ли он успешным невозможно. Это зависит от того, хотят ли его смотреть в данный конкретный момент времени. Вот есть, например, проект, в котором Сергей Безруков играет.

«Охота на дьявола»?

Да, «Охота на дьявола». Работает он потрясающе. Ходит, смотрит, волнуется, как там всё идёт, заряжает всех энергией: «Надо, чтобы это было круто, ребята!». Конечно, проект, в котором Сергей Безруков играет главную роль, зрителем будет востребован. Но вдруг к тому моменту, когда он выйдет, окажется, что будет много параллельных исторических проектов от других производителей?

А вот ещё про «Охоту на дьявола». Почему декорации размещаются в Москве? Там же действие происходит во Франции, в Германии. Почему не выездные съёмки?

Дорого.

Дороже получается? Потому что у вас, мне показалось, дорогие декорации.

Они не очень дорогие. Они в любом случае дешевле, чем билеты, скажем, до Риги. Но, конечно, мы планируем доснимать в Калининграде, в старом Кёнигсберге. Я очень надеюсь, что этот сериал понравится зрителям. Сценарий написан с таким невероятным вниманием к людям. Несмотря на то, что основа истории – расследование, детективный сюжет, важными также являются и человеческие отношения.

Джаник Файзиев: «Это миф, что продюсера сложно заинтересовать»

Почему большую часть проектов в Петербурге снимаете? «Личность не установлена», «Консультант»…

Я думаю, что так совпало. На самом деле, не большую часть, а всего два (смеётся).

В сериале «Личность не установлена» сталкиваются два армейских товарища, которые оказываются по разные стороны баррикад. Их воссоединение будет больше похоже на «дуэль» или «встречу выпускников»?

Они такие «brothers in arms» - «братья по оружию». Они спасают друг друга, выручают – это главный мотив. Это люди, связанные человеческой дружбой, которую трудно назвать сугубо мужской. Они преследуют какие-то цели, ради которых им иногда приходится идти наперекор закона и общественного мнения, но, тем не менее, человеческие принципы они соблюдают.

А военная история остаётся за кадром, или будут сниматься флэшбеки?

Да, она за кадром.

Вот так вопрос: актёрам сценарий даётся какими-то кусками, или они с самого начала знают, как поступит в той или иной ситуации товарищ?

Конечно, даётся целиком. О кусках – это всё байки. Артист обязательно должен знать текст для собственной роли – какие там нюансы, где краски поберечь, где какая эмоция должна быть. Это работа не по принципу «прочёл и выкрикнул», это нужно настраивать.

Знаете, интернет-пользователи не хотят много читать про кино, им нужна какая-то короткая рекомендация. Какой цитатой можно побудить на просмотр сериала «Личность не установлена»?

Это может быть не очень точный референс, но первой мыслью у меня в голове был фильм с Харрисоном Фордом, где он играл полицейского, который при этом ещё дома пытался продавать («Голливудские копы» - прим. ред.). Название вспомнить не могу – я смотрел его всего раз да и очень давно. Так вот, я вспомнил этот фильм не потому, что он прямо похож на наш сериал, а потому, что он сделан с такой же иронией. Авторы удивительно точно нашли интонацию, когда человек приходит на задание, ему бы надо за преступником бежать, а он параллельно дом кому-то продаёт, пытается заключить сделку, потому что семью-то кормить надо. Или он кого-то задержал, тот говорит: «Я дом хотел купить», а он визитку ему протягивает: «Вот, возьмите, позвоните мне» и ведёт его в полицейский участок. Там это доведено до комического абсурда, а здесь это выступает неразрывной правдой жизни.

Сложен ли съёмочный процесс такое непростой истории?

А вы загляните в Instagram Кирилла Жандарова. Он снимает маленькие скетчи, и последние два – просто очень смешные. Там то группа постоянно обнимается, то они в Джеймсов Бондов играют. Я им говорю: «Вы вызываете зависть у всей индустрии». Съёмочный процесс всегда такой тяжёлый, утомительный, люди устают. А эти всё веселее и веселее. Всю индустрию заставляют хотеть работать с нашей группой.

Кадр со съемочной площадки Консультанта

Давайте поговорим о сериале «Консультант». Насколько я понимаю, в основу сюжета легли реальные события?

Да, у героя Кирилла Кяро, который как раз играет консультанта-психолога, есть реальный прототип – известный психиатр Александр Бухановский. Он, кстати, был экспертом в деле Чикатило. Бухановский утверждал, что человек, который совершает серийные убийства, должен быть добропорядочным, тихим, невзрачным, незаметным гражданином, а главное, очень социализированным внешне. Сначала его поднимали на смех, но потом на основе его работ в мире возникла криминальная психология. Все эти американские фильмы про специалистов, которые приезжают и рассказывают, как выглядит и мыслит преступник – это всё сделано на основе работ Бухановского. У него в Ростове институт, там его дочь работает. Некоторые специалисты иронизируют по этому поводу, говоря, что в Ростовской области за всё это время было изобличено самое большое количество маньяков. Но это вовсе не потому, что Ростовская область как-то отличается от остальных, а просто потому, что Бухановский умел это делать.

В сериале героя Кяро тоже сначала не понимают?

История его героя и его способностей развивается, как судьба любого изобретения, которое проходит три стадии. Первая – «этого не может быть», вторая – «в этом что-то есть» и третья стадия – «кто же этого не знает». Первые две стадии всегда очень интересны для исследований, для художественного творчества – это такая очевидная форма конфликта. Хотя, если третья стадия является одной фразой или финальным кадром, то тогда это тоже любопытно именно для кино. Потому что человек бился-бился, все говорили: «Нет, нет, не может быть, не может быть». А потом он выходит, и какой-то мальчик ему говорит «Дядь, ты что – не знаешь, вот так надо делать на самом деле».

То есть всю историю «Консультанта» можно условно разделить на три этапа?

Да, там так развивается история. Сначала там есть следователь, и его надо «победить», убедить в своей правоте, чтобы он хотя бы просто не мешал работать. Потому что следователю и так всё понятно: человек признался – работа сделана. А консультант начинает перебирать варианты: сначала одного вызывает, потому второго, потом третьего… И постепенно некоторые начинают его понимать, а другие не понимают по-прежнему.

А что насчёт героя Максима Дрозда?

Герой Максима - тот самый следователь. Нормальный, искренний мужик, который работает, своё дело знает и понимает. И тут вдруг приезжает какой-то книжный червь, который рассказывает ему, как не надо делать.
А в чём его драма? Судя по его взгляду, по дублю, очевидно, что там человек с болью в душе. Одновременно работая над следствием, он невольно становится пациентом нашего главного героя. Потому что у него, как и у всякого мужчины, есть некое раздвоение в личной жизни, и он не знает, как сделать правильный выбор, и вообще, что – правильно, а что – неправильно. И как всякого альфа-самца, его раздражает любое вмешательство в его личное пространство. Каждый мужчина с большим трудом ходит к психологу, потому что в мужском сообществе это считается слабостью. В женском сообществе это считается нормой – пойти, всё рассказать, получить совет, сказать, что она дура, и сделать по-своему. Или, наоборот, сказать «да, правильно», и в соответствии с советом поступить.

Кадр со съемочной площадки сериала Консультант

А мальчики предпочитают: если сам, то сам. Поэтому невольно становясь пациентом нашего главного героя, он его ещё больше за это ненавидит. А поскольку у них ещё и борьба – он его пытается отстранить от следствия всеми правдами и неправдами, легальными и нелегальными способами, подстраивает ему всякие каверзы. До тех пор, пока не поверит - не перейдёт из первой во вторую стадию. Он его воспринимает, как объективное зло: какой-то говнюк мешает следствию и делает вид, что он умнее всех. Человек, для которого наука психология не существует, относится к ней, как к шаманству, как к астрологии. Для человека, для которого эти понятия ничего не значат, они для него всё равно, что косточки кинул и сказал: «цифра 6, поэтому иди налево». Зависимость такая же, пока ты не понимаешь, какая она в реальности.

Сложно ли заинтересовать продюсера идеей для фильма?

То, что продюсера сложно заинтересовать – это миф. Я и мне подобные люди, которые интересуются зрительским кино, ходим на все конкурсы, читаем сценарии. Лично я люблю сценарии, в которых есть жизнь, внятный, понятный широкой аудитории сюжет. На такие сценарии коллеги, как коршуны, набрасываются с криками: «Я первый! Я первый!» и вырывают их друг у друга из рук. Поэтому это миф.

А как попасть к вам на аудиенцию, чтобы предложить свою идею для кино?

Мой телефон и e-mail достать очень легко. Все коллеги передают друг другу со словами: «только меня не выдавай». Я двадцать раз предупреждал, что никому его давать не надо, но достучаться до меня, до Бондарчука или до Сельянова не представляет никакой сложности. Принести или прислать проект, дать почитать – я всё равно прочту. Хотя бы первые две страницы, потому что по ним сразу понятно читать дальше или не читать.

Почему именно две страницы?

Когда я был маленький – записался в районную библиотеку в Ташкенте. Помню, что я приходил, ничего не знал, меня никто не гайдил. А там книжки, книжки, книжки, книжки… Я брал одну, открывал на любой странице и читал. Если мне было интересно, я брал её в библиотеке. Тут - то же самое. Открываешь сценарий на любой странице, читаешь, понимаешь, как строится диалог, про что сцена, интересно ли тебе за этими героями наблюдать.

Неужели можно понять, что сценарий плохой, ознакомившись лишь с парой страниц?

Как-то я читал в одной статье: «Когда я открываю пьесу, и она начинается со слова «Здравствуйте», и в ответ герой другому говорит «Здравствуйте», я закрываю её, потому что для меня видно, что автор, который эти слова пишет, он совсем не знает, что такое сценическое время». Это же очевидно. Читаешь сценарий: «Вам чай с сахаром?» - «Да». – «Вам два кусочка или три?». Зачем эти подробности? Диалог стоит на месте, эпизод стоит на месте. Поэтому сейчас и появляются фильмы, в которых сюжет на 15 минут, а кино растягивается на 2 часа. Взрослый зритель этого не понимает. Ему надо, чтобы он понимал, про что ему рассказывают.

Джаник Файзиев: «Это миф, что продюсера сложно заинтересовать»

Правда ли, что одна сцена должна помещаться на одну страницу и каким-то определённым шрифтом? Если текст больше, чем на одну страницу, можно закрывать и не читать дальше сценарий?

Да, существует такое. Это негласный закон, такое представление о том, что сцена не должна длиться дольше двух минут. Но это не главное. Если сцена длится больше 2 минут, то зритель теряет интерес. Нужно встряхивать его каждые две минуты. Это такой ритм восприятия. На самом деле, как говорил Булат Окуджава: «Каждый пишет, как он дышит». Собственно, и снимает тоже каждый, как он дышит. Всё зависит от внутреннего ритма.

Если верить интернету, у вас актёрская работа была в 1989 году, а потом в 2016…

Просто я со своей мордой как актёр в отечественном кино трудно умещаюсь. В последний раз я играл в собственном же проекте, я его продюсировал. Там был персонаж по происхождению – грек.

Сериал «Мурка», насколько мне известно? Какова его дальнейшая судьба?

Он должен выйти осенью. Я надеюсь. У нас там случился кризис, денег не осталось. Мы искали того, кто будет играть грека. Тогда Эрнст посмотрел на меня и сказал: «Вот». Я думаю, что он это сказал, чтобы от него отстали уже и не приставали с повышением бюджета. Но таким образом у меня получился своеобразный возврат в актёрскую профессию.


Ссылки по теме:

«Тонкий лед»: Новый сериал с Алексеем Гуськовым

Анна Полибенцева



Интервью сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия интервью: //www.kino-teatr.ru/kino/person/522/