Одно дело рейтинги банков, страховых компаний - всё-таки какой-то ориентир для мирных граждан, которые хотят честно заработанный рубль сохранить, а если повезет - то и приумножить.
А актерские рейтинги? Или рейтинги фильмов? Тем более - определение рейтинга при помощи виртуального голосования. Это-то зачем? Кстати, с фильмами совсем непонятно, потому что есть ведь информация о кассовых сборах, есть фестивали…
Виртуальное голосование - это игра, в которую азартно играют фанаты (как приятно видеть своего кумира на верхней строчке!). Это и небольшой виртуальный знак внимания любимому актеру или режиссеру, это и попытка как-то обозначить своё отношение к "продукту" профессиональной деятельности тех, кто создаёт волшебный мир кино.
Оказывает ли это виртуальное голосование хоть какое-то влияние на процессы кинопроизводства, на актерский кастинг (о, сладкие мечты фанатов!), на выбор сценариев, наконец? Думаю, что подавляющее большинство граждан (для которых, собственно, кино снимают, спектакли ставят) с уверенностью скажет - НЕТ! Так ли это? Попробуем разобраться.
Маркетинговые исследования, рейтинги etc есть непременный атрибут цивилизованного рынка. Ведь классическая задача маркетинга очень проста и понятна - найдите потребность и удовлетворите ее.
Увы, кино в России - совершенно дикий рынок. У театров сейчас тоже непростые времена - хотя театральная реформа и отложена, но наступление её неотвратимо. И осознание этого факта заставляет театральных деятелей задумываться о вечном, о непреходящих ценностях… А зрители? Ничего, зрители подождут, не впервой! Пусть пока смотрят то, что есть - "Подводную лодку в степях Украины" или очередной шедевр Театра Сатиры, которому почему-то до сих пор смешно. Не нравится театр? Пожалте, господа хорошие, в кино - можно и экзотический "Поцелуй бабочки" посмотреть, и "Точку" - о непростой жизни жриц любви. А ещё можно посмотреть телевизор - новые ситкомы на СТС, очередная часть "Солдат" по Рен-ТВ. Выбор - богатейший! И вот уже продюсеры радостно рапортуют - у "Солдат-9" рейтинг выше, чем у ситкома СТС "Петя Великолепный" и значительно превышает рейтинг ситкома ТВЦ "Золотая теща"! Правда, о рейтинге сериала "Остаться в живых" скромно умалчивается…
Но всё-таки, кинопроизводство в России развивается, следовательно, планирование, бюджетирование и прочие скучные вещи неизбежны. В "области театра" тоже происходят перемены, пусть и не так быстро, как в кино. "Дикая" антреприза (а русский театр вырос из антрепризы!) потихоньку начинает сдавать свои позиции и медленно, нехотя движется в сторону великой актерской мечты - получить возможность сыграть в антрепризе то, что не посчастливилось воплотить в родном театре. С развитием кинопроизводства материальное положение актерской братии стало немного стабильнее, и актеры соглашаются уже далеко не на все предложения. Поэтому уходит основная составляющая успеха "дикой" антрепризы, длительное время просто паразитировавшей на сериальном буме. Не секрет, что 99% успеха антрепризы - "раскрученный" актер, который благодаря телевизору стал почти родственником для зрителей. А чем можно "заманить" в антрепризу популярного актера, который гарантированно соберет зал? Деньги, конечно, вещь немаловажная, но не основополагающая. Вот и приходится антрепренерам находить нестандартные решения.
Итак, рынок зрелищных искусств неотвратимо движется в сторону цивилизованной коммерциализации, а основа любого коммерческого проекта - грамотный маркетинг. Пока же кинопроизводство, например, не замечено в применении потребительских исследований до разработки фильмов, но продюсеры очень внимательно изучают рейтинги и своих, и чужих уже состоявшихся проектов. Зачем? Чтобы уловить тенденции зрительского спроса и принять решение: остановить какой-либо проект, сократить расходы на продвижение уже готового продукта, отказаться от интересного, на первый взгляд проекта и поддержать провальный, опять-таки, на первый взгляд проект. Пути продюсеров ведь неисповедимы…
А как же искусство? Авторское кино? Репертуарный театр? Арт-хаус? Неужели им не будет места в этом грубом мире "чистогана"? Будет, конечно. Просто потому, что это единственный источник свежих идей для мейнстрима. И очень хочется надеяться на то, что настоящее, живое искусство не будет прозябать где-то на "задворках" масскультуры…
Проголосуй сегодня так, чтобы было что посмотреть завтра.
|