Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Гнат (Игнатий) Юра

Гнат (Игнатий) Юра фотографии

Юра Гнат (Игнатий) Петрович

(27 декабря 1887) 8 января 1888, село Федвар (с 1945 - Подлесное), Александрийский уезд, Херсонская губерния, Российская империя (ныне - Кировоградская область, Украина) — 18 января 1966, Киев.

Заслуженный артист Украинской ССР (1923).
Народный артист Украинской ССР (1938).
Народный артист СССР (25.05.1940).

С 1907 года — актёр театров Львова, Москвы, Винницы.
С 1919 года — актёр, главный режиссер и директор (до 1954 года, в 1954—1961 годах - совместно с М.М. Крушельницким) Нового театра в Виннице (впоследствии — театр имени Ивана Франко, с 1923 года — в Харькове, с 1926 года — в Киеве).
Один из крупнейших деятелей украинского театра.
С 1938 года — педагог Киевского театрального института имени И.К. Карпенко-Карого, профессор (1946).
В кино — с 1935 года (первая роль — Сидоренко в фильме «Прометей»).
Избирался депутатом Верховного совета Украинской ССР 1—5 созывов. Член ВКП(б) с 1938 года.

Закончив в 1898 году земскую школу, Гнат Юра поступает на службу в нотариальную контору. Именно в этот период происходит первая встреча с театром на спектакле "Бедный Генрих" Герхарта Гауптмана. Юношеское потрясение от увиденного делает на все жизнь Гауптмана любимым драматургом и приводит к любительскому кружку. В том же Елисаветграде молодой Юра знакомится и посещает спектакли корифеев украинской сцены: Марии Заньковецкой, Ивана Карпенко-Карого, Николая Садовского, Афанасия Саксаганского. Передвижной театр под руководством Павла Гайдебурова и сестры Веры Комиссаржевской — Надежды Скарской открывает нему другое направление в искусстве, приобщает к драматургии Антона Чехова, Софокла, Вильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Жана-Батиста Мольера, Джорджа Байрона, Генриха Ибсена, Бернарда Шоу, Метерлинка.
Судьба сводит с выдающимся трагиком Павлом Николаевичем Орленевым, что к тому времени был признан в Европе и Америке, считался непревзойдённым Гамлетом и Лорензаччо Альфреда де Мюссе.
В 1907 году 19-летнего Гната Юру приглашает в свою труппу С. Максимович. Именно здесь он встретил другого, творческого побратима, который, по выражению самого Игната Юры, "сыграл в моей жизни незаурядную роль на протяжении многих лет" — Семёна Семдора.
1914 год стал для него судьбоносным. Семён Семдор позвал Юру во Львов, где работал в театре "Русская беседа". Гнат Юра начал дружить с Лесем Курбасом!
Гнат Юра, Лесь Курбас и Семён Семдор решают создать новый театр.
На хуторе у деда Леся Курбаса азартные мечтатели разрабатывают программу нового театра: "Группа лучших артистов Галицкого краевого театра украинского во Львове... обдумав и взвесив положение современного украинского театра, пришли к убеждению, что единственным выходом для него есть учреждения образцового украинского театра, репертуар которого бы не ограничивался пьесами старого украинского быта, а целиком уничтожив старый горилко-гопаковый балласт, ставил художественно новый и классический репертуар, каким бы языком он не был первоначально написан... хотим по-украински играть Шекспира, Ибсена, Шиллера, а также Шевченко, Лесю Украинку, Олеся...".
Но мечты осуществились лишь в 1916 году. Уже в первые сезоны "Молодого театра" Гнат Юра осуществил постановки: "Доктор Керженцов" Леонида Андреева (где режиссёр был и переводчиком и исполнителем главной роли); вместе с Лесем Курбасом обратился в драматические этюды О. Олеся, — попытка создать "театр настроения, полутонов, намеков, психологических нюансов"; "Затопленный колокол" Герхарта Гауптмана. Здесь было слияние психологической игры реальных действующих лиц с театральностью фантастических персонажей. "Кандид" Бернарда Шоу — снова в переводе режиссёра. В 1919 году начинается обострение внутренних разногласий, но раскол формально не состоялся — самые события тогдашней жизни привели к тому, что актёры разошлись в разных направлениях. С установлением советской власти в Киеве коллектив "Молодого театра" был влит в состав новообразованного Первого государственного украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко. Некоторое время там работал и Гнат Юра. Через несколько лет Н.К. Садовский примет его в труппу театра Франко и до последних дней он собственноручно будет приносить больному Николаю Карповичу его зарплату в конверте домой...
Возвратимся к Виннице первых лет деятельности новообразованного Театра имени Ивана Франко. "Мы ищем новые пути в искусстве... Давно уже время порвать с запорошенной рутиной так называемого бытового театра. Мы не будем бороться с прогнившими традициями — они умрут естественной смертью, так как из них уже сыплется порохня". Эти слова сказаны "апологетом" бытового театра Гнатом Юрой в 1922 году. И это было не просто лозунгом. Он действительно открыл украинскому театру неведомую драматургию. Ради справедливости замечу, что часть репертуара была уже опробована в Молодом театре. И всё-таки лишь пьес В. Винниченко за год было поставлено семь! Г.П. Юра снова обращается к любимому Герхарту Гауптману и Генриху Ибсену. В память своего художественного учителя Павла Орленева ставит "Лорензаччо" де Мюссе и "Монну Ванну" М. Метерлинка, "Лесную песню" и "Каменного властелина" Леси Украинки, делает несколько редакций "Ревизора" Н.В. Гоголя, "Свадьбы Фигаро" П. Бомарше, "Герцогини Падуанской" Оскара Уайльда... Уже в собственном театре он продолжает те поиски драматургии, новых театральных идей, о которые мечтал с Лесем Курбасом на дедовском хуторе.
Гнат Петрович создавал свой театр в наитруднейших странствующих условиях, без соответствующей материальной базы, воспитывал качественно новое поколение художников, занимался просветительской деятельностью по многочисленным городам Украины: Виннице, Черкассах, на Донбассе, в Полтаве, Прилуках. Франковцев будто подвергали испытанию на выдержку, а они вопреки всем неладам бытового плана жили единым — своим Театром.
С 1923 по 1926 годы франковцы работают в Харькове, который к тому времени является столицей Украины. В Харькове же театр праздновал свое пятилетие... "Что представляет собой сейчас Театр имени Ивана Франко, это ли академический театр? Нет, в понимании закостенелых форм это не академический театр. Это театр, который вобрал все достояния театрального искусства и использовал их в своей художественной работе. Но вместе с тем это театр экспериментальный, ищущий новые средства сценической выразительности". Это были слова, сказанные свободным художником Игнатом Юрою. И как подтверждения их на сцене шли раскованного, изысканного театрального, экспериментально-эпатажного спектакля Бориса Глаголина.
В 1925 году Юра с Ф. Барвинской и А. Ватулей побывал в творческой командировке в Германии и Чехословакии. Знакомство с театром Макса Рейнгарда надолго пленило его воображение, так же, как и мечта осуществить постановку пьесы Л. Пиранделло "Шесть персонажей в поисках автора". Позднее он начал дружить с реформатором польского театра Леоном Шиллером — пропагандистом и последователем Гордона Крега...
Заканчивалась эпоха творчества. Начиналась эпоха всеукраинских театральных диспутов по вопросам творческих экспериментов и поисков в театральном искусстве. Жизнь сделала новый круг.
В 1926 году Театр Франко переведён в Киев. Театры заполонили директивы, художники становились бойцами идеологического фронта. С афиш стали постепенно исчезать имена драматургов с "упадочническими настроениями". На смену им пришли пролетарские писатели с четкой партийной позицией: Театр Франко стал лабораторией современной советской драматургии.
Кроме этого, без ведома Гната Петровича руководящие органы работали над усилением кадровой политики театра. Под видом нехватки актеров для массовых сцен театр пополнялся "актерами", которые следили за идеологическим состоянием изнутри. Известный факт, когда один из таких актёров, быстро влившись в коллектив и возглавив местком, обвинил Гната Петровича в национализме за его "ошибочное" решение включить в репертуар "Марусю Богуславку" М. Старицкого.
Но душа сопротивлялась. И тогда он прибегал к смелым экспериментам. Одной из таких попыток стала постановка "Бравого солдата Швейка" по Ярославу Гашеку, решенная в жанре сатирического гротеска. С 1928 по 1935 годы спектакль выдержал свыше 400 показов. Вот что пишет сам Гнат Петрович о своем герое: "Я понимал, что Швейк не бунтарь и даже не протестант... тем не менее, он уничтожает этот порядок своим гениальным идиотизмом... его так называемый идиотизм — это только условность, только маска, одетая на умное и хитрое лицо".
На первый взгляд, дальнейшие годы деятельности коллектива обозначены рядом компромиссов, но в то же время действуя, как тонкий театральный стратег, Гнат Петрович продолжает собирать лучшие актёрские силы. Принимает в театр многих "березиливцев" тем самым, возможно, спасая их: Вадима Меллера, Леся Дубовика, Бориса Тягно, Владимира Скляренко, Бориса Балобана. Даже волевое решение свыше о назначение Марьяна Крушельницкого главным режиссёром в 1953 году он воспринял достойно. Нигде и никогда ни одним словом Игнат Петрович не высказал своего отношения к этому факту, оберегая честь и достоинство своего театра.
Символично, что одной из последних постановок Гната Петровича на франковской сцене стала пьеса "Свиччине весілля" Ивана Кочерги. Он верил, что рано или поздно пройдут времена тьмы и мракобесия, охота на свободных людей и вспыхнет правдивый свет рампы. Появятся смелые экспериментаторы, которые в состоянии вывести наш театр на европейский уровень.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Рядом с ним похоронена его жена — актриса, заслуженная артистка Украинской ССР Ольга Рубчакивна-Юра (1903-1981).

Именем Г.П. Юры в Киеве в 1967 году названа улица (Никольская Борщаговка, Ленинградский район).
театральные работы
Копыста («97» Н.Г. Кулиша, 1924)
Фигаро («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1937)
Швейк
Карл VII («Праздника Иоанна» Б. Шоу)
Керженцев («Доктор Керженцев» Л. Андреева)
Пастух Лай («Царь Эдип» Софокла)
Лука («На дне» М. Горького)
Мартын Боруля («Мартын Боруля» Карпенко-Карого)
Бонавентура («Сто тысяч» Карпенко-Карого)

Постановки:
1924 — «97» Н.Г. Кулиша
1925 — «Вий» О. Вишни по Н.В. Гоголю
1933 — «Женитьба Фигаро» П. Бомарше
1938 — «Ой, не ходи Грицю…» М.П. Старицкого
1939 — «Богдан Хмельницкий» А.Е. Корнейчука
1940 — «Украденное счастье» И.Я. Франко
1948 — «Макар Дубрава» А.Е. Корнейчука
1950 — «Калиновая роща» А.Е. Корнейчука
1956 — «Украденное счастье» И.Я. Франко
1957 — «Дума о Британке» Ю.И. Яновского
1960 — «Свадьба Свички» И.А. Кочерги
призы и награды
Сталинская премия второй степени (1949) — за постановку спектакля «Макар Дубрава» А.Е. Корнейчука.
Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку спектакля «Калиновая роща» А.Е. Корнейчука.
Три ордена Ленина (1951, 1958, 1960)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1936, 1948)
Орден «Знак Почёта» (1940)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)

последнее обновление информации: 11.09.23
Гнат Юра был потомком наполеоновского солдата

На судьбу артиста иногда удивительно влияют его роли. В юности Гнат Юра играл на сцене такого еврейского изобретателя Бенциона, смастерившего вечный двигатель, а ретрограды-соплеменники эту машину поломали. Потом Гнат Юра создал театр имени Франко. Это и был его вечный двигатель, не раз поврежденный соотечественниками, но и до сих пор действующий.

Актерскую карьеру Юра начал в 1907 году. Играл много, даже во время армейской службы в городке Александрия, на тогдашней Херсонщине. Потом направился в Галичину. Там познакомился с Курбасом. Когда тот создал в Киеве легендарный Молодой театр, Юра тоже там играл. А впоследствии, в январе 1920-го, основал в Виннице украинский театр имени Франко — нынешний знаменитый в Киеве. А тогда это был частный театр на колесах, показывающий спектакли на сахарных заводах Черкасщины и Подолья. Был голод. С артистами рассчитывались сахаром. Даже с Бучмой, будущим великим актером.

В этом театре Юров - артистов было трое. Кроме Гната, старший брат Терешко и младший Сашко (выступал как Юра-Юрский). Сестра Татьяна — тоже артистка. Но самый популярный в семье — старший брат. Даже их попугай знал его имя: "Те-ре-шко!". С сыновьями странствовала и мать Мелания Григорьевна, готовила (если было из чего) на всю братию. Умерла на гастролях в Виннице, где и похоронена.
Фамилия Юра — якобы из Франции, там есть Юрские горы. Предком рода считался наполеоновский солдат, не вернувшийся домой и осевший на Херсонщине. Гнат Юра великолепно играл роль Фигаро: знатоки говорили, что такой французский темперамент среди славянских артистов — редкость.

Советская власть заметила странствующий коллектив. Нарком образования Николай Скрыпник послал артистов обслуживать шахты Донбасса. Донецк тогда еще звался Юзовкой. Афиши франковцев там читали так: "Гастроли французов". Но вскоре артисты стали популярны: жители Донецка приходили со своими стульями и требовали продать билеты, так как места у них уже есть.
Гастроли так впечатлили власть, что она сделала театр государственным и перевела в тогдашнюю столицу Украины — Харьков. Сначала их поселили в маленьком театре над Лопанью, где квакали лягушки. В Харькове были сильные российские театральные традиции. В главном театре города работала трупа Аксарина, говорившего: "Малороссы в столице — это позор!". Скрыпник выгнал Аксарина, а театр отдали франковцам.
Оставалось завоевать симпатии харьковчан. Юра сделал это быстро — когда поставил "97", знаменитую пьесу Николая Кулиша о голоде 1921 года. Тот голод публика еще помнила. Во втором акте кто-то терял сознание от шока, и в 10 вечера возле театра дежурила карета "скорой". Юра играл бедняка Мусия Копыстку. Портрет Юры - Копыстки висел в кабинете Петровского, головы ВУЦИК.

В 1926-м франковцы гастролировали в Москве, собирались в Париж. Но когда театр вернулся в Харьков, стало известно, что его переводят в Киев, а столичным становится "Березиль", возглавляемый бывшим соратником Лесем Курбасом. Мол, Курбас — более прогрессивный. Власть столкнула лбами двух мастеров, заслав одного из них в провинцию. Киев тогда казался провинциальным. Рядом с театром — где сегодня памятник Ивану Франко — стоял дом, за плетнем росли подсолнухи и паслись козы.
Уже через год Юра завоевал симпатии киевлян, редко кого любивших, кроме гастролеров. Амвросий Бучма говорил так: на свете всего два гениальных режиссера — Курбас и Эйзенштейн, и только один режиссер деликатный — Юра. Гнат Петрович действительно был человеком с мягким сердцем, что в театральной профессии (да еще в те мрачные времена) требовало достаточно большого мужества.

Кажется, для Юры театр был понятием семейным. И это он ценил даже выше искусства. В театре, кроме двух братьев, работали еще и их жены-актрисы, и сестра Татьяна, и ее муж-актер. Они вместе с другими прошли весь путь от основания театра, и грех было обвинять Юру в "клановости". Тем более что он "по-семейному" относился не только к родственникам-актерам. Когда в 1933-м над Курбасом сгустились тучи, Юра забыл всю несправедливость и предложил ему перейти к франковцам. Тот не пошел.

Но кое-кого Юра таки спас. Скажем, актрису Екатерину Осмяловскую и ее мужа Леся Липкивского — сына первого митрополита Украинской автокефальной православной церкви Василия Липкивского. Они работали в Одессе, где комсомольцы вынуждали их отречься от отца. Юра взял обоих к себе и запретил их травить.
Случались вещи и совсем, как для того времени, удивительные. Артист Виктор Добровольский 10 месяцев сидел под следствием в киевской тюрьме НКВД. Когда вышел, Юра сразу назначил его на роль Михаила в "Украденном счастье" Франко. В этом вершинном спектакле франковцев трое главных исполнителей знали, что такое украденное счастье на самом деле: Бучма ждал ареста после того, как забрали его друга Курбаса. А первый муж Натальи Ужвий, поэт Михайль Семенко, был расстрелян.
"Украденное счастье" повезли в Москву. Сталин хотел смотреть не драму, а что-то повеселей. Ему показали "В степях Украины". Это было за неделю до войны.

В 1954 году франковцы опять были в Москве. И повторилась ситуация первых гастролей: неожиданно пришел приказ — снять Гната Юру с должности главного режиссера (якобы — по собственному желанию). А вместо этого прислали из Харькова Марьяна Крушельницкого, актора-курбасовца. Юра стал рядовым артистом и режиссером в своем театре. Через год власть спохватилась: Юру сделали "художественным руководителем", а Крушельницкого — "главным режиссером". Им объяснили в ЦК партии:
— Теперь будете руководить вдвоем, как вот в МХАТе Станиславский и Немирович!
— А кто из нас будет Станиславским? — невозмутимо спросил Юра.
Фраза прозвучала убийственно, ведь он был комиком гениальной печали.

До сих пор по телевизору показывают фильм-спектакль "Мартын Боруля" с Гнатом Юрой в главной роли. Эта комичная печаль не стареет. Можно представить, каким артистом он был для современников. Рекорд: пьеса "Суета" держалась на сцене с 1920-го до конца 1950-х, и Юра бессменно играл там Терешку Сурму ("Катай, Матюша, гуси!"). А еще он играл бравого солдата Швейка — на грани веселой непристойности.
Последние пять лет пенсионер Юра сидел на балконе дома на Ольгинской, 2 и смотрел на не принадлежащий ему театр. А созданный им механизм продолжал работать.
Несколько месяцев назад франковцы опять выпустили "Свадьбу Фигаро" в переводе Гната Юры. В главной роли — Остап Ступка. Идет в театре и "Швейк". Роль, которой когда-то славился Юра, играет Богдан Бенюк.

В доме на Ольгинской берегли предсмертную записку Леся Курбаса

Лесь Курбас в юности стрелялся из-за несчастной любви к актрисе Екатерине Рубчаковой, старшей его. Он оставил ей записку: "Прости, что не смог сделать тебя счастливой!". Говорят, пулю в сердце Курбас носил всю жизнь. Екатерина умерла в 1919 году. А эту записку нашла ее дочка — актриса Ольга Рубчакивна. Она в тот же 1919-й стала женой Гната Юры. В их семье хранилась грустная любовная записка Курбаса. Они жили рядом с театром имени Франко, в доме на Ольгинской, 2, где теперь мемориальная доска.

После ареста Курбаса в журнале "За марксистско-ленинскую критику" в 1936 году появилась статья, подписанная Гнатом Юрой, где Курбаса обвиняют в национализме и фашизме. Якобы именно эта статья привела к расстрелу Курбаса на Соловках.
Хоть Юра ее не писал, но подписать эту статью вынужден был, считает сын Гната Петровича — Юрий Игнатьевич Юра. Он окончил факультет международных отношений, работал в системе международного туризма. А в детстве, в эвакуации, служил в театре осветителем. Этой истории посвящен раздел в новой книге Валерия Гайдабуры "Театральные автографы времени", увидевшей мир в прошлом году.

Виталий ЖЕЖЕРА

10 января 2008

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 2
lsvkiev (Оболонье Коропского Черниговской)   26.10.2017 - 01:49
Зачем "как"? Почему нужно кого-то копировать, с кем-то соревноваться? Это самостоятельные режиссеры, и наступят времена, когда о них будут достойно говорить. читать далее>>
№ 1
Микола Рудаков (Киев)   8.01.2013 - 11:13
Верю,что наступят времена когда и в Україні о Г.Юре и Л.Курбасе будут говорить как о Станиславском в России. читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен