Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Владимир Рецептер

Владимир Рецептер фотографии

Рецептер Владимир Эммануилович

Родился 14 февраля 1935 года в Одессе.

Заслуженный артист РСФСР (19.09.1979).
Народный артист РФ (29.11.2003).

Окончил филологический факультет Среднеазиатского государственного университета (1957), а 1960 году - Ташкентский театрально-художественный институт.
С 1960 года — артист Ташкентского русского театра, где еще будучи студентом 3-го курса играл Раскольникова («Преступление и наказание»).
В 1962-1987 годах — актер ленинградского БДТ.
С 1963 года выступал на эстраде с моноспектаклем «Гамлет», поставил ряд моноспектаклей по Шекспиру, Пушкину, Грибоедову, Ираклию Абашидзе и своим пьесам.
В 1992 году создал и возглавил Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге. В феврале 1994 года в Пскове по инициативе и под руководством Рецептера состоялся I Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, ныне ежегодный.

Пьеса «Великий трагик Эдмунд Кин» поставлена Рижским ТЮЗом (1990, реж. Адольф Шапиро), пьеса «Пётр и Алексей» Псковским театром им. А. С. Пушкина (1994, реж. В. Радун). Пьеса «Прощай, БДТ!» Государственным театром наций (1995). Инсценировка романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» («Тетрадь Юрия Живаго») поставлена самим Владимиром Рецептером в Ленинградском театре драмы и комедии на Литейном (1988).

Автор поэтических сборников, художественной прозы. Книги:
Актёрский цех. — Ташкент: 1962.
Литература и театр. — Л.: Знание, 1974.
Опять пришла пора. Стихи. — Ташкент, 1974.
Письма от Гамлета. — Ташкент.: Молодая гвардия, 1977.
Вид с моста. — Л.: Советский писатель, 1978.
Представление. Стихи. — Л.: Лениздат, 1982.
Открытая дверь. — Л.: Советский писатель, 1986.
Возвращение. Стихи. — Ташкент: Изд-во им. Г. Гуляма, 1987.
Монолог старого актёра. М.: Правда, 1988.
Прошедший сезон, или Предлагаемые обстоятельства. — Л., 1989.
До третьего звонка. Стихи. М., «Огонек», 1991.
Узлов, или Обращение к Казанове. Роман. — СПб: Новая литература, 1994.
Прощай, БДТ. — СПб.: БЛИЦ, 2000.
Ностальгия по Японии. Романы, повесть. — М.: Вагриус, 2001.
Жизнь и приключения артистов БДТ. — М.: Вагриус, 2005.
Записки театрального отщепенца. — СПб: «Звезда», 2005.
Прощание с библиотекой. — М.: Время, 2007.
Ворон в Таврическом. Книга стихов — СПб.: Балтийские сезоны, 2009.
На Фонтанке водку пил. — М.: АСТ : Астрель, 2011.
театральные работы
Роли
1959—1962 Ташкентский русский драматический театр им. М. Горького
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского; режиссёр О. Чернова — Раскольников
«Гамлет» У. Шекспира; режиссёр А. Михайлов — Гамлет
«Третья голова» М. Эме; режиссёр А. Михайлов — Валонен

1963—1987 Большой драматический театр им. М. Горького
1963 — «Перед ужином» В. Розова; режиссёр В. Голиков — Григорий
1963 — «Горе от ума» А. Грибоедова; режиссёр Г. А. Товстоногов — Чацкий
1963 — «Варвары» М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Степан Лукин (ввод)
1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта; режиссёр Э. Аксер — Инна
1964 — «Еще раз про любовь» Э. Радзинского; режиссёр Ю. Е. Аксенов — Евдокимов
1965 — «Три сестры» А. П. Чехова; режиссёр Г. А. Товстоногов — Тузенбах
1966 — «Мещане» М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Пётр
1966 — «…Правду! Ничего, кроме правды!!» Д. Аля, режиссёр Г. А. Товстоногов — Чернышевский
1970 — «Третья стража» Г. Капралова, С. Туманова, режиссёр Г. А. Товстоногов — Илья Сац
1971 — «Выпьем за Колумба!» Л. Жуховицкого; режиссёры Г. А. Товстоногов и Ю. Е. Аксенов — Чесноков
1971 — «Лица» по Ф. Достоевскому; инсценировка и режиссура В. Э. Рецептера
1973 — «Бедная Лиза» по Н. Карамзину; режиссёр М. Г. Розовский — Эраст
1975 — «Протокол одного заседания» А. Гельмана; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черников
1976 — «Дачники» М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Рюмин
1980 — «Роза и Крест» А. Блока; режиссёр В. Рецептер — Бертран

С 1992. Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге
1997 — «Диалоги» по А. С. Пушкину
1998 — «История читательских заблуждений, или Возвращение пушкинской Русалки» (моноспектакль)
2001 — «Table Talk, или Кто убил барона Филиппа?» по трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» — Барон
2003 — «Монарх» («Петр и Алексей») по материалам «Истории Петра» А. С. Пушкина (моноспектакль)
2009 — «Роза и крест» А. Блока — Бертран
2009 — «Сцены из рыцарских времен» («Perpetuum mobile») по «Скупому рыцарю» и «Сценам из рыцарских времен» А. С. Пушкина — От театра
2011 — «Хроника времен Бориса Годунова» по Н. М. Карамзину, А. С. Пушкину, М. П. Мусоргскому; — Лицо от театра

Режиссёрские работы
1959—1962 Ташкентский русский драматический театр им. М. Горького
«Бабьи сплетни» К. Гольдони

1962—1987 Большой дпаматический театр им. М. Горького
1969 — «Диалоги» («Разговор книгопродавца с поэтом», «Сцена из Фауста», «Набросок к замыслу о Фаусте», «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина)
1971 — «Лица» («Бобок» и «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского)
1980 — «Роза и крест» А. А. Блока
Литературная композиция:
1969 — «Король Генрих IV» У. Шекспира; режиссёр Г. Товстоногов

1978—1984 Пушкинская литературно-драматическая студия Ленконцерта при Музее Ф. М. Достоевского
«Предположение о „Русалке“» В. Э. Рецептера,
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
«Каменный гость» А. С. Пушкина
«Пир во время чумы» А. С. Пушкина

С 1992. Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге
1994 — «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
1995 — «Я шел к тебе…» по А. С. Пушкину (совместно с Псковским академическим театром драмы им. А. С. Пушкина и Российским академическим театром драмы им. А. С. Пушкина)
1997 — «Пушкин. Диалоги» по А. С. Пушкину
1998 — «История читательских заблуждений, или Возвращение пушкинской Русалки». Моноспектакль
1998 — «Пушкин. Диалоги. Версия 1998»
1999 — «Пушкинский концерт. Репетиция». Совместно с А. Девотченко
2001 — «Table Talk, или Кто убил барона Филиппа?» По трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь».
2002 — «Пушкин. Диалоги. Версия 2002». По «Сцене из Фауста», «Наброскам к замыслу о Фаусте», трагедии «Моцарт и Сальери» и стихотворениям А. С. Пушкина
2002 — «Пушкинский урок». По стихотворениям, эпиграммам и другим произведениям А. С. Пушкина
2003 — «Монарх» («Петр и Алексей») В. Рецептера (по материалам «Истории Петра» А. С. Пушкина), моноспектакль
2003 — «Два романа» («Роман в письмах» и «Марья Шонинг» А. С. Пушкина)
2004 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова
2004 — «Жил на свете рыцарь бедный…» по А. С. Пушкину (совместно с Санкт-Петербургской государственной академией театрального искусства)
2006 — «Русалка» А. С. Пушкина
2007 — «Дон Гуан и другие» («Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» А. С. Пушкина)
2009 — «Роза и крест» А. А. Блока (совместно с Большим драматическим театром им. Г. А. Товстоногова)
2009 — «Сцены из рыцарских времен» («Perpetuum mobile») по "Скупому рыцарю и «Сценам…» А. С. Пушкина
2010 — «Гамлет» У. Шекспира (перевод Б. Пастернака)
2011 — «Хроника времен Бориса Годунова» по Н. М. Карамзину, А. С. Пушкину, М. П. Мусоргскому
2012 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова
призы и награды
Государственная премия Российской Федерации (1999) - за международные рождественские фестивали искусств.
Орден Почёта (25.01.2008).
Медаль Пушкина (4.06.1999).
Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2001 год.
Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады (1964).
Лауреат Всероссийского пушкинского конкурса (1970).
Премия фонда «Знамя» (2001).
Специальный диплом Новой Пушкинской премии «За верное служение Пушкину» (2011).

последнее обновление информации: 03.07.17

День рождения рыцаря

Сегодня замечательный актер, режиссер, пушкиновед, литератор, педагог Владимир Рецептер отмечает 75-летний юбилей. «Культурная столица» от души поздравляет мастера.
По традиции свой день рождения Владимир Эммануилович встречает на Псковской земле – именно там проходит придуманный и осуществленный Рецептером Пушкинский театральный фестиваль. С Пушкиным (и вообще с литературой) в биографии мастера многое связано: он – один из немногих артистов-интеллектуалов, обладающих редкой читательской эрудицией. Недаром в свое время Рецептер принадлежал к узкому кругу тех, кого приглашала к себе и с кем любила беседовать пожилая Ахматова. Рецептер не просто играл роли, он задавал себе непростые вопросы, корпя над текстами пьес, зарывался в библиотеки и архивы, дабы прояснить мысли авторов, чьи произведения ему было доверено воплотить на сцене. Польщенные Пушкин, Шекспир и Сервантес открывали упрямому артисту свои тайны. Так родился на свет литературовед Рецептер – автор тонких и остроумных эссе, новаторских текстологических исследований.

Впрочем, актера Рецептера он всё же не затмил. Прогремев на весь СССР сыгранными в Ташкенте в начале 60-х ролями Раскольникова и (особенно) Гамлета, молодой талант был приглашен в БДТ. Товстоногов настаивал – и буквально силой вытащил Рецептера в Ленинград, укрывая от ураганного огня заманчивых предложений московских конкурентов. И вскоре – ввод на роль Чацкого в знаменитое товстоноговское «Горе от ума». Играть после Сергея Юрского, казалось бы, бессмысленное дело, однако Рецептеру удалось достойно войти в спектакль. Сохранив основной актерский рисунок, но внеся свою краску: вместо сарказма – высокая лирика, романтическая скорбь.

Последовала череда ярких ролей. Их было ощутимо меньше, чем актер мог бы сыграть, но на известную невостребованность могли бы пожаловаться многие артисты Товстоногова. Работа с легендарным «Гогой», как со всяким гением, имела свою обратную сторону: Товстоногов воспитывал актеров, «держал в запасе», порою передерживал, иногда по-детски обижался, услышав наговоры наушников, и объявлял опалу. Об этих превратностях Рецептер много и исчерпывающе написал в своих блестящих мемуарах, что увлекательней любого детектива. Но ни разу не сбился с уважительного тона по отношению к Товстоногову. Именно с ним Рецептер создал свои лучшие роли: Петра в «Мещанах», Тузенбаха в «Трех сестрах», Рюмина в «Дачниках».
Владимир Эммануилович был одним из немногих артистов, кого Товстоногов допускал до режиссуры, признавая за ним талант постановщика. Так возник ряд рецептеровских спектаклей на малой сцене театра, включая «Розу и крест» Блока, пьесу, которой юбиляр болеет всю жизнь и к которой постоянно возвращается в книгах и театральных работах. Роль рыцаря Бертрана стала для Рецептера коронной.

С 1987 года Рецептер находится в «свободном плавании». Его активная работа в рамках Ленконцерта стала основой для создания сначала «Пушкинской студии», а затем и Пушкинского театрального центра в Доме Кочневой. Оригинальные спектакли, парадоксально интерпретирующие мотивы русской и зарубежной литературной классики, неизменно вызывали интерес у театралов. В Пушкинском центре сотрудничали многие маститые и начинающие режиссеры, играли лучшие артисты города. В последнее время Владимир Эммануилович сосредоточен на педагогике. Он выпустил актерский курс «с углубленным изучением творчества Пушкина» и создал на его основе театр-студию «Пушкинская школа» – сильный и своеобразный театральный коллектив со своим творческим лицом, небанальным и интеллигентным.

Андрей Пронин

«Фонтанка.ру» 15.02.2010

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 29
Римма Марковна (Алма-Ата)   27.12.2016 - 23:41
Сегодня посмотрела фильм "Два воскресенья" (1963) и так порадовал закадровый голос Владимира РЕЦЕПТЕРА! Прям бальзам на душу! :) Спасибо! читать далее>>
№ 28
нвч по-прежнему (Красноярск)   14.02.2016 - 08:34
... Прсоединяюсь! С днем рождения Вас! читать далее>>
№ 27
измайловский (москва)   15.01.2016 - 22:09
Талантливый актёр . Надо заметить и писатель классный . Прочитал два произведения его " На Фонтанке водку пил " и " Жизнь и приключения артистов БДТ " . Мне ... читать далее>>
№ 26
lisnadiv   14.02.2015 - 18:07
С днем рождения! Да, "Мещане" - это классика! Здоровья, благополучия и интересной работы. читать далее>>
№ 25
без имени (энск)   14.02.2015 - 12:59
Владимир Эммануилович! С юбилеем! Здоровья, счастья. успехов на многие лета! Спасибо за книгу об актёрах БДТ. читать далее>>

Владимир Рецептер: пресс-центр >>

Достоинство человека

Достоинство человека

Начало фильма «Лебедев против Лебедева» настораживает: очень все похоже на те не лишенные приятности прогулки с симпатичными молодыми людьми по Москве.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники