Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Дмитрий Киржеманов

Киржеманов Дмитрий Дмитриевич

Родился 4 июля 1941 года в Казани.

Заслуженный артист РСФСР (11.12.1984).
Народный артист РФ (8.01.1999).

В 1962 году окончил театральную студию при Казанском театре юного зрителя.
С 1959 по 1960 годы — фрезеровщик завода п/я 735, г. Казань; с 1960 по 1961 годы — пионервожатый средней школы № 85, старший инструктор по пионерской работе Казанского суворовского училища.
Окончил студию при Казанском ТЮЗе (педагог Н.И.Басин).
С 1962 по 1975 годы — актер Казанского театра юного зрителя, Брянского областного драматического театра, Магнитогорского драматического театра, Челябинского государственного драматического театра, Ленинградского государственного театра им. Ленсовета, Московского областного драматического театра им. А.Н. Островского, Тюменского драматического театра (1971), Архангельского областного драматического театра (1972-1974), Кемеровского областного драматического театра (1974-1975).
С 1975 года — актер Томского областного театра драмы.

Ушёл из жизни 14 июня 2016 года.
театральные работы
Войницкий («Дядя Ваня» А. Чехова)
Протасов («Дети солнца» М. Горького)
Санчо Панса («Дон Кихот» М. Булгакова)
Фома Опискин («Село Степанчиково» Ф. Достоевского)
Кулигин («Гроза» А. Островского)
Юсов («Доходное место» А. Островского)
Моноспектакль по пьесе Е. Брошкевича «Два приключения Лемюэля Гулливера»
Лука («На дне» М. Горького)
Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера)
Муромский («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина)
Вальсингам, ростовщик, Скупой рыцарь, Сальери («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина)
Девис («Сторож» по пьесе Г. Пинтера)
Буслай («Порог» А. Дударева)
Потапов («Протокол одного заседания» А. Гельмана)
Николай Звягинцев («Прибалтийская кадриль»)
Ребе («Поминальная молитва» Г. Горина)
Реджи («Квартет»)
Князя («Окаянные сны»)
Старик («Старик» М. Горького)
Гарднера («Бизнес миссис Уоррен»)
«Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана
«Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова
«Эшелон» М. Рощина
«Тринадцатый председатель» А. Абдуллина

последнее обновление информации: 16.06.16

Я счастлив, когда зритель меня понимает

Народному артисту России Дмитрию Киржеманову исполнилось 70 лет!

Нигде так хорошо не раскрывается человек, как в кругу своих друзей. Неслучайно говорят: «Скажи, кто твой друг…» В июле мне довелось побывать на праздновании семидесятилетия народного артиста России Дмитрия Киржеманова (или Дим Димыча, как любовно называют его в Томске). Не на официальном, где в соответствии с протоколом произносятся парадные и напыщенные речи, а на праздновании в кругу близких друзей.
Их оказалось очень много: разных по возрасту, роду занятий, характеру, но объединенных искренней привязанностью к юбиляру и многолетней дружбой с ним. Большое количество теплых, от сердца идущих слов было сказано в адрес виновника торжества в тот вечер.
И о том, как по-настоящему Дим Димыч умеет дружить. И о том, какой он неутомимый путешественник. И о том, что он всегда имеет свою позицию и не боится ее отстаивать. И о том, что у него необыкновенное чувство юмора и прочее, прочее…. Слушая все это, я невольно подумала, что сцена не обманывает. Когда народный артист России Дмитрий Киржеманов выходит на нее в любой из своих ролей, зритель ощущает не только его актерский профессионализм, но и его человеческое обаяние, какую-то удивительную целостность его натуры. Вот почему его персонажам веришь сразу и безоговорочно.

Из своих семидесяти лет жизни театру он отдал почти пятьдесят. В том числе, 36 лет – Томской драме. Не секрет, что долгое нахождение внутри театра, как правило, накладывает свой отпечаток, в том числе и негативный, на характер человека. Дим Димыч в этом смысле – редкое исключение. Он старается никогда не изменять своему внутреннему «я». Так, много лет назад, будучи актером Кемеровского театра драмы, он публично (на партийном собрании!) заявил тогдашнему директору, что выбросит его в окно, если тот хоть раз еще позволит себе хамское обращение с актерами и другими работниками театра.
– От увольнения меня тогда спасло лишь косвенное заступничество Виталия Вульфа, – рассказывает Дмитрий Дмитриевич. – Он был тогда зав. отделом зарубежного театра при ЦК КПСС и приехал в Кемерово, чтобы прочесть цикл лекций по эстетике. Он отсмотрел в нашем театре четыре спектакля и во время обсуждения их, на котором присутствовала администрация и представители обкома, в шутку заявил, что вместо им. Луначарского театр надо называть им. Киржеманова. Я был тогда задействован почти во всех спектаклях, да и актерские работы мои ему очень понравились. Вышестоящие товарищи «намотали на ус», и оставили мой протест без последствий. Впрочем, некоторое время спустя, они все равно нашли способ избавиться от меня.
Сейчас Дмитрий Киржеманов также способен сказать правду, даже самую нелицеприятную, в глаза своему собеседнику. Например, в отличие от многих других актеров, не боится спорить с режиссерами и отстаивать свою трактовку роли. «Чего ему бояться?, – скажет иной. – Народный как-никак, с ним нельзя не считаться!» Когда Дим Димыч слышит такие слова, он сердится: ну, при чем тут «народный»? По его мнению, любые звания – всего лишь формальность Зритель любит актера не за то, что он народный или заслуженный, а за его самоотдачу, за искренность и профессионализм. Актер не может почивать на лаврах и жить прошлыми заслугами. Он каждым спектаклем, каждой ролью должен доказывать свое право выходить на сцену. Если, конечно, речь идет о хорошем актере.

Не поменялось с годами и отношение Дмитрия Киржеманова к создаваемым им образам.
– Я предпочитаю характерные роли, – признается Дим Димы, – и ненавижу играть положительных героев. Может, оттого, что в начале своего актерского пути сыграл их чересчур много: и Олега Кошевого, и Володю Ульянова, и Потапова, который с пафосом отказывался от премии в «Протоколе одного заседания», и еще тьму-тьмущую. Такие роли было играть престижно, за них все время награждали, давали какие-то премии, но все они были отвратительно написаны, неестественны. Это были не герои, а какие-то схемы. Поэтому актерам советской эпохи, чтобы как-то оживить эти скучные образы, приходилось все время держать «фигу в кармане», перенося акцент, делая паузу не в том месте, а то и добавляя отсебятину (разумеется, в разумных пределах). В общем, приемов была масса. И я тоже неоднократно использовал подобную «фигу». Сейчас, на мой взгляд, в театре существует другая крайность. На смену прямолинейности и схематичности пришла откровенная пошлость и безнравственность. С этим актеру бороться уже сложнее. И мне очень жаль, что современный театр, поставленный в условия зарабатывания денег, все больше идет на поводу у невзыскательной публики и все меньше занимается ее воспитанием.

Сожалеет народный артист и о том, что нынешние режиссеры планомерной, скрупулезной работе с труппой предпочитают ездить на разовые постановки, и что главной целью для них все больше становится не творчество, а величина гонорара. И потому он благодарен судьбе за то, что подарила ему встречу с замечательными мастерами, постановщиками с большой буквы, играть в спектаклях которых было настоящей творческой удачей. Среди них Игорь Владимиров, Петр Фоменко, Борис Гершт, Александр Добротин, Олег Пермяков, Михаил Борисов. И, конечно же, самый любимый режиссер – Феликс Григорьян. Это он пригласил Дмитрия Киржеманова в Томский театр драмы и сумел раскрыть все самые потаенные грани его актерского дарования.
– Феликс Григорьевич Григорьян навсегда останется для меня образцом служения театру, – говорит Дмитрий Киржеманов. – Он постоянно подчеркивал, что театр начинается с любви. С любви к своей профессии. Если в какой-то другой сфере и можно работать, не испытывая особой привязанности к своему делу, то в театре это недопустимо. Театр нелюбви не прощает. Феликс Григорьевич дневал и ночевал в театре, постоянно работал с актерами. На моей памяти он всего лишь раз уезжал ставить спектакль в Пушкинский (ныне Александринский) театр. Но и то это были плановые обменные постановки. Он был прекрасным педагогом и очень интересной личностью. А сколько он всего знал! Был настоящей ходячей энциклопедией! И мы, актеры, невольно подтягивались до его уровня. Старались больше читать, смотреть, тщательнее работать над ролями, чтобы соответствовать своему главному. Неслучайно Томская драма тогда была на взлете. Я благодарен Феликсу Григорьевичу и за этот город, в котором живу уже столько лет. До Томска я переезжал с места на место, из театра в театр. Здесь же мне впервые захотелось задержаться надолго.

Мне нравится аура Томска, его люди, его образованность, его молодые лица на улицах. Недавно дочь моего старого приятеля, которая сейчас живет в Омске, рассказывала, что там, знакомясь, молодые люди обычно спрашивают: «А чем ты занимаешься?» В Томске же они, как правило, задают вопрос: «А где ты учишься?» По-моему, это о многом говорит. Кроме того, в Томске всегда был удивительный зритель: тонкий, восприимчивый, интеллигентный. Его можно сравнить, пожалуй, только с петербургским. И мне очень хочется, чтобы сегодняшний театр его не разочаровал и не потерял. В одном старом советском фильме герой произносит: «Счастье – это когда тебя понимают». Так вот, я, как актер, бываю счастлив, когда зритель меня понимает, когда наше восприятие темы, героев, подтекста пьесы совпадает. За это я люблю театр и храню ему верность столько лет!

Татьяна Ермолицкая

9.09.2011

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 4
Alexey Chursin   17.06.2016 - 13:24
Вечная память! Жалко, что его почти не снимали в кино... читать далее>>
№ 3
Неизвестная зрительница (Москва)   16.06.2016 - 13:13
Один из лучших актёров Томского театра драмы. Работать с Дмитрием Дмитриевичем было замечательно! Спасибо за те годы. Светлая память... читать далее>>
№ 2
Лизбет   15.06.2016 - 03:53
Замечательный актер. Светлая память! читать далее>>
№ 1
Shadow (Санкт-Петербург)   21.04.2013 - 15:25
Хороший актер. Жалко, что в кино (кроме одного фильма, снятого в Томске) не снимался. И по-моему даже в этом фильме ("Игорь Саввович") его роль озвучил другой актер. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники