Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Дурия Рагимова

Дурия Рагимова (Duria Ragimova, Düriyyə Rəhimova) фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Театр
Фотоальбом

Рагимова Дурия Гюльбабаевна

Duria Ragimova

Düriyyə Rəhimova

Родилась 25 марта 1929 года в Азербайджанской ССР, в Кубинском районе в селении Кемиль.

Лезгинская певица и актриса.
Заслуженная артистка Дагестанской АССР (1965).
Народная артистка Дагестанской АССР (1977).

Работала в театре города Куба (Азербайджан).
Победа на молодежных музыкальных фестивалях в Баку принесла Рагимовой узнаваемость и приглашение работать в дагестанской филармонии.
Актриса Лезгинского музыкально-драматического театра им. С. Стальского.
Затем актриса, режиссер и руководитель Дербентского азербайджанского народного театра.

Ушла из жизни в 2014 году.
призы и награды
Орден Дружбы народов (1986).

последнее обновление информации: 21.12.19
Дурия-Ханум — Звезда Сцены или Соловей двух народов

«Хрупкая женщина с глазами серны» — возникли в памяти строки из восточной лирики, когда я увидела Дурию РАГИМОВУ. Актриса, певица, режиссер, публицист, переводчица, партийный лидер, общественный деятель — это все она. Ее творческий путь — это около 80-ти сыгранных ролей на сценах лезгинского и азербайджанского театров, это не сосчитать, сколько песен, которые вошли в «Золотой фонд» Азербайджанского государственного телерадиовещания и ГТРК «Дагестан». Это статьи, очерки, пьесы, постановки и многое другое, что оставалось за рамками видимого для всех пространства, где Дурия-Ханум была Звездой Сцены.

— Я бы не ушла тогда из театра, — говорит Дурия Гюльбабаевна, — если бы не болезнь мужа. В 1989 году я вышла на пенсию, оставив работу в Лезгинском государственном драматическом театре им. Сулеймана Стальского. И это была вынужденная мера, тяжело заболел супруг. Человек, с которым была прожита жизнь и лучшие годы, лежал в больнице, а я не могла быть с ним. Насиру было плохо, сахарный диабет перешел в открытую форму туберкулеза, а мне нельзя было опаздывать на работу даже на пятнадцать минут, ведь я еще была парторгом в театре. Как-то я подошла к директору театра с просьбой: разрешить не ехать на гастроли, муж тяжело болен, а если с ним что случится, и меня не будет рядом, я этого не переживу, да и что люди скажут… Но афиши были расклеены, а это значит, зритель будет ждать представления, и ему не расскажешь про больного мужа или другие проблемы. Ты — актриса, а это значит, твоя жизнь на сцене. И вот мы едем в двух автобусах в Магарамкент, а машина с декорациями должна была приехать следом. Но что-то в тот день случилось, что спектакль не состоялся. А что было у меня на душе, один бог знает. Вернулась домой — у мужа температура «под сорок», ему плохо. Я решаю уйти из театра и быть рядом с Насиром.

Я родилась 25 марта 1929 года в Азербайджане, в Кубинском районе в селении Кемиль. Мой отец работал учителем, был партийным работником. Когда мне было 3 года, мы всей семьей переехали в Кубу. Там я пошла в детский сад, в группу, где воспитателем была моя мама Хатун. А когда пошла в школу, то моим первым учителем был мой отец, Гюльбаба. Так мои родители оказались еще и моими первыми педагогами.

После 8 класса я поступила в педагогический техникум. Так было решено моим отцом, несмотря на то, что я мечтала стать медсестрой. В кубинском педагогическом техникуме соседом по парте оказался парень по имени Асеф, он выделялся из всей группы своими способностями, хорошо играл на таре. Мы с ним всегда участвовали в художественной самодеятельности, я пела в хоре, Асеф играл на таре. Так судьба свела меня с замечательным человеком, талантливым композитором и поэтом с Асефом Мехманом. Наша дружба длится и по сей день. Времена были тяжелые — шла война. Нас с Асефом, в числе других музыкантов и певцов всегда посылали выступать перед солдатами, которые находились в госпиталях на лечении, или перед призывниками на фронт.

После завершения учебы, меня направили на работу в район Хызы в Азербайджане. Но отец был против того, чтобы я находилась где-то вдали от семьи. И я устроилась в Кубе в детский интернат воспитательницей. Я любила свою работу и любила детей, своих подопечных, но меня не оставляли в покое: петь и выступать перед почетными гостями, которые приезжали в Куба, приходилось чаще, чем заниматься своими прямыми обязанностями. Мои выступления считались партийной нагрузкой, и нельзя было отказаться. А пока я участвовала в самодеятельности, кому-то приходилось замещать мои уроки.

В 1947 году в Баку состоялась «Первая музыкальная олимпиада» (тогда это так называлось), в которой участвовали талантливые молодые люди со всех районов и сел Азербайджана. Были танцоры, исполнители песен и мугамов, ашуги, семейные ансамбли. Я выступала за Кубу и, исполнив три песни на Азербайджанском языке, оказалась одной из лучших. Заключительный этап олимпиады должен был состояться на радио, в прямом эфире, и слушатели должны были определить победителя. Я исполнила популярные в то время азербайджанские песни «Лайлай» и «Кечмескесте», которые вызвали бурю одобрения и аплодисментов. Одним словом, в этой «Первой музыкальной олимпиаде» я вышла в победители и даже получила денежную премию. В свой город я вернулась уже известным человеком (Дурия Рагимова смеется).

В 1956-ом и 57-ом годах в Баку прошли молодежные музыкальные фестивали, на которых я исполнила две песни. Одну на азербайджанском языке, она называлась «Парень, играющий на таре», а другую авторскую песню Асефа Мехмана «Чулав вилер заз жеда» («Черноглазая») — на лезгинском. И снова был успех. Я в те годы работала заведующей Кубинской ЦБС, и горком КПСС издал приказ перевести меня директором Дома культуры. Ведь я была членом партии, и мне сказали, что я должна буду там поднять работу на должный уровень. Я старалась, и потихоньку работа Дома культуры наладилась. Были открыты творческие кружки, мы организовывали встречи с интересными людьми, например, я помню, приходили к нам поэты и писатели: Тофик Муталибов, Юсиф Эсенбег, Байрам Селимов. После таких встреч проходили выступления нашей самодеятельности. Я пела песни на родном языке, и тогда Байрам Селимов узнал, что я лезгинка. Впрочем, это удивляло многих, ведь с детства я говорила на азербайджанском языке как на родном. Лишь дома, в семье, мы говорили на своем языке. Байрам Селимов, вернувшись в Махачкалу на радио, где он тогда работал, рассказал обо мне. Спустя некоторое время, в Кубинский горком пришла телеграмма из Дагестана с примерным текстом: «…просим откомандировать Дурию Рагимову в Махачкалу для записи песен на радио на лезгинском языке». В горкоме тоже многих удивило, что Дурия Рагимова, так хорошо исполняющая азербайджанские песни, лезгинка. Когда меня отправляли в Махачкалу, единственное, о чем попросили — не оставаться там работать.

Приехав я в Махачкалу, я сразу пришла на радио, оно находилось в старом здании на улице Котрова. В лезгинской редакции я познакомилась с ее сотрудниками — Жамидином, Меджидом Гаджиевым, Шах-Эмиром Мурадовым и Имамудином Апаевым. Они помогли мне устроиться в гостиницу, а на следующий день собрали музыкантов, и мы стали репетировать. Я записала несколько песен на азербайджанском и лезгинском языках. Они и сейчас хранятся в фондах дагестанского государственного радио. Тогда мне многие говорили: «Дурия, тебе надо выступать на сцене».

По возвращению из Махачкалы в Кубу, я устроилась на работу в Азербайджанский театр, где и познакомилась со своим мужем Насиром Гашим-Оглы. Позже он стал режиссером Азербайджанского народного театра в Дербенте, получил звание народного артиста Дагестана. На сцене мы всегда были партнерами и всегда играли главные роли.

В Кубинском театре мы проработали недолго, его почему-то в конце 50-х закрыли. Но нельзя сказать, что мы остались без работы. Нас приглашали театры Баку и Кировобада, нам присылали телеграммы с приглашением на работу в Махачкалу, где на радио уже работал Асеф Мехман. В те годы он заведовал музыкальной частью лезгинской редакции радио и часто организовывал выездные записи для фондов. Я помню, как в 1958 году они приезжали в Кусары целой делегацией — Забит Ризванов, Лезги Нямет, композитр Герейханов, Жамидин, Асеф Мехман. Состоялась встреча, после которой Забит Ризванов сказал мне: «Ты в Дагестане нужнее, Дурия». И когда театр, в котором мы работали, закрыли, мы с Насиром решили ехать в Махачкалу.

В Махачкале нам предложили работу в филармонии. Вместе с нами из Азербайджана приехало еще несколько артистов, одна супружеская пара, и несколько музыкантов. Так мы организовали свой ансамбль, с которым разъезжали по районам, пели, выступали.

В 1963 году был организован Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского, и первый режиссер театра замечательный и талантливый человек Багиш Айдаев пригласил меня и моего супруга в свой коллектив.

Мои лучшие годы прошли в лезгинском театре, и мои лучшие роли были сыграны на сцене лезгинского театра. Я чувствовала любовь и уважение со стороны зрителей. Особенно в районах. Меня часто называли «Пери Ханум» — именем главной героини одноименного спектакля Шамхалова, ставшего особенно популярным в народе. У меня были замечательные коллеги — нар. арт. РСФСР и Даг. АССР М. Кухмазов и Ш. Кухмазова, нар. артисты Дагестана С. Агабалаев, З. Сайдумов, Рамазанова, и другие.

За годы работы в Лезгинском театре я сыграла около 50 ролей, в том числе роли в одноименных пьесах — Пери Ханум, Ханумы, Саяд, Сарбике, Фасине. Писатель Ибрагим Гусейнов написал пьесу «Сказание о любви» (Муьгьуьбатдикай риваят), где главная роль предназначалась мне. В драме Дж. Джабарлы «Айдын» я играла Гюльтекин, в драме Меджидова и Хюрюгского «Ашуг Саид» я играла Дильбер, в комедии «Лале» — главную роль Лале, в пьесе Меджидова «Цветок России» — роль Пери, в «Короле Лире» — Регану. В пьесе Константинова и Рацера «Ограбление в полночь» я играла роль девушки, которая по сценарию должна была произносить фразу: «Я молодая, неопытная…» Весь текст пьесы, естественно, был переведен на лезгинский язык, но эту фразу я произносила на русском, что вызывало у публики особенную реакцию. И еще много других ролей были сыграны мною на сцене Лезгинского музыкально-драматического театра имени С. Стальского. За годы работы в театре я была еще и участницей Декады искусства и культуры Дагестана в Москве в 1965 году, в Ленинграде в 1969 году и в Баку в 1972 году.

За созданные образы на сцене, за исполнение народных песен и активное участие в общественной жизни республики Дурия Гюльбабаевна Рагимова в 1965 году была удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Дагестанской АССР», в 1977 году — звания «Народная артистка Дагестанской АССР». А в 1986 года она была награждена орденом Дружбы народов.

Кроме сценической деятельности, она всегда была занята общественными заботами. «Ведь я была парторгом в театре и депутатом Городского совета, — продолжает Дурия Рагимова, — и выполняла наказы народа. Где надо проложить дорогу, где открыть салон красоты, где организовать ремонт в детской больнице, в поликлинике, а где еще один маршрут городского транспорта запустить. И все это делали бесплатно, на общественных началах, ведь мы носили имя народных избранников и должны были представлять их интересы. Ко мне приходили домой соседи и просто горожане, просили наладить какие-то свои проблемы, и я старалась помочь.

А когда я в 1993 году обратилась к городским властям с просьбой выделить участок земли семье моей дочери, она жила в большой тесноте, в управлении мне сначала пообещали, а потом отказали. А я сказала: «Я так и знала, что вы мне откажете. Спасибо.

В 1967 году в Дербенте возрождается Азербайджанский народный театр, мой муж Насир Гашим-Оглы его возглавляет в качестве режиссера, а я продолжала работать в лезгинском театре. Преданный театральному искусству Насир, несмотря на нехватку средств и отсутствие подходящих условий для работы, в очень короткий срок сумел воссоздать театр. А ему пришлось очень трудно. Ощущалась острая нехватка кадров. Он, будучи режиссером, сам играл главные роли, приглашал в театр студентов педагогического училища и лично работал с ними. Я, будучи артисткой Лезгинского драматического театра, помогала своему мужу в становлении Азербайджанского народного театра, играла на сцене, писала пьесы, делала переводы с русского на азербайджанский язык, а когда было надо и наоборот.

Для постановки серьезных произведений, мы вначале прибегали к помощи актеров Государственного лезгинского драматического театра, свои пьесы тоже ставились на сцене единственного тогда в городе Лезгинского музыкально-драматического театра имени С. Стальского. За годы своей работы в Азербайджанском народном театре мы сделали постановки таких пьес как: «Фархад и Ширин» С. Вургуна; «Увядшие цветы» и «Севиль» Дж. Джабарлы; «Утро апреля» Ю. Азим-заде; «Пятирублевая невеста» и «Жена начальника» С. Рустамова; «Свекровь» М. Шамхалова; «Не та, так эта» У. Гаджибекова; «Муж моей жены» и «Эльбрус женится» Г. Хугаева и др. Театр участвовал во всех ежегодных смотрах народных театров республики. А в 1976 году Азербайджанский народный театр за постановку одного из сложных классических произведений, трагедию Самеда Вургуна «Фархад и Ширин», был удостоен премии Министерства культуры Дагестанской АССР.

И я, и мой муж Насир Гашим-Оглы — мы одинаково хорошо владели родным лезгинским и азербайджанским языками. На сцене лезгинского и азербайджанского театров мы выкладывались, как могли, делали все, что в наших силах. Когда Насир, по болезни, совсем занемог и ушел с работы, в Азербайджанский народный театр на постоянную работу вышла я и проработала сначала художественным руководителем, затем режиссером до 1998 года. Сыграла около 30 ролей, осуществила более 10 постановок, таких как музыкальная драма «Пери Ханум», музыкальные комедии С. Рустамова «Пятирублевая невеста» и «Дурна», музыкальные композиции «Физули 500» и «Великий Низами», музыкальная комедия Узеира Гаджибекова «Муж и жена», одноактные пьесы «Хор-Хор», «Телли и Вели», «Мензер» и другие».

Вплоть до в 2007 года Дурия Рагимова играла на сцене, до 2005 года она преподавала «Сценическую речь» и «Мастерство актера» на театральном факультете Дербентского музыкального училища. О ее жизни и творчестве снимали передачи, писали очерки, ей посвящали стихи и поэмы. Она и сама является активным членом Союза литераторов «Гюлистан». Ее статьи о театре, о творчестве актеров и стихи часто печатаются в республиканской прессе. Стихи писала Дурия Рагимова на лезгинском и на азербайджанском языках. Ведь не зря ее называли «Соловьем двух народов».

Сейчас Дурия Рагимова живет с дочерью Ягуд и ее семьей в центре Дербента. У нее пятеро внуков и шесть правнуков. Старшая ее дочь Алмас, хоть и закончила режиссерский факультет краснодарского института, работает заведующей Музея культуры и быта древнего Дербента. «Она издала книгу "Свадебные обряды Древнего Дербента"», — не без гордости говорит Дурия Гюльбабаевна. Дело своих родителей — артистов, достойно продолжает младшая дочь Дурии Рагимовой Ягуд Хандадашева. Она закончила Азербайджанский институт искусств имени М. А. Алиева, сыграла около 40-ка ролей на сцене азербайджанского театра.

В 2001—2004 годах Ягуд Хандадашева работала режиссером-постановщиком теперь уже в Азербайджанском государственном драматическом театре, этот статус бывшему Азербайджанскому народному театру присвоили в 1998 году. Ягуд Хандадашева поставила 6 спектаклей и композиций, в числе которых, трагедия «Пери Джаду», комедия «С доброй вестью», драма «Кто виноват?», сказка «Зайка-зазнайка». Так же как и мать, она преподает на актерском факультете Дербентского музыкального училища, первым выпуском которого были ее студенты.

Р. S. Возвращаясь из Дербента после радушного приема хозяйки дома Ягуд и интересной беседы с Дурией Рагимовой, я долго еще находилась под впечатлением ее рассказов. Мимо яркими кричащими призывами мелькали плакаты и баннеры современных супер и мегазвезд. Что-то я не видела плаката, приглашающего на праздник по поводу юбилея Дурии Рагимовой, подумала я, хотя бы маленького, скромненького. А ведь свой восьмой десяток она справила еще в прошлом году?

И разве ее восьмидесятилетие не было бы поводом собраться в кругу друзей и поклонников ее таланта в красивом зале и порадоваться за себя и за нее. За Дурию Ханум — Соловья двух народов и Звезду Сцены.

Гулера КАМИЛОВА

Газета Настоящее время

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен