Так уж сложилось, что в Свердловском (Екатеринбургском) театре оперы и балета именно балет был всегда на вторых ролях.
Причина прозрачная — в нашем городе нет своего хореографического училища. Правда, недалеко была Пермь с ее знаменитой балетной школой, но юные артисты не спешили оставаться на сценах родного Урала.
И все-таки балет был! Перед нами не парадокс, а истина. Через громкую цифру нынешнего сотого сезона и призму времени это понимаешь особенно отчетливо. Здесь всегда творили неповторимые художественные индивидуальности.
Лилия Воробьева и Елена Гускина… Что объединяет эти два имени? Ведущие балерины, исполнительницы главных партий. Обе народные артистки России. Работали в театре в одни и те же годы. Хотя судьбы творческие и жизненные у них очень разные. Лилия Воробьева и сегодня в театре, одна из педагогов балетной труппы. Елена Гускина, увы, уже долгие годы тяжко болеет.
А начиналось все замечательно. Елена Ростиславовна Гускина — выпускница Московского хореографического училища, воспитанница известного педагога Марии Кожуховой. В Свердловске она появилась в 1963 году и станцевала все, о чем только может мечтать балерина: «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Дон Кихот»…
С Еленой Гускиной, друзья и близкие называли ее просто Лялей, всегда было трудно разговаривать. Это нынешнее поколение молодых артистов балета свободнее, раскованнее. Они уже другие, «интернетные». Для Гускиной было легче танцевать, чем рассказывать о своих героинях.
Думаю, ее подлинные победы пришли к балерине в ролях драматических. Я видела многих исполнительниц партии Фригии в балете Арама Хачатуряна «Спартак», но вот уже через много лет возлюбленная Спартака в исполнении Гускиной помнится удивительно. Она оказалось героиней, равной Спартаку, и не менее яркой, чем красавица-куртизанка Эгина. Так трепетны и прекрасны были ее дуэты любви со Спартаком. В спектакле, безусловно, проявилась личность самой актрисы: ее застенчивая скромность и внутренняя сдержанность, наполненность духовной жизни и умение именно на сцене досказать, выплеснуть все то, что накоплено в репетиционном классе.
И, наконец, лучшая партия Гускиной — Анна Каренина. За исполнение этой роли в балете на музыку Родиона Щедрина актриса была удостоена премии за лучшую актерскую работу года. Анна — это было редкое актерское счастье. Бывает же такое: встреча с ролью, которую, кажется, ждешь годами, и она понятна и близка до самого донышка. Отдаешь ей все, что накопил, продумывал, прочувствовал, чтобы воплотить в огромный эмоциональный мир.
Психологизм — понятие, которое нечасто употребляется в балете, но в данном случае вспоминается именно оно. Гускина не обладала какой-то эффектной внешностью, особой броской манерой, ей были ближе строгость и благородство, хотя она умела и могла очень многое.
Через какую муку страданий проводила актриса свою Анну, причем нигде не переступая грань искусства! Силой условного искусства она создавала характер умного, тонкого человека, надорвавшегося в атмосфере лжи. Балет «Анна Каренина» был счастливым моноспектаклем, и Анна была его центром, его дыханием.
Талантливые артисты в любом виде искусства неповторимы и похожи только на самих себя. Елена Гускина и Лилия Воробьева по своим внешним данным были совершенно разными. Строгая Гускина и прелестная, хорошенькая, лучащаяся радостью Воробьева. Наверное, обе они могли вполне успешно существовать за счет того, что им отпустила природа. Обе были на редкость хорошо обучены. Они дружили с танцем, он был для них органичной формой существования.
Алла ЛАПИНА
28 марта 2012
обсуждение >>