Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Георгий Нэлепп

Георгий Нэлепп фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение

Нэлепп Георгий Михайлович

Родился 7 (20) апреля 1904 года, село Бобруйки (ныне Козелецкого района Черниговской области Украины).

Русский советский певец (драматический тенор).
Заслуженный артист РСФСР (11.03.1939).
Народный артист РСФСР (5.11.1947).
Народный артист СССР (1951).

1 апреля 1927 года в Ленинградской консерватории состоялось прослушивание недавнего выпускника Военно-топографической школы, участника воинской самодеятельности двадцатидвухлетнего Георгия Нэлеппа. Вступительный экзамен прошел успешно. В характеристике, которую подписали ректор консерватории А. К. Глазунов и профессор И. С. Томарс, будущий педагог Нэлеппа, музыкальные и артистические данные молодого певца получили высокую оценку: «Отличный материал (драматический тенор), ровный во всех регистрах, металличный, очень красивого тембра. Звук от природы достаточно поставлен. Чистая интонация, хорошая музыкальная память, чувство ритма, свидетельствующие об отличном слухе и врожденной музыкальности. Сценическая внешность. Налицо все данные для дальнейшего совершенствования и избрания артистического пути». Все эти качества, естественно, способствовали быстрому формированию артиста. Уже через два года Нэлепп дебютирует в Ленинградском театре оперы и балета (ныне — театр имени С. М. Кирова). Очень скоро талант молодого певца привлек к себе внимание музыкальной общественности. Л. В. Собинов писал в дирекцию театра: «...Нэлепп обладает, по моему мнению, исключительным по эмоциональности звука материалом, красивой тембровой окраски, и надлежащим чувством меры вокального драматического акцента... Я убежден, что Нэлепп есть наша лучшая вокальная надежда... Из него, при надлежащей практике, может выработаться мировая оперная величина».
В 1930 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс И. С. Томарса).
В 1929—1944 годах - солист Ленинградского театра оперы и балета, в 1944—1957 годах — солист Большого театра СССР, один из крупнейших советских оперных певцов.
Обладал звучным, мягким голосом, богатым тембровыми красками. Созданные им образы отличались глубиной мысли, строгостью и благородством. Член ВКП(б) с 1940 года.

Ушел из жизни 18 июня 1957 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
театральные работы
1944 Герман («Пиковая дама» П. Чайковского)
1945 Собинин («Иван Сусанин» М. Глинки)
Хозе («Кармен» Ж. Бизе)
1946 Гвидон («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова)
Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
1947 Левко («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова)
Муртаз («Великая дружба» В. Мурадели)
1949 Садко («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Еник («Проданная невеста» Б. Сметаны)
Ионтек («Галька» С. Монюшко)
1950 Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
1951 Родион («От всего сердца» Г. Жуковского)
Радамес («Аида» Дж. Верди)
1953 Каховский («Декабристы» Ю. Шапорина)
1954 Флорестан («Фиделио» Л. ван Бетховена)
1955 Незеласов («Никита Вершинин» Д. Кабалевского)

Юрий («Чародейка» П. Чайковского)
Вакула («Черевички» П. Чайковского)
Матюшенко («Броненосец “Потемкин”» О. Чишко)
Финн («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Чапаев и Архип («Черный Яр» А. Ф. Пащенко)
Михаил Туча ("Псковитянка" Н. Римского-Корсакова)
Ленька ("В бурю" Т. Хренникова)
Хлопуша ("Емельян Пугачев" М. Коваля)
Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Манрико («Трубадур» Дж. Верди)
Эдвин (оперетта "Сильва" И. Кальмана)
Мартин Рудокоп (одноименная оперетта К. Целлера)
Анж Питу (оперетта "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока)
призы и награды
Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение партии Юрия в оперном спектакле «Чародейка» П. И. Чайковского.
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение партии Еника в оперном спектакле «Проданная невеста» Б. Сметаны.
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение заглавной в оперном спектакле «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1951).
Орден «Знак Почёта» (1940).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

последнее обновление информации: 13.11.23
Из книги воспоминаний Г. П. Вишневской "Галина": "Сколько же моральных уродов породила советская власть! У нас в театре пел замечательный драматический тенор Георгий Нэлепп. Артист безупречного вкуса, высокой вокальной культуры. В его голосе было столько красоты, юношеской свежести, звонкости. Когда я поступила в театр, мы вместе работали над оперой «Фиделио», и это одно из лучших воспоминаний моей творческой жизни. До Большого театра он долго пел в Ленинградском оперном театре им. Кирова. Был членом партии, имел все высшие награды и звания, несколько раз получал Сталинские премии и пользовался большим авторитетом, уважением своих товарищей, любовью публики. Было у него оригинальное для мужчины хобби: он совершенно изумительно вышивал крестиком полотенца и мужские рубашки, говорил, что это успокаивает нервы. Однажды утром я пришла в театр по какому-то делу и ждала в директорской ложе Н. С. Ханаева, бывшего в те годы директором оперной труппы. В зале шла оркестровая репетиция оперы «Садко», Нэлепп пел заглавную партию. Мне очень хотелось послушать репетицию, а Никандр Сергеевич опаздывал, и я в нетерпении ходила по лестничной площадке около директорской ложи. Этажом ниже, там, где гардероб, у входа, молча сидела какая-то женщина средних лет, бедно одетая. Вошел с улицы Ханаев, и дежурный капельдинер, снимая с него шубу, доложил: — Вот, Никандр Сергеевич, женщина просит вызвать Георгия Михайловича с репетиции. Уже давно сидит здесь, не знаю, как быть. Женщина обратилась к Ханаеву: — У меня срочное дело. Я сегодня приехала, очень прошу вас, позовите, пожалуйста, Георгия Михайловича. — А вы кто ему будете? — Он меня не знает, но мне нужно передать важное поручение от его знакомого. Я стою наверху, и Никандр Сергеевич говорит мне: — Скажи, Галя, секретарю, чтобы вызвала Нэлеппа со сцены, если он свободен. Я сделала, что он просил, и вернулась на прежнее место, ожидая, когда Ханаев поднимется. И вот какая сцена разыгралась перед всеми нами. Г. М. Нэлепп, народный артист СССР, лауреат Сталинских премий, холеный, знаменитый тенор Большого театра, медленно, с достоинством, как барин, спускается вниз по лестнице, застеленной красной дорожкой… Сидящая внизу женщина молча поднялась ему навстречу. Он подошел к ней: — Здравствуйте. Она молчит. — Вы хотели меня видеть? И вдруг она открыла рот, да как плюнет ему в лицо! — Вот тебе, гадина, за то, что погубил моего мужа, за то, что ты погубил мою семью! Но я выжила, чтобы плюнуть тебе в рожу! Будь ты проклят! Повернулась и, шатаясь, вышла вон. Нэлепп стал белым, как мел, и, прислонившись к стене, отер лицо носовым платком. Мимо него, смущенный, прошел наверх Ханаев. Капельдинер не знал, куда девать глаза, а я скорее убежала в аванложу… Никандр Сергеевич позвал меня в свой кабинет. Меня трясло, как в лихорадке, я не могла вымолвить ни слова. — Да ты не волнуйся, не такое еще теперь увидим. А Жорка многих в свое время погубил, еще работая в Ленинградском театре. Что, непохоже? То-то и оно, что, глядя на него, такое никому и в голову не придет… Вскоре Нэлепп умер от сердечного приступа. Было ему всего лишь пятьдесят два года."
Режиссер Л. В. Баратов о Нэлеппе: «Вспоминая о многих известных певцах, которых нам приходилось слышать, мы часто начинаем с того, что восхищаемся их вокальной техникой - дыханием, филировкой звука, эффектами пиано и форте и так далее, - они прежде всего врезались в память. О Нэлеппе так не скажешь. Когда он пел, никто в зале не фиксировал внимания на собственно вокале - на высоких нотах или сложных пассажах. Никому бы в голову не пришла мысль аплодировать ему за великолепно взятое верхнее до - ибо это разрушило бы цельность впечатления от образа, а захватывал слушателей именно созданный певцом образ, характер, его жизненная сила. Голос Нэлеппа принадлежал героям этого замечательного художника, он выражал их человеческую, эмоциональную сущность».

«Образы, созданные им, — писал дирижер А. Мелик-Пашаев, — всегда были ярки и правдивы, всегда покоряли исчерпывающей полнотой и особым, нэлепповским обаянием, всегда представляли прекрасный сплав огромной работы и выдающегося дарования!»

Режиссер Б. Покровский отмечал: «Нэлепп — враг подчеркнутости, нарочитости, крикливой эффектности. В его художественной палитре преобладают сдержанные, убедительные по своей строгой лаконичности краски. Он часто намеренно ограничивает внешний рисунок роли, чтобы нигде не перехлестнуть за грань, не изменить подлинно художественному вкусу, такту».

«Он не обладал каким-либо особенно могучим голосом, — вспоминает С. Я. Лемешев, — но так им владел, так совершенна была его дикция, его кантилена, что он свободно одолевал самые трудные драматические партии. Слушавшим Нэлеппа всегда казалось, что для него не существовало вокальных «препон».

Дирижер Большого театра Б. Хайкин на страницах газеты «Советский артист» выразил о певце всеобщее мнение: «Г. М. Нэлепп являлся образцом актера советской формации, ставящего превыше всего интересы дела, которому он посвятил свою жизнь».
Георгий Нэлепп - донской казак. В селе Бобруйки на Черниговщине более половины жителей носили фамилию Нэлепп. Ударение делалось на втором слоге. Георгий не был исключением, от рождения в 1904 году его именно так и звали. По-другому к нему станут обращаться его родные и друзья немного позже. За импозантную внешность, певческий дар и лукавый взгляд он получит прозвище Жорж, а когда попал на оперную сцену, его фамилию тотчас стали произносить на западный манер, делая ударение на первый слог. Сам Георгий Михайлович не мог вспомнить, кто первый его так назвал.

В 23 года Георгий Нэлепп вызывал восхищение и удивление ценителей хороших голосов. Он не имел начального музыкального образования, но блестяще окончил Ленинградскую консерваторию и был принят в труппу прославленного Кировского театра. Помогли певцу природный дар и огромная работоспособность. Потом он всю жизнь, не останавливаясь, учился – добирал то, чего не хватило ему в детстве. Нэлепп поражал своих родных и друзей познаниями в разных областях науки и искусства. Его интересы не ограничивались только репертуаром оперного театра и собственными партиями. Работа в Кировском театре настолько увлекла Нэлеппа, что он не только освоил весь классический репертуар, но и с интересом отнесся к современной опере. Георгий Михайлович был занят почти во всех премьерах опер советских композиторов и принимал непосредственное участие в работе с авторами. Георгий Нэлепп обожал репетировать и своим азартом актера заражал дирижеров и режиссеров. Любимой его фразой на репетициях была: «Повторим от печки». Об этом еще в 1950-е годы писал оперный режиссер Борис Александрович Покровский. «С Нэлеппом, как мы все его звали, Жоржем, репетировать было очень интересно, потому что мы чувствовали процесс создания образа, процесс возникновения живого человека на сцене, понимающего, страдающего и любящего. Он поражал одухотворением. Мы не могли не верить тому, что он влюблен. Мы не должны были сомневаться в том, что он кого-то убьет, если так полагалось по сюжету».

Во время московских гастролей Кировского театра талант Нэлеппа был замечен руководством Большого театра. В Большой театр Георгия Михайловича пригласили в 1944 году. После 15 лет работы в Ленинграде он вышел на сцену главного театра страны. Дальнейшие годы работы знаменитого тенора были связаны только с московской сценой.

У Георгий Нэлеппа был один секрет, который он и не скрывал от окружающих, но о котором не все знали. У него была муза и верная помощница, которая оставила свою карьеру ради мужа, личный концертмейстер и домашний педагог – Надежда Федоровна. Георгий Михайлович легко совмещал дом и театр, репетиции, спектакли и общественную деятельность с жизнью своей многочисленной родни. Дома у него, кроме приемной дочери Людмилы, племянника Коли, матери, сестры жены, бывало много людей. За стол обедать садилось не меньше дюжины человек. Когда выдавалось свободное время, то Георгий Михайлович посвящал его дочери, племяннику и их друзьям, ходил с ними в театры, музеи, на выставки и в цирк. Больше всего любил ездить на рыбалку. Для Нэллепа рыбалка была местом отдыха, где он мог отключиться от проблем театра.

Блестящая карьера певца была прервана проблемами со здоровьем: у Нэлеппа случился инфаркт. Это произошло после спектакля «Фиделио». Георгий Михайлович не думал, что вернется на сцену, но как только ему стало лучше, он снова почувствовал непреодолимое желание петь. Георгий Нэлепп вновь вышел на сцену Большого в образе Сабинина в спектакле «Иван Сусанин». Голос его звучал легко, и публика не могла предположить, что это последнее выступление артиста. После этого спектакля Георгий Нэлепп снова попал в больницу, где и умер".

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 4
Эдуард Шестаков, режиссёр (Иерусалим)   17.04.2017 - 18:46
Полностью согласен с теми, кто недоумевает по поводу публикации здесь, на странице, посвящённой выдающемуся певцу, отрывка из книги Вишневской. Да и сам описанный ею эпизод, снабжённый массой совершенно... читать далее>>
№ 3
измайловский (москва)   26.03.2017 - 16:03
Так и Галина Вишневская высказалась о нём как о профессионале высочайшего класса. Ну что было то было . Не путайте одно с другим. читать далее>>
№ 2
palmira   21.10.2015 - 20:15
Вряд ли стоило цитировать тут Вишневскую. Ведь ничего, никаких фактов, никаких имен, кроме этого заявления, так и не выкопали. Кондрашин, кстати, тоже о Нэлеппе отзывался исключительно хорошо. А уж у дирижеров... читать далее>>
№ 1
allina (Москва)   29.04.2011 - 22:15
Когда-то единственным окном в большой мир было радио. И надо отдать ему должное - радио было замечательным воспитателем. По радио часто передавали прямые трансляции спектаклей и опер. Много было классической... читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен