Кино-Театр.ру мобильное меню

Анатолий Васильев

Анатолий Васильев фотографии
Дата рождения
Категории
Режиссёр, Театральный деятель
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение

Васильев Анатолий Александрович

Родился 4 мая 1942 в селе Даниловка Пензенской области.

Заслуженный деятель искусств России (1993).

Окончил химический факультет университета в Ростове-на-Дону, в 1973 году — режиссерский факультет ГИТИСа (курс М.О. Кнебель и А.А. Попова), поставив дипломный спектакль "Сказки старого Арбата" А.Н. Арбузова (1972).
Придя после института в 1973 году в МХАТ, под руководством О.Н. Ефремова репетировал в качестве режиссера-стажера спектакль "Соло для часов с боем" О. Заградника с М.М. Яншиным, Б.Я. Петкером, А.Н. Грибовым, О.Н. Андровской, М.И. Прудкиным.
В качестве второго режиссера, режиссера-ассистента или руководителя постановки участвовал в работе над спектаклями МХАТа "Медная бабушка" Л.Г. Зорина (1975), "Нина" А. Кутерницкого
(1976), "Путь" А. Ремеза (1981).
Ряд ярких и многообещающих замыслов мхатовской поры остался неосуществленным: "Святая святых" И. Друцэ (1975), "Король Лир" У. Шекспира в переводе О.П. Сороки с А.А. Поповым в роли Лира (1982), "О, счастливые дни" С. Беккета с М.И. Бабановой в роли Винни (1982). Не увидела зрителя и постановка "Виндзорских насмешниц" Шекспира с Е.П. Леоновым в роли Фальстафа в театре им. Ленинского комсомола (1981).

В начале своей режиссерской карьеры осуществил несколько постановок в провинции: "Женщина за зеленой дверью" Р. Ибрагимбекова (Уфа, 1974) и мюзикл Дж. Германа по либретто М. Стюарта "Хэлло, Долли!" (Ростов-на-Дону, 1976); десятилетие спустя выпустил спектакль "Вариации феи Драже" Кутерницкого в рижском ТЮЗе (1987).

В 1977-1982 годах - режиссер театра им. К.С. Станиславского, возглавляемого в те годы Поповым. Поставленные здесь спектакли - первый вариант "Вассы Железновой" М. Горького (1978) и "Взрослая дочь молодого человека" В.И. Славкина (1979) выдвинули Васильева в лидеры поколения. В работе над этими постановками вокруг режиссера сплотился круг артистов-единомышленников, продолживших сотрудничество с ним и в последующие годы, — Л. Полякова, Б. Романов, Ю. Гребенщиков, А. Филозов, В. Бочкарев.
Вынужденный в 1982 году покинуть театр им. Станиславского, Васильев на предоставленной ему Ю.П. Любимовым малой сцене театра на Таганке на протяжении трех лет репетирует и в 1985 году выпускает спектакль по пьесе Славкина "Серсо". К группе артистов Васильева примкнули известные киноактеры Н. Андрейченко и А. Петренко. Значительность новой постановки режиссера для театрального искусства подтвердили и критики, и публика.

С начала 1980-х годов параллельно с режиссерско-постановочной деятельностью преподает на Высших режиссерских курсах, во ВГИКе и на режиссерском факультете ГИТИСа.

В 1987 году в Москве среди шести новых театров открывается "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева, первым спектаклем которой стали "Шесть персонажей в поисках автора" Л. Пиранделло (1987), в котором были заняты гитисовские ученики Васильева Ю. Альшиц, Н. Коляканова, И. Томилина, Гр. Гладий, Н. Чиндяйкин и другие. Спектакль много и триумфально гастролировал, участвовал во множестве международных фестивалей.

С годами Васильев, во многом ориентирующийся на опыт Е. Гротовского, все более разворачивается от репертуарного театра к лабораторным исканиям, декларируя идеи постоянного профессионального обновления, поиска новой театральной эстетики, возрождения самой культуры театра: "Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного… эксперимента. Концепция театра-школы расширяет границы поиска, делает этот процесс по сути эволюционным". За время существования "Школы драматического искусства" в результате учебных семинаров и лабораторных поисков были продемонстрированы (весьма узкому кругу лиц) спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, или произведению, или теме.
театральные работы
"Школа драматического искусства":
"Сегодня мы импровизируем Пиранделло" (1990)
"Фьоренца" и "Иосиф и его братья" Т. Манна (оба 1993)
"Амфитрион" Мольера (1994)
"Плач Иеремии" В. Мартынова (1996)
"Дон Жуан, или "Каменный гость" и другие стихи (1998)
"К***" (1999) и "Моцарт и Сальери" (2000) Пушкина
"Медея-материал" Х. Мюллера (2001)

Постановки за рубежом:
"Маскарад" М.Ю. Лермонтова (Комеди Франсэз, Париж, 1992)
"Дядюшкин сон по Достоевскому" (Художественный театр, Будапешт, 1994)
"Пиковая дама" П.И. Чайковского (Немецкий Национальный театр, Веймар, 1996)
"Без вины виноватые" А.Н. Островского (Театр им. Э. Сиглигети, Солнок, 1998)
призы и награды
Кавалер ордена искусства и литературы (Франция, 1989).

Лауреат премий: им. К.С.Станиславского (1988), критиков Европы
"Новая театральная реальность" (Италия, Таормина, 1990), "Хаос" — премия Пиранделло (Италия, Агридженто, 1992), Фонда им. К.С. Станиславского "За вклад в развитие театральной педагогики" (1995), "Золотая маска" (1997), Государственной премии РФ (1999), "Триумф" (2001).

В 2005 году удостоен звания кавалера французского Ордена Академических Пальм за особые заслуги в области просвещения и награжден медалью и премией "Ad Nuntius Europea / Вестнику Европы" им. Н. М. Карамзина в номинации "За достижения в литературе, искусстве и культуре".

последнее обновление информации: 27.05.15

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 2
виктор федорович (киев)   12.12.2011 - 01:57
Возвращайтесь на Родину и знайте Вас любят и в Украине! читать далее>>
№ 1
Алан Шанаев (Владикавказ)   4.05.2011 - 10:44
Уважаемый Анатолий Александрович!От всего сердца Поздравляю Вас с Днем Рождения и желаю крепкого здоровья,семейного благополучия и долгих лет жизни! читать далее>>

Анатолий Васильев: пресс-центр >>

Все статьи пресс-центра >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники