Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

«Чувственная математика» Екатерины Еременко.
Дневник 34 ММКФ. Конкурс документального кино.

Герои фильма, математики из разных стран, рассказывают о своей деятельности, о проблемах, которые они решают, о своей науке, сравнивая ее, кто с кулинарией ("вкус"), кто с музыкой ("слух") и так далее, в соответствии с разными органами чувств. Форму повествования диктует желание автора вписать в заданную схему героев и их рассказы. Но это оправданный ход, ведь и в поэзии словесный материал приходится укладывать в размер и ритм. Математики странные и очень трогательные, одни говорят непонятно, другие совсем непонятно, а третьи вообще не умеют со словами обращаться, потому что думают иными категориями. Объясняя свои задачи, они помогают себе обыденными предметами - чашками, кубиками сахара, шариками пудры или листочками с дерева. То, что весь мир пронизан математикой - очень интересная идея, согласитесь. Язык математики - первооснова всего.
Отдельное спасибо авторам за то, что много внимания уделили изображению. А то наши документалисты вообще в последнее время перестали обращать внимание на картинку. В «Чувственной математике» продуманы композиции, цвет, световой рисунок, выразительные ракурсы, отражения радуют глаз. Как в поэзии каждое слово должно стоять на своем месте, так и в визуальном кино. Тем более, в фильме про математику.

*
«Мир перед ней» Ниши Пахуджи.
Дневник 34 ММКФ. Конкурс документального кино.

Режиссер фильма, канадка индийского происхождения, ведет параллельный рассказ о двух полюсах женского бытия в Индии: на одном - девушки, участвующие в конкурсе красоты «Мисс Индия», сторонницы либерализма и прогресса, на другом – индийские фундаменталистки, клянущиеся не только защищать традиции, но заодно и убивать мусульман. Одних учат красиво ходить по подиуму, уверенно говорить на камеру и заботиться о своем теле, других поднимают в 4 утра, обучают приемам самообороны, стрельбе и промывают мозги религиозной пропагандой.
Дневник 34 ММКФ. Конкурс документального кино.


Режиссеру удалось предельно близко подобраться и к тем и другим героиням, войти в доверие и вытащить самые сокровенные мысли. Фильм построен по классическим драматургическим законам: есть неразрешимый конфликт, рост напряжения, завязка-кульминация-развязка. Также удалось избежать предвзятого отношения к персонажам. Однако, главный вопрос – это не судьбы конкретных героинь, а вообще роль женщины в Индии, ее полная зависимость от воли мужчин. Очевидно, что девушки, которых готовят для того, чтобы они стали пушечным мясом, почти не отличаются от тех, кто позволяет колоть себе ботокс в губы и демонстрируют бикини. И те и другие – просто вещи, а вся их деятельность дает им лишь иллюзию значимости. Мало того, женщины не просто ничего не решают, они еще не всегда имеют право жить: новорожденных девочек легко могут убить, так как они – обуза семье. При этом вообще непонятна роль государства. Наверное, властям просто все равно, что происходит в стране, 1,5 млрд. жителей, за всеми не уследишь.

*
«Завтра» Андрея Грязева.
Трижды за сутки попался заголовок "Завтра была Война". Сарафан работает, и на показе во 2-ом зале Октября были заняты почти все ступеньки. Фильм Грязева "Завтра" уже вовсю слывет скандальным, едва ли не меньше, чем сама арт-группа "Война", про которую он снят. Охотно обсуждается и фильм, ситуация вокруг фильма, и современное искусство, и протест, и материнство, - ракурсов много. Грязев сам после вчерашнего показа нескромно сказал, что в его картине много пластов, и каждый поймет свое.
Дневник 34 ММКФ. Конкурс документального кино.

Грязев-режиссер - человек без сердца, но именно поэтому его взгляд предельно объективный, симпатичны ему герои или нет - этого вы из фильма не узнаете. Они для него вообще не люди, а вещи, объекты для изучения. Может быть, именно поэтому, "Война" призывает бойкотировать картину, чувствует, что их использовали?

Почему они согласились сниматься?
- Мы сразу договорились при первой встрече, перед тем, как пустились в совместное плаванье. Я сразу спросил, могу ли я все снимать или надо где-то скрывать лица. И мы определили, чем я могу им помочь. Их условия были в том, чтобы снимать это кино без продюсера, без денег, чтобы поддержать их идею существования без денег. Плюс, я еще должен был помогать им съемкой и монтажом.

Андрей пробыл с ними два года, снимал и монтировал для них ролики, принимал непосредственное участие в акциях, так, что даже свои считали его законспирированным активистом. Наверняка они считали, что этот фильм будет хорошим пиаром для их протестного арт-движения. А в итоге сторонников группе картина пока не прибавила, впечатления у зрителей в большинстве своем складываются неоднозначные, в самом лучшем случае как к романтикам, достойным сочувствия - совсем не то, что хотелось бы им. Кроме того, режиссер признает, что два года назад считал их Героями нашего времени, а сегодня считает, что деятельность "Войны" зашла в тупик.
Сам Андрей Грязев на счет писем, призывающих бойкотировать фильм, говорит, что не сомневается, - это все раздуто с точки зрения пиара группы, поскольку государство само сделало из них борцов с режимом, обращая внимания на их акции.
Дневник 34 ММКФ. Конкурс документального кино.

- Я снимал, как они смотрели фильм, снимал обсуждение, снимал как им понравился фильм, снимал, как они дали разрешение на Берлинский фестиваль. Фильм понравился Козе прежде всего, Олег сомневался, но потом принял. Это не просто мои слова, у меня все документально запротоколировано.

Грязев потрясающе правдив во всех своих фильмах. Он великий документалист. Но его будущим героям не позавидуешь. Все-таки, он переходит грань, за которую нельзя, потрошит человека. Поэтому прежде всего хочется разобраться в личности автора, выяснить, что его волнует и как ему удается оставаться столь беспристрастным.

Считаете ли вы то, что они делают, искусством? Почему вы взялись именно за этих героев?
- Я за них взялся, потому что на тот момент они мне очень сильно приглянулись, два года назад это произошло, и я их считал героями нашего времени. Искусство это или не искусство… Сокол с Воротниковым еще в 2005 собирались, когда никакого протестного движения не было в стране. Они начали говорить на языке искусства, разрисовывали лавки. Приставка «Арт» в названии «арт-группа Война» несет смысл лейбла. Но не нужно оценивать их с точки зрения чистого искусства. То, что они делают - это провокационные, деятельные акции.
Дневник 34 ММКФ. Конкурс документального кино.

Один из героев фильма – годовалый сын героев, Каспер. Мы не знаем, как сложится его дальнейшая жизнь. Режиссер уверяет, что у России его судьба. Какое «завтра» будет у Каспера, такое и у нас.
«Завтра» появится в ограниченном прокате 12 июля. Обязательно посмотрите.

персоны

Афиша кино >>

комедия, приключения
СССР, 1968
детектив, драма, мистика, триллер, экранизация
США, 2009
драма
Япония, 2023
драма, триллер, экранизация
Бельгия, Канада, Франция, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2023
комедия, мелодрама, приключения, фильм о животных
Индия, 2023
фильм ужасов
Индонезия, Южная Корея, 2019
военный фильм, исторический фильм, приключения
Россия, 2024
приключения, спортивный фильм
Россия, 2024
приключения, спортивный фильм
Россия, 2024
комедия
Россия, 2024
драма, эротика
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен