Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Со 2-го по 7-ое октября шестой раз в Москве и впервые в Центральном Доме Художника проходил Международный кинофестиваль "2morrow/Завтра". Основной конкурс дополнил целый ряд практически самостоятельных программ, призванный показать срез современного кинематографа – не только художественного фестивального кино, но и документального, экспериментального, а также видео-арта. Но самым интересным и, уж точно, самым нестандартным событием за эти шесть дней стала презентация программы «Офсайд», посвящённой независимому кино из регионов России.
Презентация программы Офсайд
фото: Екатерина Аверина
В Якутии, Бурятии, Карелии картины местного производства пользуются спросом у зрителей, но путь в федеральный прокат им заказан, за редким исключением. Это кино возникает на местах стихийно, создаётся на чистом энтузиазме. Региональные кинематографии растут так стремительно, что постепенно начинают приковывать к себе внимание. Продвижению якутского кино, в частности, содействовал кинокритик Сергей Анашкин. В целом, оно было относительно на слуху: после того, как в 2007-ом был снят фильм «Тропа смерти», в республике начался настоящий бум хорроров, некоторые из которых можно найти в Интернете. Бурятия больше славится своими комедиями, в прошлом году одна из них («На Байкал») добралась до федерального проката. Но это лишь урывочные факты, а как таковую целостную картину того, что собой представляет российское кино, на самом деле, только предстоит составить.
Кураторы программы Мария Кувшинова и Иван Чувиляев
фото: Екатерина Аверина
Шагом в этом направлении и стала программа «Офсайд». Выросла она из журналистского проекта Марии Кувшиновой и Ивана Чувиляева, посвящённого теме регионального кино. При попытке копнуть поглубже, оказалось, что материала настоящая бездна, и всё это кино не уместить в статьи. «Офсайд» - попытка расширить горизонты понятия «российское кино» для его носителей, нередко даже говорящих на разных языках. На начальном этапе - смотр достижений региональных кинематографий в столице, но в перспективе - институция, способная создать основу для их взаимодействия или хотя бы посодействовать нанесению их на карту. Кураторы делают акцент на независимом кино: фильмы в регионах часто снимаются без государственной поддержки, на отсутствие которой свойственно сетовать российским кинематографистам. На производство картины идут личные средства съёмочной группы, даже дистрибуция фильмов иногда ведётся самостоятельно: их создатели договариваются о прокате непосредственно с местными кинотеатрами. Таким образом, становление региональных кинематографий – это ещё и альтернативный способ формирования в нашей стране культуры независимого кинопроизводства, в своих специфических формах существующей в Европе и США.
Иван Чувиляев и Иван Кульнев.
фото: Екатерина Аверина
Спецификой этой ветви независимого кино в России является его ориентированность на зрителя. Это мейнстримное кино с региональной спецификой, способное по кассовым сборам в местном прокате обходить даже голливудские блокбастеры. Ощутимую часть регионального кино составляют малобюджетные, упомянутые выше комедии и хорроры. В соотношении 3 к 1 они и составили конкурсную программу «Офсайда».

«Шопинг-тур» Михаила Брашинского

Несколько особняком стоял в программе фильм открытия, «Шопинг-тур» Михаила Брашинского, в августе этого года удостоенный главного приза выборгского фестиваля российского кино «Окно в Европу». Михаил Брашинский успел поработать и на кинокритическом поприще: был обозревателем «Афиши», публиковался в «Сеансе» и других изданиях. В 2002-ом он дебютировал как режиссёр с фильмом «Гололёд» - картиной, известной не широко и, в основном, печально. К режиссуре Брашинский вернулся только спустя 8 лет, продолжив свои жанровые поиски, но на этот раз уже приложив к ним окрепшую режиссёрскую руку и вдохнув в новый фильм весь свой энтузиазм и любовь к кино. «Шопинг-тур», как история о петербуржцах в Финляндии, тоже по-своему обладает региональной спецификой. Фильм начинается как драма отношений между матерью и её 15-летним сыном на фоне недавней потери отца семейства. Главные герои в составе группы туристов отправляются в Финляндию, что придаёт фильму черты роуд-муви. Всё происходящее сын снимает на подаренный матерью телефон - типичный приём для современных хорроров, которым фильм и оборачивается по прибытии героев в Финляндию. Виной тому финская «традиция» поедать иностранцев после в день после празднования Иванова дня. При этом фильм от начала до конца исполнен юмора, который собирает воедино разветвлённую жанровую конструкцию, и на выходе получается фильм, который и тревожит зрителя, и заставляет его смеяться.

«Вольные боотуры», 2012, режиссеры Роман Дорофеев, Дмитрий Шадрин

Следующим в расписании значился якутский фильм «Вольные боотуры», то есть богатыри. Именно ему и было суждено стать победителем. Создатели фильма Роман Дорофеев и Дмитрий Шадрин не только выступили режиссёрами, но и исполнили главные роли в собственной картине. Вообще же, они пришли в кино, закончив Щепкинское училище и послужив в «Саха-Театре». Идея снимать кино казалась привлекательной, а обернулась ещё и коммерчески выгодным делом. Роман и Дмитрий организовали собственную студию «Detsat», развернули масштабное кинопроизводство, выпуская малобюджетные фильмы, в основном – комедии, и даже создавая из них собственные якутские франшизы. Начав заниматься кино и осознав нехватку навыков, ребята успели съездить в Москву и закончить ГИТИС и ВГИК.

В рамках же «Офсайда» была показана новая их работа. «Вольные боотуры» - это народный эпос, воплощённый в жанре сумасбродной комедии.
Группа молодых ребят, путешествуя по окрестностям, решает заглянуть к дяде одного из героев. Дядя работает сторожем в музее и, усадив гостей перед собой на деревянную скамеечку, начинает свой былинный рассказ. Говорит про якутского царя, у которого похитили дочь, и вольных боотуров, которым предстоит эту дочь спасти.
Весь фильм, будучи иллюстрацией древнего народного сказания, выдержан в динамичной манере, смонтирован в рваном темпе и изобилует шутками разного уровня прямолинейности, что в итоге делает его парадоксальным произведением. Столкновение формы и содержания в нём – это то, что называют разрывом шаблона.

«Человек из банки», 2012, режиссер Иван Кульнев

С режиссёром следующего фильма Иваном Кульневым Дмитрий Шадрин и Роман Дорофеев провели в рамках фестивальной образовательной программы - кинокампуса «Партизан» - лекцию, на которой рассказали, как пришли в кино и как его снимали. А по ходу фестиваля даже успели договориться о будущем сотрудничестве. Сам же Иван Кульнев приехал в Москву из Петрозаводска представить свой фильм «Человек из банки», первый полный метр в истории карельского кино. Это романтическая комедия про молодого парня, всю жизнь проведшего под крылом не в меру заботливой матушки. Лучше всего режиссеру удается гротескное изображение героя, олуха Царя Небесного, и антуража его парникового, «внутрибаночного» существования. Внезапный отъезд матери и увлечение живописью дают герою путёвку в новый мир, где зрителей ждёт любовная линия, с которой режиссёр справился не так удачно, как его герой. Да, фильм небезупречен, но подкупает тот энтузиазм, с которым Иван, к слову, режиссёр-самоучка, относится к делу. Фильм был снят им за кровные 2 000$ - сумму по меркам кино более чем скромную. Кульнев выступил и сценаристом, и оператором, и режиссёром, доведя фильм до проката в Петрозаводске. Это, конечно, пример в своём роде уникальный и достойный подражания.
«Улан-уdance», 2012, режиссеры Жаргал Бадмацыренов, Александр Кузьминов, Евгений Замалиев
Остался неназванным лишь один фильм программы – «Улан-Уdance», снятый бурятскими КВН-щиками Жаргалом Бадмацыреновым, Александром Кузьминовым и Евгением Замалиевым. Втроём они уже сняли ставший в Бурятии хитом «Чайник» - комедийный фильм о том, как бурятские пацаны хотят купить машину, а в итоге обретают себя. Замалиев ещё и выступил продюсером картины «На Байкал», проекта более масштабного, реализованного с привлечением государственных средств. «Улан-Уdance», как и «Чайник», исполнен в непритязательной манере и всё-таки больше похож на полнометражный выпуск программы КВН, чем на фильм. Сюжет схематичен, а сцены больше походят на комические зарисовки. На сей раз в центре внимания четверо парней, – вместе они популярный в условной бурятской деревне бойз-бенд. Однажды ребята принимают спонтанное решение покорить столицу и едут в Улан-Удэ. Проблем у них будет много, но закончится всё хорошо, не без помощи популярного в Бурятии персонажа по прозвищу Штырь (он фигурировал и в «Чайнике») – пожалуй, главной достопримечательности обоих фильмов. Штырь – гопник из Улан-Удэ, который знает в городе всех и умеет нормально решать вопросы. В данный момент создатели фильма работают над продолжением истории про народного любимца, потому в Москву выбраться не смогли, но сдаётся, что о бурятском кино мы ещё услышим.
Жюри в составе Леонида Марантиди, Олега Коронного и Дарико Цулая вручают приз победителям.
фото: Екатерина Аверина
Фестиваль окончен, главный приз уехал в Якутию, а организаторы программы «Офсайд» намерены превратить это действо в полноценный Фестиваль независимого регионального кино, который будет проводиться в разных уголках России, открывая новые имена.

Афиша кино >>

научная фантастика, приключения, семейное кино
Россия, 2024
биография, драма, исторический фильм
Германия, Дания, Норвегия, Швеция, 2023
драма, экранизация
Великобритания, США, 2023
комедия, мелодрама
США, 2023
боевик, триллер, фильм ужасов
Ирландия, Канада, США, 2024
триллер, экранизация
Австралия, США, 2023
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2023
фильм ужасов
Франция, 2023
боевик, приключения
Китай, 2022
приключения, спортивный фильм
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен