Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Лучше для мужчины нет

36-й ММКФ: Фаллоцентричность

Есть только одна вещь, которая делает ММКФ особенным - это его неоспоримая патриархальность. Вопреки общемировому фестивальному тренду, в который очень изящно в этом году вписался «Кинотавр», Московский фестиваль всё ещё делает ставку на маскулинность. Чтобы убедиться в этом, не обязательно в очередной раз указывать на не стесняющегося продемонстрировать пушистую брутальность бессменного президента, а достаточно просто взглянуть на программу, которую открывает пропитанная мужским потом картина о советском хоккее. На доброй половине фильмов, будь то конкурс, или какие-то специальные показы впору выстраивать гуманитарные коридоры и ещё до начальных титров выводить женщин и детей. Не даром одной из самых громких премьер фестиваля оказалась новая лента Абеля Феррары «Добро пожаловать в Нью-Йорк», благодаря которой уже на второй день кинотеатр «Октябрь» наполнился властным предкоитальным рыком Жерара Депардье, и были продемонстрированы самые настоящие яйца, большие и полные жизни.

36-й ММКФ: Фаллоцентричность

Пацанская эстетика не покидала фестиваль до последнего дня, чего стоил только мегаломанский показ «Трансформеров» или закрывающий блокбастер «Планета обезьян: Революция». Мы решили сконцентрироваться на представлении о том, что ММКФ - это фестиваль про и для мальчиков и мужчин, где янь кладет инь на обе лопатки, и выбрали два фильма, наиболее полно соответствующие этой идее: «Дурацкое дело нехитрое» Ганса Петтера Моланда и «Меченый» Дэвида Маккензи, на которых не зазорно пропустить пару пинт пива, а спутницу вежливо попросить помолчать.

36-й ММКФ: Фаллоцентричность

Когда Стеллан Скарсгард, играющий у Моланда, кстати, уже в 4-й раз, в образе и робе водителя снегоочистителя Нильса узнает о смерти своего сына от передозировки, привычно готовишься к замороженной норвежской драме. Прекрасный актер Скарсгард со скорбным скукоженным лицом привычен и по ролям у фон Триера, и даже в полицейских триллерах. Здесь ожидания будут обмануты – Нильс сразу узнает, что его сыну насильно сделали «золотой укол», и, получив лишь одно имя, отправляется мстить. На 10-й минуте он убивает первого виноватого, от которого узнает следующее имя, и так по цепочке добирается до самой верхушки. Нильс, сам того не ведая, сталкивает лбами норвежских бандитов, ответственных за смерть его сына, и боснийскую мафию во главе с прекрасным Бруно Ганцем.

36-й ММКФ: Фаллоцентричность

Удивительным образом то, что должно быть драмой про месть, оборачивается чернейшей комедией в духе «Фарго». Естественно, такая аналогия напрашивается из-за высоких сугробов и обилия красной жидкости на белом фоне, проливающейся при самых нелепых обстоятельствах, но обычно шутки в такого рода криминальных фильмах смотрятся крайне натужно, как и третьесортные тарантиновские типажи. В «Дурацком деле...» Моланд держит марку и иногда достигает истинно коэновских высот «юмора с каменным лицом», например, в сцене, где один сербский бандит хвастает другому, как ему хорошо сиделось в норвежской тюрьме. Каждый труп отмечается затемнением на экране и именем и кличкой убиенного то с католическим или православным крестом, а то и со звездой Давида над ними. Некоторые убийства произойдут за кадром, но экран все равно будет услужливо гаснуть, знакомя зрителя с очередным трупом. Скарсгард выдает отличный перформанс, умудряясь вызывать подлинное сочувствие на протяжении всего фильма – не только из-за обрушившегося на него горя и покинувшей его жены, но и потому что он окружен полными идиотами.

36-й ММКФ: Фаллоцентричность

В фильме Маккензи «Меченый» проблемы отцов и детей показан в несколько ином ключе, а юмор, когда он есть – другого свойства. Молодого Эрика (отличная роль Джека О’Коннела, игравшего отморозков и ранее в сериале «Молокососы» и фильмах «Райское озеро» и «Гарри Браун») переводят из колонии для несовершеннолетних в тюрьму «для взрослых». Кажется, его ждет суровая школа жизни, но, оказывается, её азы он уже прошел – молодой человек тут же пробивает голову соседу из камеры напротив, обливается маслом Johnson’s Baby, вырывает ножки от стола и ждет вертухаев с дубинками. Кроме этого, в тюрьме его ждет и отец (великолепный Бен Мендельсон), который сидел всё время, сколько Эрик себя помнит, и поначалу не горит желанием общаться с сыном. Пути их понятное дело, пересекутся, не без помощи тюремного воспитателя (Руперт Френд). Сила режиссуры Маккензи – в жестоком реализме, и то, что фильм снят в настоящей белфастской тюрьме, а сценарий написан бывшим тюремным воспитателем, только добавляет ощущения подлинности. Тюремные разборки показаны без комических нелепостей любимых с детства фильмов «Танго и Кэш», «Тюряга» и «Ордер на смерть» - от каждого удара дубинкой или кулаком поневоле дергаешься, и, несмотря на необходимую по сюжету сентиментальность, история смотрится абсолютно правдиво и даже буднично.

36-й ММКФ: Фаллоцентричность

Оба фильма не стыдно показать в суровой мужской компании и процитировать при встрече со старым знакомым, который пару лет назад свернул не туда. «Дурацкое дело нехитрое» и «Меченый» - это как вовремя сказанное крепкое словцо, после которого всё становится понятно. Как после 1 июля без таких слов обойдется отечественный кинопрокат, и как переживет оскопление цензурой имеющий столь яркую гендерную окраску фестиваль класса А, пока неизвестно.

Поиск по меткам

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
триллер
США, 2023
фэнтези
Великобритания, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен