Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

В Театре «Международная чеховская лаборатория» в начале июля состоялась премьера чеховской «Чайки» в постановке Виктора Гульченко. Спектакль играли на одной из самых маленьких московских площадок – на сцене Театрального особняка. Признаюсь, до просмотра у меня было твердое намерение отказаться от написания статьи: во-первых, трудно судить о спектакле по первому премьерному показу (простите за тавтологию) , а во-вторых страшила неизбежность сравнения с уже виденными постановками этой одной из самых востребованных пьес А.Чехова. За сто с лишним лет существования «Чайки» всё уже было: трагедия одиночества и неразделенной любви, муки творчества и поиски новых форм, наконец, до боли знакомое - «Я - чайка... Нет, не то. Я - актриса»...
Однако мало кто из режиссеров ставил «Чайку», как «комедию», в которой «много разговоров о литературе, мало действия и пять пудов любви». Большинство интерпретаций этой пьесы были полны сострадания к горькой судьбе Нины Заречной, вокруг неё, «чайки», вилось кружево действа – столкновение юной артистической натуры с грубым миром, крушение радужных надежд наивной и «романтической» барышни.
В своей постановке Гульченко читает Чехова «с нуля», иронически дистанцируясь от прежних прочтений чеховской пьесы. Легко соединяя драму и юмор, быт и лирику, самым естественным образом переплетая их, он создает особую атмосферу реальности происходящего. Никаких ухищрений и изысков.
Действие идет на почти пустой сцене, аскетизм оформления нарушается лишь редкими предметами, да висящем на стене спасательным кругом с незатейливой надписью «Ант. Чеховъ. Чайка». На фоне черных стен полуподвала Театрального особняка вызывающе изысканно смотрятся белые одежды персонажей - даже Маша одета в нечто белое, неуловимо напоминающее монашескую рясу. Забавно слышать первую реплику Медведенко: «Отчего вы всегда ходите в черном?» - обращенную к девушке, одетой в белое платье. И этой нелогичностью сразу же разбивается привычно ожидаемое погружение в лиризм «чеховской атмосферы». Первая часть спектакля буквально насыщена такими «несообразностями», иногда пугающе неожиданными, чаще - едва заметными, как бинокль в руках Сорина на представлении «декадентской» пьесы Треплева. Кстати, сам этот «дачный спектакль» просто апофеоз несуразности. С большой долей иронии и сарказма режиссер глумится над творением несчастного дилетанта Треплева (Александр Катин). Право, так и хочется спросить – «Виктор Владимирович, чем же Вам экспериментаторы-то не угодили? Ну, ищут они новые формы, да и пусть себе ищут…».
На мой взгляд, именно эта сцена, да ещё, пожалуй, первое появление Аркадиной, совершенно явственно определили симпатии и антипатии режиссера. Вообще-то, Гульченко жесток к персонажам «Чайки», досталось, как говорится, всем сестрам по серьгам. Вы не увидите одухотворенной, возвышенной Нины Заречной (Дарья Дементьева), нет. Просто недалекая уездная барышня, мечтающая о шумной славе и «колеснице» - так же, как нынешние девчушки мечтают о «гламуре» и светских тусовках. Какая уж там Мировая Душа… Ей «про любовь» хочется играть, а не читать скучные космологические фантазии Треплева. Да и сам начинающий литератор не вызывает ни сочувствия, ни понимания. Перед зрителями отнюдь не юный бунтарь, а инфантильный молодой человек, переполненный детскими обидами и смутными мечтаниями. Наивное желание Кости Треплева «потрясти основы» (современный театр — это рутина, предрассудок) оборачивается жалким фиаско: вместо мистически-авангардной драмы у него получается убогий фарс. Обидевшись на весь белый свет, молодое непонятое дарование капризно топает ножкой и устремляется куда-то в «высоты» ( роль «высот» отведена единственному в зале окну), предоставив Нине в одиночку пережить весь конфуз и принять на себя волну нестерпимо фальшивых комплиментов - «Браво, браво! Мы любовались» . Весьма достойно по отношению к любимой девушке ,весьма. Но вот что удивительно – даже в таком жалком виде Нина не вызывает сочувствия. Милая барышня достигла своей цели, ей всё-таки удалось привлечь к себе внимание знаменитого писателя! Умный и ироничный Тригорин (Сергей Терещук) осознает всю пошлость ситуации и заданность, предопределенность событий («случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее»). Он отнюдь не банален, просто ему отчаянно скучно. Всерьез увлечен господин писатель только одной персоной – самим собой, все остальные ему абсолютно неинтересны. Были когда-то у Тригорина и амбиции, и азарт, да прошло всё, остались только скука, лень и тоскливый романчик с известной актрисой. Увидев Нину, он было встрепенулся, увлекся, им «овладели сладкие, дивные мечты». Любовь ли у Тригорина случилась, временное ли помутнение разума, всё равно ничего это не меняет в его жизни и ни от чего не спасает.
Самая трудная исполнительская задача в этой постановке стояла, конечно же, перед Ольгой Остроумовой-Гутшмидт, играющей роль Аркадиной. Именно она стала живым центром спектакля, его движущей силой. Аркадина появляется перед зрителями, как дивная заморская птица, по случайному недоразумению залетевшая в этот скромный уголок. О, это совсем не светская львица и уж точно не пошлая кокетка; перед нами – блистательная, роскошная представительница богемы Серебряного века. Ольга Остроумова-Гутшмидт сыграла свою Аркадину в горьком и ироничном стиле трагикомедии. В первых сценах спектакля ей удавалось достичь, пожалуй, самого сложного в театре: она играла счастье, успешность, причем играла с такой убедительностью, что далеко не сразу стал понятен коварный замысел режиссера. Постепенно, шаг за шагом, словечко за словечком, раскрывалась суть изломанной и сильно потрепанной жизнью женщины. Эта небесталанная актриса в своем воображении создала некий идеалистический образ, который и воплощает с искренней самозабвенностью. Она «играет в богему» и Тригорин ей нужен как антураж - модная актриса, да без романа с модным писателем? Помилуйте, это же нонсенс! С обезоруживающей непосредственностью Аркадина превращает всех обитателей усадьбы Сорина то в статистов, то в зрителей, разыгрывая свой собственный спектакль. А несносный мальчишка, он же начинающий писатель Треплев, мало того, что не вписывается в постановку, да ещё и сам пытается устроить какой-то свой театр. Более того, он посмел предложить ей, актрисе, роль «публики в зале»! За что и был наказан – быстро, изящно и без всяких сантиментов.
Пожалуй, лишь два персонажа существуют вне ауры Аркадиной – Маша и Петр Николаевич Сорин. Не демонстрируя явно свою «отдельность», и Маша, и Сорин просто не участвуют в иррациональности общего обмана и самообмана. На редкость буднично, и оттого нестерпимо щемяще, Маша (Анастасия Сафронова) переживает свою безответную любовь к Треплеву. Крайне скупо пользуясь приемами внешней выразительности, Анастасия Сафронова просто и безыскусно передает ощущение внутренней опустошенности Маши. Ей, полностью сосредоточенной на Треплеве, непонятен эгоцентризм Аркадиной, и Маша, простая душа, тихо дистанцируется от суеты. Хозяин усадьбы, Сорин (Андрей Невраев), тоже, как и Маша, внутренне обособлен от стихии игры, затеянной Аркадиной. Он серьезно болен, и понимает, что жизни ему отмеряно совсем немного, и это знание отдаляет его от житейских страстей. Более всего страшит Сорина одиночество, он ощущает себя чуть ли не заживо похороненным в тусклом болоте деревенской жизни. Но сил уже нет, изменить что-либо в своей жизни Петр Николаевич не в силах, хотя и предпринимает редкие, безуспешные попытки: «Сейчас же подать сюда всех лошадей!» или «А все-таки в город я поеду... ». Никаких лошадей от Шамраева он, конечно, не получит, и в город не уедет. И Сорин, и Маша, и Треплев остаются в деревне, их удел – ждать и надеяться.
Вторая часть спектакля – прошло два года. Вновь все собрались в усадьбе Сорина, но игры закончились, странная комедия превратилась в драму. Резкий, демонстративный контраст двух частей. Изменилось всё и сразу – сцена погрузилась в тягучий полумрак, растерянный (или – потерянный?) Сорин ещё посмеивается, но отрешенный взгляд смертника уже равнодушно скользит по лицам, весь облик Треплева словно окутан знаком беды, и лишь Маша инстинктивно ощущает приближение катастрофы. Она по-житейски мудрая, ей, как никому, понятно, что Треплев переживает тяжелейший кризис – и проводит три дня в усадьбе, оставив на попечении няньки маленького ребенка. Увы, помочь Константину не может никто, он всё уже для себя решил.
Знаменитого финала пьесы, в котором «Константин Гаврилович застрелился», - этого финала в спектакле Гульченко нет. Сцена как будто разделена на две части невидимой, но совершенно непреодолимой стеной, за которой неподвижно замер застывший тандем - Треплев и Сорин. Враз постаревшая Аркадина черной птицей мечется у этой «стены», но преодолеть эту «стену» ей не под силам. Самые близкие ей люди, сын и брат, - уже недосягаемы, Аркадина остается с чужими, ненавидящими её людьми: с измученной ревностью Полиной Андреевной, с Машей, для которой вина Аркадиной в смерти Кости очевидна и необсуждаема… и с Тригориным, равнодушным и безразличным ко всему, что не касается его лично.
Вот такая странная получилась комедия – о том, как много в нашей жизни моментов, мимо которых мы пробегаем, не оглядываясь, о том, как забываем тех, кто нам действительно близок и дорог. И о том, как много горьких истин может сказать человеку XXI века писатель Чехов …
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
Гузель Юсупова (Уфа)   12.08.2009 - 11:42
Я соглашусь с последней фразой о том,что много поучительного дает Чехов,особенно для человека 21 века. Люди, погруженные в свои обыденные дела, часто забывают о близких. Не ценят происходящего и это происходит... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, спортивный фильм
Россия, 2018
приключения
Италия, 2018
драма, криминальный фильм, триллер
США, 2018
комедия
Франция, 2018
боевик, драма, комедия
Австралия, США, 2018
драма, комедия
Иран, 2018
научная фантастика
Великобритания, Испания, США, 2018
драма, триллер
США, 2018
фильм ужасов
Ирландия, 2017
драма, мистика, фэнтези
Япония, 2018
мистика, фильм ужасов
Индия, 2018
все фильмы в прокате >>