Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

«Театральный роман» М.Булгакова - вещь совсем не сценическая, он написан вовсе не для постановки, и, самое главное, внутри него буйствует такое количество столь разных персонажей, что кажется невозможным свести их число к какому-то разумному. Ясно, что никакого романа не будет без главного героя Максудова и без великого Ивана Васильевича (как же без него, без самого Станиславского). Но вот вопрос – как перенести из романа на сцену целый сонм образов, очень ярких, характерных и издевательских?
Постановка Константина Богомолова очень удачно сохраняет близость к литературному первоисточнику, не следуя за ним буква в букву. То, что возникает на сцене – самобытное, интересное творение именно «по мотивам произведения М.А. Булгакова». Роман это одно, театр это другое: здесь свои законы, свои средства выразительности, но в то же время весь спектакль проникнут именно булгаковской интонацией, его юмором, иронией и даже фантасмагорией.
Спектакль построен так, что Максудов, все время находясь на сцене и участвуя во всех событиях, параллельно ведет свой рассказ, свою беседу со зрителем. Возникает очень интересный контраст между авторским текстом и событиями, происходящими с ним. Контраст усилен и тем, что Максудова играет Ильяс Тамеев, молодой актер с доверительной и очень приятной внешностью. Булгаковский текст в спектакле лишен злой иронии и желчности, все, что произносится от лица героя, говорится с детской наивностью и доверчивостью. Благодаря этому все происходящее выглядит еще более ярко и выпукло, подлеца не называют подлецом, его просто показывают зрителю во всей красе. Само по себе действие в сопровождении субъективного, наивного комментария очень интересный прием воздействия на зрителя.
Из романа на сцену перенесено более 20 персонажей, но актеров в спектакле только 9. Кроме Тамеева, Гущина и Гуляренко (Максудов, Иван Васильевич и Пряхина Людмила Сильвестровна) каждый актер играет по несколько ролей. Это решение несколько неожиданное - литературный источник дает простор для масштабного и массового действа - но вполне оправданное: спектакль становится очень камерным и уютным, он весь состоит из небольших сценок, и похож на собрание этюдов.
Очень интересно решено пространство сцены: полупрозрачная стена, покрытая надписями - это и есть роман: читая его, актеры словно осматривают пространство вокруг себя, но присвоить себе рукопись романа, подержать ее в руках не может никто. Даже сжечь роман, облив бензином, как это пытался сделать завистливый Ликоспастов, нельзя, потому что «рукописи не горят».
Все костюмы решены очень просто, в единой цветовой гамме (темные, холодные тона, только Максудов ходит по сцене в светло-сером костюме). Перевоплощения актера то в одного, то в другого персонажа держится исключительно на игре, внешние атрибуты сведены к минимуму.
Скажу отдельно об актерах, ибо актерская игра в этом спектакле вызывает исключительно восхищение: зал покорен с первых же минут спектакля и остается под этими чарами до самого конца. Спектакль разбит на два действия, первое – до начала репетиций и второе – работа по методу Станиславского. Основная роль во втором действии отводится Олегу Гущину. Иван Васильевич в его исполнении то смешон, то страшен, а то и вовсе жалок, будучи фигурой гротескной. В то же время он на удивление человеческий, близкий и узнаваемый. То он старик, занятый исключительно своими болезнями и гомеопатией, то младенец, играющий с куклой, то сдувшийся воздушный шарик, который преданные соратники накачивают специальным насосом, но одно он знает про себя точно: «я один режиссер, один». И в конце спектакля именно эту фразу поет ему словно колыбельную его любимая тетушка.
Нельзя не упомянуть и остальных актеров, поскольку каждый выход, каждый персонаж в этом спектакле - замечательная находка. Удивительные образы создает Андрей Алексеев – в начале спектакля он печальный кот, найденный Максудовым в подворотне. Он делит с хозяином стакан молока и с опаской шипит на пришедших гостей. Затем кот превращается в успешного литератора Бондаревского – своего рода провожатого в мир литературы, а затем в актера Бомбардова – проводника по запутанному и совершенно непонятному для Максудова миру театра.
Превосходные, сочные женские образы создает Ирина Выборнова: ее манерные дамы удивительно похожи друг на друга и в то же время каждая наделена своим характером и по-своему опасна.
Удивительные яркие, типажные характеры удается создать Владимиру Прянчину, особенно покоряет «управляющий материальным фондом» Гавриил Степанович. Это порхающий ангелочек с балетной пластикой, который, вместо обещанных Ильчиным 2000, заставляет Максудова согласиться на 500, при этом неустанно напоминая о душе и о том, что «без денег намного легче». Удивительная находка спектакля – молодая актриса Евгения Лапина-Порватова, с легкостью играющая целых шесть ролей. Она и соблазнительная медсестра, и «ученица литератора», и молодая актриса, и …бородатый кооператор из Тетюшей, и буфетчик, осетриной спасавший театр от голода, и носатый Гоголь с ожившей фотографии.
Мир друзей-литераторов из романа представлен лишь «другом» Максудова Ликоспастовым, но исполняющий эту роль Андрей Зайков, кажется, соединил в этом образе вообще все черты булгаковских «литераторов». Чего стоит сцена в самом начале спектакля, когда он, смачно откусывая лимон, тоном знатока произносит: «Метафора не собака! Без нее голо!». Феерически играет Зайков и режиссера Фому Стрижа, отправляющегося на работу с актерами с воинственным криком: «Ууу, твари!!!».
Отдельно хочу отметить Андрея Болсунова, актера с удивительной внешностью и ярким талантом. В начале спектакля он появляется в роли Ксаверия Ильчина – как квинтэссенция всех Мефистофельских образов «Театрального романа». Из белого тумана к отчаявшемуся Максудову выходит бледный человек в роскошном длинном пальто. Гипнотизируя автора ледяным взглядом, он протягивает ему холодную, как лед, руку. В отличие от булгаковского Ильчина, принимающего Максудова в довольно прозаическом кабинете, но зато при свете молний, Ильчин в исполнении Болсунова сам по себе явление мистическое – он обращает в лед горячий чай, который доверчиво предлагает ему Максудов, а затем, уговорив автора прочитать ему роман, он словно высасывает с ним его кровь. Ксаверий Ильчин передвигается по сцене царственной походкой, он холоден, невозмутим и прекрасен. Тем удивительней вторая роль Андрея Болсунова в этом спектакле – встрепанный, всклокоченный дирижер-скандалист Романус, шумный баламут, готовый стравить в этом театре всех: от режиссера до автора пьесы. Текст, произносимый Романусом превращается в настоящий концерт, каждая его реплика переходит в какую-то песню в том числе «Аллилуйю». Заканчивается эта роскошная сцена дракой с режиссером Фомой Стрижем. В сущности, Болсунов контрастно создает в этом спектакле полярность – силу высшую – нечто демоническое, мефистофелевское, и силу совсем уж «низшую» - беса «из мелких».

Увы, увы… на бумаге очень сложно изложить впечатления от этого спектакля, поскольку они плохо укладываются в простые слова. Можно отстраненно описывать режиссерские находки, можно рассуждать о стиле и дизайне, но очень трудно описать чувства и эмоции, которые вызывает по-настоящему хорошая актерская игра. Каждая сцена при всей своей простоте оказывается у зрителя глубоко внутри, находит отклик, вызывает искренние переживания. Театр вообще отличается от всех остальных видов искусства именно тем, что его надо воспринимать «вживую», присутствовать в нем, чтобы почувствовать себя его частью. Хороший спектакль дает пищу не только разуму, но и воображению, будит эмоции зрителя, и дает ему возможность испытать ничем не выразимое мини-откровение. Именно такой спектакль - «Театральный роман» в постановке театра имени Гоголя.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, военный фильм, исторический фильм, триллер
Великобритания, Франция, Чехия, 2016
военный фильм, драма, мелодрама
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
боевик, комедия, криминальный фильм
Италия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2017
триллер
Великобритания, 2016
мелодрама, экранизация
США, 2017
драма, комедия
США, 2017
мелодрама, научная фантастика
Испания, Колумбия, 2017
мелодрама
Россия, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
все фильмы в прокате >>