Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Путин, Собянин и иранский ковер на сцене театра «У Никитских ворот» в квази-злободневном фарсе по Гоголю

Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский поставил спектакль «Го-го-гоголь. Новый ревизор» - коллаж из гоголевских «Ревизора», «Шинели», «Записок сумасшедшего» и «Повести о капитане Копейкине», - который не просто развивает идею двойничества у классика, но и старается перебросить мостик между XIX веком и XXI-м. Дополнительная актуальность врастает в текст Гоголя неохотно, в основном потому, что ее вставляют насильно и прямолинейно.

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

«А есть ли у вас ИНН?», - обращается в какой-то момент к залу начальник Поприщина (очень похожий на портрет героя картины Репина Андрей Молотков) из «Записок сумасшедшего». До этого он просил зрителей назвать чарующие семь цифр другого документа, следом - показывает раздосадованному столоначальнику, под одобрительный гогот коллег, сколько он ошибок допустил в заполненной форме. Бюрократический ад сводит Поприщина с ума, Молоткова укутывают в смирительную рубаху, сажают в подсвечиваемый аквариум, где он просит не лить «бедную воду на его холодную голову».

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Тем временем взлохмаченный титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин (Валерий Толков) выслуживается и терпит унижения от коллег, где каждый мог бы занять место небезызвестного Хлестакова (у него в итоге семь обличий за спектакль), что они с успехом и проделывают, пока водят за нос Городничего (похожий на Собянина Юрий Голубцов), Землянику (Николай Глебов), Держиморду (Никита Юранов) и прочих. Сюда же вкрапляется повесть о Капитане Копейкине (Владимир Давиденко), который в «некотором роде воевал» и желает пенсию, а встречает девушку в чулке (Голубцов в одном чулке и с женскими трусами поверх брюк) и государственный отказ, отчего подается в лес, где сводит знакомство с Дубровским (тоже Голубцов, взлохмаченный).

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

«Новый ревизор» - это мэшап трех с половиной гоголевских ключевых произведений, фантасмагорическая и злободневная, как кажется режиссеру Марку Розовскому, мозаика русской жизни, где, как водится, пьют и особенно воруют, как и почти триста лет назад. В узнаваемой буффонной манере звучит «Русь, куда ж несешься ты?» - спектакль сам выступает в качестве риторического вопроса из «Мертвых душ», но для верности он звучит дважды и со сцены. Тут надо разобраться, как говорят зануды: для того, чтобы понять, «куда несется», мы должны определиться с тем, а что же такое «Русь».

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

«Русь» здесь - это вбитые молотком в гоголевский текст приметы времени: любящий снос зданий в темное время суток Городничий (быстрая реакция!), разговор с Путиным о пенсионной программе (Толков с узнаваемой интонацией приговаривает «Отрадно, факт», но это интонация начала 2000-х), неподъемные цены в кафе «Пушкинъ» и «Турандот», «скайп», кроксы, ИНН, молодежный слэнг, устаревший то ли десять, то ли тридцать лет назад, да "ковровая шутка" про ситуацию на Ближнем Востоке (- «Ковер персидский… Ну, иранский». - «Хорошо, что не турецкий»).

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Центральные идеи спектакля отказываются уживаться вместе: Гоголь с розовским китчем и квази-актуальностью, попадающей в цель через раз (пугающе документален в роли Свистунова/охранника, который «без пропуска - нет пропуска», Иван Машнин), тянут в абсолютно разные стороны. Фантасмагорию классика и правда часто играют пересмешнически, с выпученными глазами, на грани детского утренника (в зале, действительно, класс школьников). Марк Розовский добавляет к этому не просто всепобеждающий китч, но шлягерную интонацию из советских фильмов-мюзиклов: всенародно любимый «Д’Артаньян и три мушкетера» по его сценарию звучал и выглядел примерно так же. Миниатюры периодически не вытекают друг из друга, а возникают на пустом месте и длятся до полного обесценивания.

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Драматургическая конструкция коллажа, когда после одной из сцен посреди спектакля артисты, скрепляющие игрой противоречивую постановку, могут поклониться и сорвать аплодисменты, не отменяет дискомфорта этих длиннот. Периодически в игре актеров появляется автоматизм - нужно доиграть эпизод, уже исчерпавший свое содержание, - а спектакль прыгает от сотворения фантасмагорического зазеркалья до прямого диалога с современниками, которые тоже наблюдают известные процессы в родном отечестве. Несколько раз на протяжении «Нового ревизора» зажигается свет: спрашивают про ИНН, про то, про другое, но это разрушение «четвертой стены» автоматическое - ради разрушения, ответы никто не слушает, зритель так и остается наблюдателем, свидетелем более акцентированной ремарки «в сторону». Густой фантасмагории Гоголя, напоминающей дурной сон, такие пробуждения на пользу не идут: морок развеивается, так и не успев загустеть.

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Новая постановка Марка Розовского так и балансирует сразу на нескольких канатах, пестря самоповторами (или узнаваемыми элементами режиссерского стиля - как назвать), заливая два с половиной часа самоиронией и проходящей по касательной сатирой. Сошедшему с ума Поприщину видится мир, в котором небольшие чиновники могут издеваться не только над просителями и более мелкими чинами, но и над провинциальным начальством, и это не горячка, а явь, не становящаяся злободневной от произнесенных современных слов и имен. Достаточно было двух больших крысиных фигур из сна Городничего, которых в определенный момент ставят спина к спине, и они - со вполне гоголевской емкостью - превращаются в двуглавый герб.

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 4
Юнкер Ничволодов (Москва)   11.04.2016 - 22:13
Ну, положим, прохода по касательной замечено не было. И самоповторов тоже, а что у режиссера свой почерк, так это и слава Богу. Атмосфера студийности сохраняется и поныне, а, учитывая что Розовскому 79... читать далее>>
№ 3
Славянин (Пятигорск)   16.03.2016 - 11:17
У Розовского продолжает свербить в одном месте, сколько можно то .... читать далее>>
№ 2
Нина Корниенко (Тверь)   26.02.2016 - 12:28
... У Розовского давно с головой не всё в порядке.... читать далее>>
№ 1
Сезар (Москва)   21.02.2016 - 13:33
Видимо, что-то вроде "шедевра" под названием "Москва-ква-ква", который написал известный "гений" Аксёшка-сёшка-сёшка. Ослоумие так и прёт. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
США, Филиппины, 2017
комедия, сказка
Россия, 2017
мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 2017
драма, триллер, эротика
Франция, 2017
боевик, научная фантастика, триллер, фильм-катастрофа
США, 2017
исторический фильм, спортивный фильм
Италия, 2017
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
приключения, семейное кино
Испания, 2017
все фильмы в прокате >>