Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Путин, Собянин и иранский ковер на сцене театра «У Никитских ворот» в квази-злободневном фарсе по Гоголю

Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский поставил спектакль «Го-го-гоголь. Новый ревизор» - коллаж из гоголевских «Ревизора», «Шинели», «Записок сумасшедшего» и «Повести о капитане Копейкине», - который не просто развивает идею двойничества у классика, но и старается перебросить мостик между XIX веком и XXI-м. Дополнительная актуальность врастает в текст Гоголя неохотно, в основном потому, что ее вставляют насильно и прямолинейно.

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

«А есть ли у вас ИНН?», - обращается в какой-то момент к залу начальник Поприщина (очень похожий на портрет героя картины Репина Андрей Молотков) из «Записок сумасшедшего». До этого он просил зрителей назвать чарующие семь цифр другого документа, следом - показывает раздосадованному столоначальнику, под одобрительный гогот коллег, сколько он ошибок допустил в заполненной форме. Бюрократический ад сводит Поприщина с ума, Молоткова укутывают в смирительную рубаху, сажают в подсвечиваемый аквариум, где он просит не лить «бедную воду на его холодную голову».

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Тем временем взлохмаченный титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин (Валерий Толков) выслуживается и терпит унижения от коллег, где каждый мог бы занять место небезызвестного Хлестакова (у него в итоге семь обличий за спектакль), что они с успехом и проделывают, пока водят за нос Городничего (похожий на Собянина Юрий Голубцов), Землянику (Николай Глебов), Держиморду (Никита Юранов) и прочих. Сюда же вкрапляется повесть о Капитане Копейкине (Владимир Давиденко), который в «некотором роде воевал» и желает пенсию, а встречает девушку в чулке (Голубцов в одном чулке и с женскими трусами поверх брюк) и государственный отказ, отчего подается в лес, где сводит знакомство с Дубровским (тоже Голубцов, взлохмаченный).

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

«Новый ревизор» - это мэшап трех с половиной гоголевских ключевых произведений, фантасмагорическая и злободневная, как кажется режиссеру Марку Розовскому, мозаика русской жизни, где, как водится, пьют и особенно воруют, как и почти триста лет назад. В узнаваемой буффонной манере звучит «Русь, куда ж несешься ты?» - спектакль сам выступает в качестве риторического вопроса из «Мертвых душ», но для верности он звучит дважды и со сцены. Тут надо разобраться, как говорят зануды: для того, чтобы понять, «куда несется», мы должны определиться с тем, а что же такое «Русь».

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

«Русь» здесь - это вбитые молотком в гоголевский текст приметы времени: любящий снос зданий в темное время суток Городничий (быстрая реакция!), разговор с Путиным о пенсионной программе (Толков с узнаваемой интонацией приговаривает «Отрадно, факт», но это интонация начала 2000-х), неподъемные цены в кафе «Пушкинъ» и «Турандот», «скайп», кроксы, ИНН, молодежный слэнг, устаревший то ли десять, то ли тридцать лет назад, да "ковровая шутка" про ситуацию на Ближнем Востоке (- «Ковер персидский… Ну, иранский». - «Хорошо, что не турецкий»).

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Центральные идеи спектакля отказываются уживаться вместе: Гоголь с розовским китчем и квази-актуальностью, попадающей в цель через раз (пугающе документален в роли Свистунова/охранника, который «без пропуска - нет пропуска», Иван Машнин), тянут в абсолютно разные стороны. Фантасмагорию классика и правда часто играют пересмешнически, с выпученными глазами, на грани детского утренника (в зале, действительно, класс школьников). Марк Розовский добавляет к этому не просто всепобеждающий китч, но шлягерную интонацию из советских фильмов-мюзиклов: всенародно любимый «Д’Артаньян и три мушкетера» по его сценарию звучал и выглядел примерно так же. Миниатюры периодически не вытекают друг из друга, а возникают на пустом месте и длятся до полного обесценивания.

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Драматургическая конструкция коллажа, когда после одной из сцен посреди спектакля артисты, скрепляющие игрой противоречивую постановку, могут поклониться и сорвать аплодисменты, не отменяет дискомфорта этих длиннот. Периодически в игре актеров появляется автоматизм - нужно доиграть эпизод, уже исчерпавший свое содержание, - а спектакль прыгает от сотворения фантасмагорического зазеркалья до прямого диалога с современниками, которые тоже наблюдают известные процессы в родном отечестве. Несколько раз на протяжении «Нового ревизора» зажигается свет: спрашивают про ИНН, про то, про другое, но это разрушение «четвертой стены» автоматическое - ради разрушения, ответы никто не слушает, зритель так и остается наблюдателем, свидетелем более акцентированной ремарки «в сторону». Густой фантасмагории Гоголя, напоминающей дурной сон, такие пробуждения на пользу не идут: морок развеивается, так и не успев загустеть.

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Новая постановка Марка Розовского так и балансирует сразу на нескольких канатах, пестря самоповторами (или узнаваемыми элементами режиссерского стиля - как назвать), заливая два с половиной часа самоиронией и проходящей по касательной сатирой. Сошедшему с ума Поприщину видится мир, в котором небольшие чиновники могут издеваться не только над просителями и более мелкими чинами, но и над провинциальным начальством, и это не горячка, а явь, не становящаяся злободневной от произнесенных современных слов и имен. Достаточно было двух больших крысиных фигур из сна Городничего, которых в определенный момент ставят спина к спине, и они - со вполне гоголевской емкостью - превращаются в двуглавый герб.

«Го-го-гоголь. Новый ревизор»: Сон разума рождает чудовищ

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 4
Юнкер Ничволодов (Москва)   11.04.2016 - 22:13
Ну, положим, прохода по касательной замечено не было. И самоповторов тоже, а что у режиссера свой почерк, так это и слава Богу. Атмосфера студийности сохраняется и поныне, а, учитывая что Розовскому 79... читать далее>>
№ 3
Славянин (Пятигорск)   16.03.2016 - 11:17
У Розовского продолжает свербить в одном месте, сколько можно то .... читать далее>>
№ 2
Нина Корниенко (Тверь)   26.02.2016 - 12:28
... У Розовского давно с головой не всё в порядке.... читать далее>>
№ 1
Сезар (Москва)   21.02.2016 - 13:33
Видимо, что-то вроде "шедевра" под названием "Москва-ква-ква", который написал известный "гений" Аксёшка-сёшка-сёшка. Ослоумие так и прёт. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, комедия, фэнтези
США, 2016
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
приключения, семейное кино
Австралия, США, 2015
драма, триллер, фильм ужасов
Дания, США, Франция, 2016
комедия, фильм ужасов, фэнтези
США, 2016
боевик, драма
Великобритания, США, Франция, 2016
комедия, приключения, семейное кино
Китай, 2016
боевик, научная фантастика, триллер
США, Франция, 2016
все фильмы в прокате >>