Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

«Современник» поставил пьесу для актрисы-оркестра Марины Неёловой

50 лет назад польский драматург Тадеуш Ружевич написал пьесу «Старая дама высиживает», полную пророчеств о том, что ждет нас в будущем. Бесконечность войн, хаос, тотальное захламление внутреннего и внешнего мира, неизбежное одиночество и, как следствие, скорая смерть всего сущего. Вывод, к которому подводит нас автор произведения, один: женщинам вопреки всему нужно рожать. Только это спасет общество, даст ему шанс на выживание и обновление.

Марина Неелова
фото: Сергей Петров

Для постановки этой пьесы «Современник» обладал самым главным инструментом — Мариной Неёловой. Актрисой, чей диапазон необъятен, а драматический талант признан и отмечен как зрителями, так и критиками: «Крутой маршрут», «Осеняя соната», "Играем... Шиллера!" - она всегда разная и всегда на высоте, её силой заряжаешься, персонажам веришь. И вот «Современник» решается поставить абсурдистскую пьесу - чего его большая сцена еще не знала, и для Марины Неёловой наступает счастливое время непредсказуемых экспериментов: в этот раз придется брать не «драмой», а забористой клоунадой и молниеносными сменами настроения.

Дама, сцена из спектакля
фото: Сергей Петров

Режиссировать «Даму» приехал тоже поляк — Анджей Бубень, ранее уже поставивший в театре пьесу Улицкой «Потанцуем». И команда, ему помогавшая, - его земляки: художник Анита Боярска, так виртуозно заявившая в одном сценическом пространстве и хаос и пустоту, и композитор Петр Салабер, добавивший к абсурдности игры абсурдность музыкального фона, с его то какофонией, переходящей в унылую монотонность, то тишиной, внезапно разрываемой оглушительными контрастными звуками.

Шамиль Хаматов
фото: Сергей Петров

Действо начинается в привокзальном кафе, на заднем плане - полуразрушенный собор как символ, что и вера уже не спасает, на переднем — гора разноцветного тряпья, из которого путем хитрых акробатических манипуляций, практически кульбитов через голову, рождается она - ДАМА. И начинает повелевать всем и всеми, кто попадется под руку. Официантом (в его роли Шамиль Хаматов), который с ног сбивается, пытаясь угодить требовательной и непостоянной в желаниях клиентке, малочисленным гостям ресторанчика, слоняющимся без дела или делающим селфи (да-да, «Современник» добавил современности), да и всем миром в целом. Ибо она чувствует и власть, и возможность вести себя подобным образом. И каждый, кто оказывается в зоне ее влияния, словно растворяется в ней, подчиняется полностью, потому что для каждого она кого-то символизирует. Для кого-то мать, для кого-то желанная женщина, для кого-то родная земля, а для кого-то весь мир, вся необъятная галактика, способная все поглотить и выплюнуть пережеванным - обновленным и живым или умерщвленным и раздавленным за секунду.

Дама, сцена из спектакля
фото: Сергей Петров

Абсурдность происходящего в том, что никто из героев не заинтересован в диалогах, каждый из них проживает жизнь, делится с миром бессвязными или наоборот, слишком слаженными мыслями вслух. И зритель, в свою очередь, ощущает себя так же: он то вовлечен и сопереживает, то раздражен и желает, чтобы все скорее закончилось; то раздосадован, то рад. Никто не ведает, что произойдет в следующую минуту, как повернется ход истории, кто уйдет на войну, кто вернется с неё, только дама знает: ей надо рожать. И с этой мыслью она проживает все два акта. Делится сомнениями и переживаниями, повелевает и уступает, надеется и тоскует.

Дама, сцена из спектакля
фото: Сергей Петров

Наблюдение за перевоплощениями Марины Неёловой и ее персонажа — то, ради чего стоит идти на «Даму». Но жаль, что весь абсурд заключен только в экспериментах великой артистки над собой. Подобные опыты хороши на малой сцене в малой форме, на большой они теряются и выглядят неуместно, особенно если лишены гротескного режиссерского видения и достойных партнерских работ второстепенных персонажей. Одним словом, роды были тяжелые.

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

детский фильм, приключения, семейное кино
Китай, 2016
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
боевик, драма
Россия, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2017
драма
Франция, 2017
боевик, триллер
США, 2017
комедия, научная фантастика
Италия, 2017
драма, криминальный фильм
США, 2017
драма
Грузия, Польша, Россия, 2017
исторический фильм
Россия, 2017
боевик, детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Дания, США, 2017
боевик, комедия, приключения
Великобритания, США, 2017
все фильмы в прокате >>