Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Владимир Панков продолжает возвращать на сцену гуманную интонацию длинных 70-х

«Старый дом» в ЦДР: И в вечном сговоре с людьми

В начале осени в Центре режиссуры и драматургии состоялась премьера спектакля Владимира Панкова «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева. Сегодняшний худрук ЦДР остается верен не только персональному интересу к «длинным семидесятым» («Утиная охота»), но и продолжает наследовать основателю театра: первой премьерой обновленной площадки стала «Москва - Открытый город. Переход», родившаяся как синтез спектаклей Казанцева и самого Панкова про 90-е и 2000-е соответственно. «Старый дом» логично вписывается в режиссерский вектор на освобожденный от партийных установок гуманизм и отчаянную искренность, которые оказались присущи «длинным семидесятым». Прозванный так период с 1968-го по 1982-й симптоматично совпал с эрой Нового Голливуда, но охватил не только кинематограф, а, в частности, и драматургию. Пьеса Казанцева датирована 1976-м.

«Старый дом» в ЦДР: И в вечном сговоре с людьми

На сцене - коммунальный муравейник, устроенный в особняке, где когда-то гостил Лев Толстой (художник-постановщик Максим Обрезков). Внутри - зарождающаяся любовь старшеклассников Олега (Никита Жеребцов) и Саши (Фаина Колоскова), которых будут растаскивать по разным углам обстоятельства, родители и ошибки молодости. Семья Олега, носящая романтическую фамилию Крыловы, кичится интеллигентностью, сватает сына в институт и косо посматривает на семейство «невесты», у которых и фамилия попроще (Глебовы), и глава (Дмитрий Костяев) - изводящий жену алкоголик с характерным платочком на голове. Живёт в том же доме и обаятельная начитанная женщина Юлия Михайловна (Елена Яковлева), к которой тайно ходит Крылов-старший (а потом и младший), нарушая миф о семейной идиллии, и энергичный Петр Рязаев (Антон Пахомов), полукомедийный стукач, прикрывающийся социалистическими порядками, и дородный лектор (Петр Маркин), рассекающий по коммуналке то в халате, то в плаще и уклоняющийся от участия в местных разборках.

Через пятнадцать лет, когда повзрослевший и успешный Олег (Павел Акимкин) приедет навестить мать (Елена Шанина), он встретит Сашу (Анастасия Сычева), которая всё-таки презрела родительский запрет и стала актрисой, а теперь точно так же приехала на рандеву с пепелищем детства - к кровати тяжело больного отца. Предательство Олега она помнит остро - так же и живые картины отрочества возникают перед глазами от знакомых мест или запахов. В сущности, «Старый дом» - это калейдоскоп воспоминаний, которые сначала кажутся ярче и живее настоящего, но потом тускнеют и съёживаются, уступая место задрипанной реальности. Все семьи несчастливыми по-своему, а каждый носит в сердце большую или маленькую трагедию, даже неприятный типчик Рязаев (Михаил Янушкевич). Лишившись запала и энергии он превратился в жалкого старичка, требующего у Олега, одной из своих жертв, любви и уважения, но остается наедине со стаканом, мыслями и молодой любовницей.

«Старый дом» в ЦДР: И в вечном сговоре с людьми

Новый спектакль Панкова, хоть и многофигурная мелодрама, выглядит второй частью дилогии, начатой «Утиной охотой». Дилогии про то, что «жизнь, в сущности, проиграна»: взрослым персонажам «Старого дома» в той или иной степени известно внутреннее неудовлетворение Зилова. В этом смысле иронично, что Антон Пахомов, прекрасно играющий главную роль в спектакле Панкова на сцене Et Cetera (там же задействован Акимкин), выполняет здесь обратную функцию - въедливой печатной машинки по производству доносов и общественного порицания. Душой же «Старого дома» - а несмотря на фирменную многоголосицу в саундраме Панкова всегда есть наиболее магнетический персонаж - оказывается молоденькая Саша в исполнении Фаины Колосковой. Девочка в белом платье, которая мечется и бьется внутри клетки предубеждения и обмана, образ не то чтобы оригинальный, но точный по нерву.

У Панкова есть и комедийные сценки с дворниками, и беготня в духе «Покровских ворот», и вокальные номера, и печальные паузы, но главное в спектакле - примирительная печаль, пошлейшая, казалось бы, вещь. Вместе с тем человеку с его острыми углами и краткосрочным планированием (будь то мечты или конъюнктура) рано или поздно придется обернутся - и взглянуть на прошлую кутерьму немного философски. Вон оно как сложилось.

«Старый дом» в ЦДР: И в вечном сговоре с людьми

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
театры
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
драма
Россия, 2017
биография, драма
США, 2017
все фильмы в прокате >>