Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

«Закат» Исаака Бабеля в МХАТе 2-ом

Театральная хроника >>

В МХАТ-е 2-ом 28 февраля 1928 года состоялась премьера спектакля «Закат» в постановке Бориса Сушкевича, оформление спектакля - Моисей Левин. В роли Менделя Крика - артист Александр Чебан, Беня Крик - Иван Берсенев, Двойра - Серафима Бирман, Маруся - Екатерина Корнакова, Потаповна - Надежда Бромлей.
Спектакль был выпущен без запрещенной Реперткомом сцены в синагоге (ядро знаменитого диалога, когда «соседи согласны спать») и ряда важных по смыслу реплик.
Из письма Исаака Бабеля писателю Л.В.Никулину: «Дорогой Лев Вениаминович. Сделайте милость, пойдите на представление «Заката» и потом не поленитесь описать мне этот позор. Получил я пьесу в издании "Круга". Это чудовищно. Опечатки совершенно искажают смысл. Несчастное творение!..»
«Бабель - человек из другого измерения», С.Поварцов:
«Московская постановка «Заката» во Втором МХАТе вызвала противоречивые отклики театральной общественности. Мнения разделились. Одни критики хвалили спектакль Б. Сушкевича, другие поругивали. В оценке актерских работ тоже не было единодушия. Пожалуй, лишь о С. Бирман (она играла Двойру) и Е. Корнаковой (Маруся) отзывались восторженно. Рецензент «Огонька» писал о мастерстве Бирман так: "Всё цельно в этом образе: и сладкая напевная мелодия речи, и утиные неуклюжие движения, и томный блеск изюмин-глаз"».
«Московский спектакль во Втором МХАТе... Утесову не понравился. Они, говорил он про артистов, не знали Одессы. Там играли хорошие актеры, но они так же мало знали Одессу, как, скажем, Нью-Йорк. Чебан, игравший старшего Менделя, был скорее похож на Егора Булычова. И никакой Мендель в пьесе не борец с мещанством, просто жлоб, самодур».
Мендель Крик был вершинной работой А.И.Чебана. Артист не отбрасывал ничего из плотных деталей, указанных автором, - как биндюжник входит к себе в дом, как бросает кнут, как с кушетки подает ногу (старуха на коленях бралась за сапог, слышался её проклинающий шепот). Как встает босой, тянет праздничную скатерть - падает все, на ней наставленное. Как, не взглянув на сыновей, трясет за грудь работника: «Так кто твой хозяин, Никифор?». При том о Чебане писали, что в его пластике больше, чем от одесского портового быта, от скифских изваяний, от камня на кургане, лицом обращенного в бескрайнюю степь. (И. Соловьева)

«Закат» имел судьбу, сходную с судьбою двух крупнейших спектаклей, поставленных в ту же пору: со спектаклями «Блокада» Вс.Иванова и «Унтиловск» Л.Леонова в Художественном 1-м. Построенные на великолепной драматургии, вовлекшие в работу крупнейшие актерские дарования, обращенные к живым материям и углублённые в вопросы бытийственные, они удивляли своих создателей тем, что зал не принимал их - не ходили ни на «Блокаду», ни на «Унтиловск», ни на «Закат». Спектакли пришлись на пору некоего духовного отказа, глухоты. «Закат» играли в последний (27-й) раз 4 декабря 1928-го. Он шел меньше года.(И. Соловьева)
Подписаться на рассылку новостей
театры
Пойдите по театрам Москвы, посмотрите на эти серые, скучные спектакли, похожие один на другой!

Пойдите по театрам Москвы, посмотрите на эти серые, скучные спектакли, похожие один на другой!

В 1938-м году появились статьи о "мейерхольдовщине". Под этим подразумевалось тайное пристрастие режиссера к буржуазному искусству. Мейерхольду не дали звания Народного артиста СССР, его театр закрыли.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
18 ноября
Россия 1
18 ноября
Первый канал
20 ноября
Первый канал
20 ноября
СТС
20 ноября
Домашний