Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

God is a DJ

Театральная хроника >>

Мы живем в эпоху информационного засилья, когда ежедневно приходится пропускать через себя, отфильтровывать, считывать, усваивать огромное количество сведений. В этом интерактивном пространстве очень просто заблудиться, считает Михаил Морсков, для которого спектакль «God is a DJ» стал первой режиссерской работой. «Основная тема пьесы – потеря личности путем постоянного самообмана и ухода от реальности», - так говорит он о своей постановке.

Спектакль начинается задолго до входа в зрительный зал: белый холл театра стилизован под ночной клуб – темнота, музыка, прожекторы, видеопроекции, светоотражающая краска на стенах. Возникает ощущение, что попал на тусовку, не хватает только бара с алкоголем для полной идентичности.
Затем зрители переходят в зрительный зал, получают стереоочки.

Действие закручивается вокруг двух героев. Он (Глеб Иванов) – модный диджей и писатель. Она (Моника Госсманн) - бывший виджей на ТВ, ведущая музыкального шоу, привыкла говорить на камеру по 5 часов в день.
Когда они встретились, то решили превратить свою жизнь в реалити-шоу. Молодые люди снимают себя на камеру и отправляют ролики в интернет. Сценически, такая интерактивность воплощается путем работающих телевизионных экранов, на которые транслируется то, что герои снимают. Таким образом, зрители в зале становятся не только непосредственными свидетелями реальных событий, но еще и телезрителями, потребителями интерактивного шоу.

Двухчасовое действие логично поделено на три части: Спектакль начинается длинным монологом об одиночестве и смерти. Задушевный рассказ оказывается вымыслом, фикцией, сочиненным главным героем, выдаваемый им за свой собственный жизненный опыт. Но это только первый обман.
Затем - шоу, выдаваемое за реальность. Герои ссорятся, целуются, готовят еду, при этом у них постоянно в руках камера, и понять, что они делают всерьез, а что – ради зрелищности практически не представляется возможным. В конце этой части по телевизионному экрану ползут титры и герои прощаются со зрителем – шоу закончилось. Зрители аплодируют. Герои уходят за сцену, чтобы появиться несколько другими – уставшими, потерявшими себя, оставшимися наедине с реальностью. Шоу закончилось, но они не могут расстаться с масками, и продолжают включать камеру, потому что им так проще общаться друг с другом – посредством экрана. В какой-то момент герой просто перемещается на большой экран и продолжает свой монолог оттуда.

В конце спектакля герои выходят на поклон на экране телевизора, не рискуя показаться зрителям вживую. Как будто актеры – это тоже обман, фикция, игра нашего воображения.

Впечатления от спектакля остаются неоднозначные. Конечно, подкупает новаторский подход к театру, необычное сочетание видео, музыки, театрального действия и стереоизображения. Цветовое решение спектакля просто замечательное, художник Денис Шибанов разорвал пространство двумя полярными цветами - красным и зеленым, как стекла стереоочков. Это сочетание раздражает рецепторы, накаляет эмоциональную атмосферу пространства, и в то же время при определенном взгляде дает "объем" – то самое "эмоциональное, психологическое стерео".
Интересно использование стереоэффекта в его действительном смысле. В какой-то момент появляется надпись – «наденьте очки», и зрители попадают вглубь матрицы, становясь свидетелями наркотического бреда обоих героев.

Но, с другой стороны, не отпускает ощущение, что время, о котором рассказывается в постановке ушло безвозвратно. Судите сами - пьеса, по которой поставлен спектакль, написана немецким драматургом Фальком Рихтером в 1998 году. Перекличка с написанной в то же время книгой Виктора Пелевина «Поколение П» очевидна. Оба произведения рассказывают о людях, для которых уход от действительности в параллельные пространства становится обычной практикой. Этому способствует музыка и наркотики. Люди перестают отличать реальность от вымысла.
- Малыш, это искусство!
- Это жизнь.
- Скажи, в чем разница?


Но дело в том, что Поколение П уже давно выросло, перестало тусоваться в клубах, смотреть реалити-шоу, употреблять наркотики, придумывать себе нестандарные, шокирующие подробности биографии. Они в силу возраста устали привлекать к себе внимание, им больше не хочется на экраны, они «перебесились», обзавелись семьями. Следующее за ними поколение гораздо разборчивее и лучше ориентируется в море информации, не позволяет себя поглотить технологиям. Это условное «поколение Next», тоже слушает музыку, занимается фотографией, снимает ролики и выкладывают их в интернет, на Youtube. Но они умеют проводить границу, между своей жизнью и искусством. Границу между реальностью и воображением. Кстати, и они стремительно вырастают, их уже теснят другие, совсем другие люди.

Так что, для меня остался открытым вопрос о целевой аудитории спектакля. Приглашенные на предпремьеру пользователи ЖЖ – далеко не те романтики, увязшие и пропадающие в интерактивной реальности, потерявшие себя на просторах глобальной паутины. Они в этой паутине не мухи, а самые настоящие пауки.

Екатерина Визгалова,
фото - Полина Шеметова
Подписаться на рассылку новостей
театры

обсуждение >>

№ 1
Алури Арника (Москва)   5.06.2009 - 14:07
Вчера была на спектакле - пошли по трем причинам: - муж решил, что спектакль показывают последний раз, а потому стоит поскорей сходить; - муж обожает электронную музыку; - было обещано, что это не просто... читать далее>>
Первый сбор труппы будущего театра "Современник"

Первый сбор труппы будущего театра "Современник"

Прошел первый сбор труппы будущего театра "Современник", состоявшей из выпускников Студии молодых актеров. Как вспоминал Олег Табаков, старые актеры МХАТа называли членов Студии: "Вот они, наши будущие гробокопатели".
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
11 декабря
РЕН-ТВ
11 декабря
ТВЦ
12 декабря
НТВ
13 декабря
СТС
15 декабря
СТС
16 декабря
Россия 1
16 декабря
ТВЦ
17 декабря
ТВЦ
17 декабря
Россия 1