Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Новосибирский театр "Красный факел"

Новосибирский театр "Красный факел"
Другие названия
Новосибирский государственный академический драматический театр "Красный Факел"
Художественный передвижной театр "Красный факел"
Адрес
Новосибирская область, Новосибирск, улица Ленина, дом 19
Сайт
Обсуждение

Новосибирский театр "Красный факел"

Театр создан в 1920 году в Одессе группой молодых актеров во главе с режиссером В.К. Татищевым. В конце 1920-х и до 1932 театр был передвижным.

В Новосибирске работает с 1932 года. Немало замечательных имен театральных деятелей России связано с этим коллективом: в разные годы на сцене "Красного факела" играли выдающиеся актеры - С. Иловайский, С. Бирюков, К. Гончарова, Е. Агаронова, Н. Михайлов, Е. Матвеев, А. Глазырин, А. Солоницын, А. Болтнев, здесь шли спектакли П. Центнеровича, Э. Бейбутова, В. Кузьмина, А. Дикого, К. Чернядева, работал один из лучших театральных художников С. Белоголовый.

1 ноября 1932 года "Красный факел" впервые играл в Новосибирске, на своей новой сцене. Специально для дебюта театр возобновил одну из лучших своих постановок, имевшую успех во многих городах, где останавливался передвижной "Факел" - пьесу Эрнста Толлера "Гоп-ля, мы живем!". Это название оказалось символическим, а дату можно считать вторым днем рождения театра.

"Красный факел" в Сибири, действительно, рождался заново, ведь из тринадцати приехавших сюда "стариков" к концу первого сезона в труппе осталось лишь четверо. Главный режиссер Федор Литвинов собирал новые творческие силы. В числе приглашенных им были Серафим Иловайский, яркий романтический актер, возглавивший театр в конце тридцатых, и актерская пара из Томска - Сергей Бирюков и Вера Редлих, которой суждено будет сыграть особую роль в истории "Красного факела".

21 июня 1941 года "Красный факел" играл премьеру сердечного и мудрого спектакля "Машенька" в постановке Веры Редлих. А на следующий день началась другая, военная жизнь. За три недели с огромным энтузиазмом был поставлен патриотический спектакль "Парень из нашего города" с Николаем Михайловым в главной роли. Его с воодушевлением воспринял новосибирский зритель, но вскоре театру и городу предстояло временно расстаться.

В сентябре 1941 года, уступив свою сцену и квартиры актерам Ленинградского академического театра им. Пушкина, "краснофакельцы" уезжают в Новокузнецк, а затем в Прокопьевск. Война стала временем неизбежных потерь - четверо актеров погибло на фронте, не дожив до сорока, погиб в автокатастрофе Серафим Дмитриевич Иловайский, но это было и время обретения мужества, зрелости, которые дали возможность "Красному факелу" в последующие годы пережить самый яркий расцвет. Наступала "эпоха Веры Редлих".

Летом 1953 года состоялись триумфальные гастроли в Москве, после которых за "Красным факелом" закрепилось высокое звание "Сибирский МХАТ". Это был успех ансамбля художников, объединенных Верой Павловной Редлих. Рядом с ней в эти годы работали такие разные режиссеры, как Владимир Карлович Дени, Николай Федорович Михайлов и Энвер Бейбутов. Вместе они создали театр высокой сценической культуры и тонкого художественного вкуса, где главное внимание уделялось русской классике.

В 1960 году Вера Павловна Редлих покидает Новосибирск. В истории "Красного факела" начинается новая глава, не такая успешная, но живая и по-своему увлекательная. Уход Веры Павловны привел театр к явному кризису, вслед за ней в первой половине 60-х "Красный факел" покидают несколько ведущих актеров. Но заложенные Редлих художественные и этические принципы, сформированный ею костяк краснофакельской труппы сохранились в театре и сохранили театр.

"Красный факел" в этот трудный период возглавил Константин Чернядев.
Поставленные Чернядевым "Иркутская история", "Таня", "Варшавская мелодия" с Анной Покидченко в главных ролях, находили живой и эмоциональный отклик новосибирской публики.

Несмотря на повышенный интерес к современности, на сцене "Красного факела" в 60-е годы по-прежнему немало классики: от традиционных по своему решению "Собаки на сене", "Норы", "Врагов" Константина Чернядева до вызвавшего яростные споры критиков "Бориса Годунова" режиссера Арсения Сагальчика с Анатолием Солоницыным в главной роли. Этот талантливый, остросовременный спектакль оказался преждевременным, чужеродным для театра и города. На рубеже 70-х годов "Красный факел" явно нуждался в переменах.

В 1971 году театр возглавил Владимир Кузьмин. Рождались яркие постановки, незабываемые роли, но в целом до уровня уникального явления на театральной карте России, как это было при Редлих, "Красный факел" пока подняться не мог.

Первая половина 80-х серьезных перемен в жизнь "Красного факела" не принесла, да и в жизни страны это, как известно, было застойное продолжение предыдущего десятилетия. Репертуарный выбор нового главного режиссера Виталия Черменева был чрезвычайно широк, рядом с глубокими и искренними его спектаклями - "Закон вечности", "Птицы нашей молодости" - возникали и такие ложно-пафосные постановки, как "Правда памяти" или "Не был, не состоял, не участвовал…".

С 1992 по 1997 год "Красный факел" возглавлял молодой режиссер Алексей Серов. Эти годы дали театру новое дыхание, а лучшие спектакли - "Шестеро персонажей в поисках автора", "Мамаша Кураж", "Мое загляденье" - привлекли в "Красный факел" новую, интеллектуальную, молодую публику. В середине 90-х труппа театра пополнилась замечательной командой молодых актеров, свободно владеющих современным театральным языком. Их приход тоже изменил лицо театра.

В 1995 году спектаклем "Время и комната" на краснофакельской сцене дебютировал Олег Рыбкин (главный режиссер театра с 1997 по 2002 год). Это стало началом нового этапа в жизни театра - этапа смелых художественных поисков, ярких сценических решений и открытия новой драматургии. Спектакли Олега Рыбкина не раз удостаивались различных премий, три из них номинировались на соискание Национальной театральной премии "Золотая Маска" - "Зойкина квартира" (1998г.), "Ивонна, принцесса Бургундская" (1999г.) и "Три сестры" (2001г.). Во второй половине 90-х "Красный факел" с постановками Олега Рыбкина участвует в пяти европейских фестивалях.

В 2001 году «Красный факел» учредил и впервые провел на своей сцене Первый фестиваль «Сибирский транзит», стал участником и соучредителем Второго, Третьего и Четвертого фестивалей. Премия имени Веры Павловны Редлих за лучшие актерские работы, учрежденная театром в рамках «Сибирского транзита», призвана сохранить память о творческом наследии театров Сибири, поддержать их лучшие традиции на всем театральном пространстве региона.

Сегодня в репертуаре «Красного факела» – лучшие образцы как классической, так и остро экспериментальной мировой драматургии. Почти ежегодно театр представляет уникальные проекты или всероссийские премьеры пьес.

Павел Рудин
Павел Рудин
с 1933
Николай Кудрявцев (III)
Николай Кудрявцев (III)
с 1936
Серафим Белоголовый
Серафим Белоголовый
с 1937
Людмила Одиянкова
Людмила Одиянкова
1963 - 1972
Евгений Лемешонок (II)
Евгений Лемешонок (II)
2010 - 2011
Н. Анис
Н. Анис
Е. Арская
Е. Арская
Л. Ахматова
Л. Ахматова
А. Баунина
А. Баунина
В. Беляевская
В. Беляевская
Клавдия Бесова
Клавдия Бесова
В. Благовещенский
В. Благовещенский
Л. Бокарева
Л. Бокарева
Владимир Болотин
Владимир Болотин
А. Болотов
А. Болотов
Владимир Борисенко (II)
Владимир Борисенко (II)
Н. Броновская
Н. Броновская
Н. Будылин
Н. Будылин
В. Бывальцев
В. Бывальцев
Яков Вайсберг
Яков Вайсберг
В. Василевский
В. Василевский
Н. Веселов
Н. Веселов
М. Волков (II)
М. Волков (II)
О. Воробьёва
О. Воробьёва
В. Гончарова
В. Гончарова
В. Егоров (IV)
В. Егоров (IV)
Е. Ельцова
Е. Ельцова
М. Задонский
М. Задонский
Глеб Ивашкевич
Глеб Ивашкевич
Н. Камарзин
Н. Камарзин
Н. Карбенин
Н. Карбенин
А. Класкова
А. Класкова
Р. Корн
Р. Корн
И. Королев
И. Королев
В. Красильников (III)
В. Красильников (III)
Нина Крюкова
Нина Крюкова
Н. Левитская
Н. Левитская
А. Легран
А. Легран
К. Ловцов
К. Ловцов
Маргарита Майкова
Маргарита Майкова
А. Меркурьева
А. Меркурьева
С. Мирский
С. Мирский
Г. Морозов
Г. Морозов
Леонид Надеждин
Леонид Надеждин
Семен Найхин
Семен Найхин
Алла Наумова
Алла Наумова
Н. Низовская
Н. Низовская
А. Никитин (III)
А. Никитин (III)
Н. Никитина (III)
Н. Никитина (III)
Владимир Одинцов
Владимир Одинцов
Александра Павленкова
Александра Павленкова
П. Песцов
П. Песцов
С. Петухов (II)
С. Петухов (II)
Виктор Подчасов
Виктор Подчасов
Валерий Поляков (III)
Валерий Поляков (III)
В. Пушкарская
В. Пушкарская
Григорий Ригорин
Григорий Ригорин
Ф. Руденко
Ф. Руденко
Татьяна Савич
Татьяна Савич
Александра Сапрыкина
Александра Сапрыкина
Н. Сатова
Н. Сатова
А. Силин (II)
А. Силин (II)
М. Скарлатто
М. Скарлатто
Иван Слепцов
Иван Слепцов
П. Судовский
П. Судовский
В. Сурков (II)
В. Сурков (II)
Т. Чижегова
Т. Чижегова
Анисим Швец
Анисим Швец
М. Шейнин
М. Шейнин
Елена Шипенко
Елена Шипенко
Анатолий Шлом
Анатолий Шлом
М. Шубин
М. Шубин
Т. Шубин
Т. Шубин
Т. Янкевич
Т. Янкевич

обсуждение >>

№ 10
Светлана Липницкая (НЕМЧУК) (Москва)   22.09.2014 - 22:14
Хочу выразить ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ за то, что моё имя внесено в список самого ДОРОГОГО для меня театра - КРАСНЫЙ ФАКЕЛ ! Единственная просьба (если, конечно, это возможно), исправить фамилию Липницкая... читать далее>>
№ 9
полежаева светлана (спб)   1.05.2014 - 12:54
Замечательный театр! Приезжайте в Санкт- Петербург на гастро ли снова. Привозите свои новые спектакли. Смотрели "Историю города Глупова" по Салтыкову-Щедрину-великолепно! Желаем новых... читать далее>>
№ 8
браня (ашкелон)   21.01.2014 - 00:16
http://www.liveinternet.ru/users/grinblat/post210496696/ читать далее>>
№ 7
Василя (Санкт-Петербург)   10.05.2012 - 14:44
Добрый день! Почему-то в списке актеров "Красного факела" не увидела фамилий ряда замечательных актеров, к сожалению уже ушедших: нет Валентины Мороз, Анатолия Лосева, Леонида Харитонова,... читать далее>>
№ 6
Козлов Василий Николаевич (новосибирск)   30.04.2012 - 15:10
Надеялся увидеть в актёрах фотографию своего дяди-Козлова Константина Васильевича.Когда-то играл в спектаклях. В молодые годы поработал на Зап.Сиб. киностудии документального кино. Дальнейшая его жизнь... читать далее>>

Новосибирский театр "Красный факел": пресс-центр >>

Сергей Пиоро и Елена Головизина: Мы любим наших зрителей!

Сергей Пиоро и Елена Головизина: Мы любим наших зрителей!

В сериале "Всё смешалось в доме..." есть очень грустные сцены, есть элементы мелодрамы, но есть и очень смешные вещи, вплоть до гротесково-смешных! Драмеди - это вообще новый жанр для российского телевидения.
5 комментариев
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
31 июля
Первый канал

Афиша кино >>

драма, мистика, экранизация
США, 2017
биография, музыкальный фильм
США, 2017
триллер, шпионский фильм
США, 2017
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2017
мелодрама
Бельгия, 2016
вестерн, драма, экранизация
США, 2017
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, Франция, 2017
боевик, военный фильм, драма, триллер
Великобритания, Нидерланды, США, Франция, 2017
комедия
Италия, 2014
триллер, фильм ужасов
США, 2016
комедия
Бельгия, Франция, Швейцария, 2017
детский фильм, приключения, семейное кино, сказка
Германия, 2017
боевик, триллер
Франция, 2017
все фильмы в прокате >>