КИНО-ТЕАТР.РУ

Первый Уральский фестиваль российского кино: Слово пацанам

30 сентября 2016

Как прошёл большой смотр игрового кино в Екатеринбурге

Кино-Театр.РУ побывал в уральской столице на первом в городе фестивале игрового кино и убедился, что Екатеринбургу его очень не хватало. Российские фильмы вызвали большой зрительский ажиотаж и собирали переполненные залы, что, впрочем, не мудрено — тому способствовала грамотно составленная программа и бесплатные билеты. Рассказываем, какие из конкурсных картин получили всё, а какие — ничего.


Фестиваль фестивалей, ретроспективы, театральный антракт

Удивительное дело, но в Екатеринбурге до сих пор не было своего фестиваля игрового кино. Есть достаточно известный смотр документальных фильмов «Россия». Есть фестиваль-практикум «Кинопроба». А вот форума, на котором можно было бы посмотреть свежие отечественные фильмы, не было. Но в этом году всё изменилось: открылся масштабный форум российских фильмов, предтечей которого выступил другой смотр — онлайн-фестиваль отечественного кино «Дубль дв@», проводимый «Российской газетой». Несмотря на разные способы коммуникации со зрителями, цели у этих фестивалей общие —познакомить людей со знаковыми российскими картинами.

Программным директором Уральского фестиваля стал кинообозреватель «РГ» Валерий Кичин, и надо заметить, что программа у него получилась мощная. Поскольку смотр задумывался не как фестиваль премьер, а как фестиваль фестивалей, на нём можно было увидеть все сливки отечественного кинопроизводства за последние два года и, конечно, картины, которые ещё не выходили в прокат и до сих пор представляют интерес для фестивальных скаутов: например, «После тебя» Анны Матисон и «Ученик» Кирилла Серебренникова. Были в программе и ретроспективные показы - «Мать» Глеба Панфилова, фильмы Андрея Тарковского, Александра Митты, неизвестные работы Владимира Мотыля и необычные ленты Эльдара Рязанова.

Отдохнуть от кино можно было на «Театральном антракте» в музейно-выставочном «Ельцин-Центре», где на большом экране показывали записи спектаклей в жанре мюзикла, который одинаково легко адаптируется как к сцене, так и к кино. Помимо тщательных реконструкций «Поющих под дождём» и «Звуков музыки» в постановке продюсерской компании «Стейдж Энтертейнмент», здесь показали мюзикл-легенду — «Норд-Ост». Безотносительно связанной с ним ужасной трагедии, а также его художественных достоинств и недостатков (закрадывается неожиданная мысль, что драматургия «Двух капитанов» Вениамина Каверина, лёгших в основу спектакля, сильно напоминает латиноамериканские сериалы) приходится констатировать: прикоснуться к истории - невероятное ощущение.



Россия в «Коробке» - частное пионерское хорошего мальчика

Впрочем, пора поговорить о самих фильмах, точнее - о победителях.

Гран-при Первого Уральского фестиваля, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков забрала «Коробка» Эдуарда Бордукова. Как рассказывает сам Бордуков, он пришёл в кино «с улицы», из спорта - и это заметно по тому, как его фильм накачан нешуточным адреналином, который можно получить разве что от просмотра валидольного футбольного матча. Собственно, «Коробка» и рассказывает о таком матче, проходящем, правда, не на огромной арене, а в пространстве дворовой «коробки» между жителями микрорайона разных национальностей, условно русской и условно кавказской молодежью.

Разумеется, «Коробка» — это макет современной России, где сильна ксенофобия и неприязнь к чужим. Но из любого национального конфликта есть выход — в этом смысле у фильма крайне гуманистичный и нужный посыл. А ещё у него захватывающая операторская работа — футбольные поединки в закрытом пространстве сняты просто выдающимся образом (за что оператора Павла Емелина наградили соответствующим призом).

Быть может, кого-то удивит такой «попсовый» выбор жюри, но не стоит забывать, что его председатель Владимир Меньшов - лауреат «Оскара» и в хорошем мейнстриме знает толк. Сами же создатели «Коробки» таким решением были бесконечно удивлены и не переставали повторять, что делали зрительский, а не фестивальный фильм.


Приз за лучшую режиссуру получил Михаил Местецкий за «Тряпичный союз», и тут всё закономерно. «Тряпсоюз» — чистая манифестация режиссёрского стиля, даром, что ещё и хорошее поколенческое кино.

Приз за лучшую мужскую роль достался Алексею Гуськову, украсившему «Находку», - пожалуй, самом слабом фильме конкурсной программы. Награда же за лучшую женскую роль отошла Нанули Сараджишвили, чья игра скрасила непритязательную, но всё равно славную комедию «Тэли и Толи» про осетинско-грузинскую границу и дружбу народов на одном отдельно взятом пятачке.

Приз за лучший дебют, а также спецприз «Российской газеты» вручили фильму «Его дочь» Татьяны Эверстовой — якутской драме про девочку, которая живёт в сельпо с бабушкой и дедушкой, очень сильно чувствует связь с духом отца и вообще с духами предков. Неспешное (на экране практически ничего не происходит) кино про невыносимую лёгкость и бренность бытия.


Спецприз жюри с формулировкой «За инновационное художественное решение актуальной политической темы» достался «Наследникам» Владимира Хотиненко. С формулировкой не поспоришь: очень дискуссионное кино, даром, что действие происходит на съёмках реалити-шоу, в рамках которого историк, иеромонах, политолог, певица, детский врач и патриот старорежимной закалки спорят о наследии преподобного Сергия Радонежского, судьбах России и своём месте в ней.

Наконец, приз зрительских симпатий ушёл «Частному пионерскому-2» с Семёном Трескуновым — молодой и восходящей звездой отечественного кино. Несмотря на несколько смущающее своей атавистичностью название и тему, картина про пионеров оказалась отличным детским кино. Кстати, с Трескуновым на фестивале был ещё одни фильм — триумфатор последнего «Кинотавра» «Хороший мальчик» Оксаны Карас.

Было ощущение, что именно ему отдадут зрители свои симпатии, так как это настоящее оружие массового поражения. Кино будто бы из другой кинематографической вселенной — мира Джона Хьюза. С одной стороны, эта картина наследник «Курьера» и «Плюмбума», с другой — какое-то обескураживающе свежее зрелище, такое, что обязательно хочется ещё.



Инопланетные «Птички», Безруков-Барышников и мучительный «Ученик»

Некоторые из фильмов конкурсной программы, к сожалению, были обделены наградами: например, «Городские птички» Юлии Белой - истории про трёх подружек, которые тоже как будто бы пришли из другой реальности, - мира «200 сигарет» и им подобных молодёжных американских комедий вместе с hyperlink — гиперссылочной драматургией. На фоне остального российского кино «Птички» вместе с «Хорошим мальчиком» смотрятся настоящими инопланетянами.

Неоднозначное впечатление оставила драма «После тебя» с Сергеем Безруковым в роли травмированного премьера балета. По сюжету: «Чёрный лебедь» встречает «Одержимость» и «Бёрдмэна» (последнего в большей степени). Снято, конечно, не одним кадром, но планы долгие, как у Эммануэля Любецки, — чувствуются амбиции режиссера, но Матисон их как будто стесняется. Безруков в роли условного Барышникова (вместо условного Пушкина-Есенина-Высоцкого-Христа) действительно хорош — может быть, потому что играет разоблачительную пародию на самого себя? Картина поднимает много непростых тем — недооценённого гения, отцовства, того, что мы оставляем после себя.
Подробнее о фильмы мы писали летом с «Кинотавра».


Что касается ленты «Память осени» Андрея Соколова, то она напрашивается на сравнения как с чеховским «Вишнёвым садом», так и с фильмом «Август. Округ Осейдж» по пьесе Трэйси Леттса. Как и Леттс, Соколов — актёр по профессии, поэтому делает очень актёрское кино, устраивая бенефис Инне Чуриковой и другим артистам. А вот пустяковая с виду картина «Джокер» Александра Каурых как раз снята по ранним рассказам Чехова. Получилась легкая и ненавязчивая, крайне обаятельная и очень смешная лента.

В конце упомянем, что больше всего на фестивале разочаровало социальное и политическое кино. Всегда раздражает, когда люди упрощают очень сложные проблемы, чтобы сделать их более наглядными. Этим, например, грешит «Побег из Москвабада» — фильм-близнец хорошего сериала «Салам Масква». Сценарий фильма написал Юсуп Разыков, которому не впервой обращается к теме гастарбайтеров. В центре внимания оказываются УФМС, Мигранты, Спецназ, Коррупция, Любовь, Смерть. Причём именно так — всё с большой буквы. «Побег» — социально ответственное, но достаточно прямолинейное кино, как, скажем, и «Дурак» Юрия Быкова: много широких мазков, лобовых приёмов, телевизионных междометий. Режиссёр картины Дарья Полторацкая до этого снимала сериалы на главных федеральных каналах. Вот этот телеязык и огорчает больше всего: чтобы зритель всё понял, по нему лупят из гаубиц доходчивых метафор.


Также обескуражил и фильм закрытия - «Ученик» Кирилла Серебренникова по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Поскольку Серебренников — режиссёр талантливый, да и актёры у него хорошие, смотрится всё на одном дыхании. Но при всём при этом материал повергает в ужас. Какое-то запредельное мракобесие: мир делится на два цвета — либо чёрное, либо белое; либо религия, либо наука; либо крест, либо презерватив на морковке. И главная ошибка (если не ошибка, а специальный ход, то это ещё страшнее) - в позиционирование главной героини, которую играет Виктория Исакова. По сюжету она якобы олицетворение здравого смысла, но на самом деле интеллектом не блещет. Получается, что фильм о противостояние религиозного фанатика и нервной биологини — и это, конечно, странная коллизия. Но воинствующим атеистам типа Ричарда Докинза должно понравиться. Все остальные, мягко говоря, будут в недоумении.

Евгений Ткачёв

Ссылки по теме

«Коробка» собрала букет наград на Урале
В Екатеринбурге открылся Уральский фестиваль российского кино

Поиск по меткам

Год российского кино, Евгений Ткачев, Российские фильмы

Персоны

Сергей Безруков, Эдуард Бордуков, Юрий Быков, Алексей Гуськов, Павел Емелин, Виктория Исакова, Оксана Карас, Эммануэль Любецки, Анна Матисон, Владимир Меньшов, Михаил Местецкий, Александр Митта, Владимир Мотыль, Глеб Панфилов, Дарья Полторацкая, Юсуп Разыков, Эльдар Рязанов, Нанули Сараджишвили, Кирилл Серебренников, Андрей Тарковский, Семён Трескунов, Владимир Хотиненко, Инна Чурикова, Варвара Щербакова

Фильмы

Городские птички, Звуки музыки, Коробка, Находка, Побег из Москвабада, После тебя, Поющие под дождём, Тень, Тряпичный союз, Тэли и Толи, Ученик, Хороший мальчик, Частное пионерское-2



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения