КИНО-ТЕАТР.РУ

«Серебряные коньки»: Я иду в этот город, которого нет

5 января 2025

Серебряные коньки» — крупнобюджетный романтический экшн, в октябре 2020 года показанный как фильм открытия Московского международного кинофестиваля. Тогда с представителей прессы взяли подписку не рассказывать о картине до декабря, что обычно происходит, если создатели не уверены в состоятельности своего кино. По прошествии времени оказалось, что фильм совсем не плох.

«Серебряные коньки»: Я иду в этот город, которого нет

Санкт-Петербург, канун 1900 года. Бедный сын фонарщика Матвей (Федор Федотов) лишается работы курьера из-за 20-минутного опоздания к солидному клиенту, и никого не волнует, что задержка случилась из-за того, что полиция перекрыла дорогу для проезда кареты аристократа. Буквально в тот же день Матвей, для пущей скорости гоняюший по городу на коньках, находит новых друзей, присоединившись к шайке карманников-социалистов. Молодые авантюристы подрезают кошельки и часы у буржуев на ледовой ярмарке, и, кстати, тоже используют для быстроты коньки.

Смотреть онлайн: «Серебряные коньки»


В это же самое время дочь богатого аристократа Алиса Вяземская (Софья Присс) скучает на уроках этикета, мечтая о равноправии мужчин и женщин и серьезной научной деятельности. Ей даже приходится разрезать лягушку тайком (на что только не пойдешь ради науки), потому что папенька (Алексей Гуськов) уверен, что университеты воспитывают лишь вольнодумцев и смутьянов. Ну и в чем он не прав? Ведь главный отрицательный герой картины Алекс (Юрий Борисов) – действительно из бывших студентов, он носит шапку-пирожок на голове и «Капитал» Маркса в кармане, возглавляя ту самую преступную группировку, куда так опрометчиво примкнул наивный, не чуждый романтики Матвей. Алекс не только ловкий вор, мошенник, но и харизматичный злодей, Ленин и Мефистофель в одном лице.

Пара случайных встреч Алисы и Матвея заканчивается взаимной симпатией, но, разумеется, по закону жанра, есть еще и богатый жених – граф Аркадий Трубецкой (Кирилл Зайцев), для которого Алиса очень выгодная партия. Ведь ее отец – его босс, и не просто знатный дворянин, а глава силового ведомства, призванного следить за порядком в стране. О замужестве Алиса не думает, но претенденту на ее руку Аркадию прямо говорит о желании получить образование. «Я не против, у меня весьма прогрессивные взгляды», - отвечает Трубецкой, - я даже за право голоса для женщин». «Но у нас нет выборов», - парирует Алиса (смех в зале).

«Серебряные коньки»: Я иду в этот город, которого нет

Картины масштаба «Серебряных коньков» в российском кино случаются нечасто (тем более на бледном фоне чуть теплящегося нынче проката). Хотя бы потому фильм останется в истории, и долгое время мы будем с ним сравнивать все последующие исторические фэнтези. В создании в числе других принимал участие телеканал «Россия» и студия «Тритэ» Никиты Михалкова, о «Сибирским цирюльнике» которого вспоминаешь на первых же сценах ледовой ярмарки. И «Коньки», и «Цирюльник» — фильмы одной вселенной, рассказывающие о сказочной России, которую мы потеряли.

Без преувеличений, фильм сделан добросовестно, профессионально, качественно. Все детали в нем совпадают, шестеренки крутятся, сюжет кипит, точнее, скользит как по гладкому льду благодаря слаженной работе всего съемочного коллектива. Художники и супервайзеры превратили Санкт-Петербург в сказочный предрождественский пирог. Игорь Гринякин – главный оператор российских блокбастеров, снявший все на свете от «Адмирала» и «Движения вверх» до «Викинга» и «Союза спасения» — делает красивыми кадры любой сложности. Камера вращается, летает, все успевает. Что касается истории, то супер-правильным решением было позвать в сценаристы Романа КантораХороший мальчик» и «Эпидемия»), который умеет писать остроумно и про современность. Возможно, благодаря ему «Коньки» не превратились в «Союз Спасения-2». Великодержавные настроения в нем умело отражаются колкими шутками и узнаваемыми деталями нашей повседневности: заплечные короба разносчиков пирогов выглядят точь в точь как сейчас, звучат разговоры о правах женщин, а силовики вооружены новым оружием – резиновыми транчонами (дубинками по-нашему) для разгона несогласных и создают летучий отряд особого реагирования (разумеется, конькобежный).

«Серебряные коньки»: Я иду в этот город, которого нет

Свою задачу выполнили на 100% и дебютанты – режиссер Михаил Локшин и актерский дуэт Федора Федотова и Софьи Присс, которые и на коньках катаются как боги, и работют на одном уровне с такими динозаврами как Тимофей Трибунцев, сыгравший бедняка-отца Матвея, необразованного, но мудрого и чистого сердцем, Юрий Колокольников в роли великого князя, Сергей Колтаков в образе непривычно-озорного Дмитрия Менделеева. Не сюжет, а именно каст «Серебряных коньков» — одна из самых больших удач картины. Ради сольного номера на льду Трубецкого-Зайцева можно и второй раз сходить на фильм, честное слово. Кстати, своего персонажа Кирилл не считает отрицательным героем. Да, он честолюбив и нацелен на брак по расчету, но таковы были законы времени, и молодой человек вполне честно добивался руки своенравной избранницы. Вообще, неоднозначные герои, как это часто бывает в сказках, получились самыми интересными – обаятельными, как графиня-медиум Северии Янушаускайте или профурсетка-бунтарка Александры Ревенко, или, наоборот, пугающими, как герой Юрия Борисова, безумный блеск глаз которого выдает его огромную внутреннюю разрушительную силу. Еще в фильма появляются Дени Лаван в небольшом эпизоде и Кэти Белтон, которые нужны в большей мере для статусности при продаже картины за рубеж, хотя все равно приятно.

Предположим, что у скептиков, с насмешкой воспринимающих термин «доброе кино» «Серебряные коньки» вызовут негативную реакцию: по их тонким настройкам тяжелой поступью пройдется русский бесогон, уверяющий, хоть и в шутку, что ямы и колдобины – наше преимущество перед Западом, делающее нас непобедимыми, а главные враги страны – смутьяны, которых ничему не научила история с декабристами. Другие согласятся с посылом, что жизнь в России не без недостатков, но не стыдно быть бедным и честным. Для них «Серебряные коньки» станут приятным предновогодним развлечением, удивят изобретательными трюками и погонями, и, конечно, обрадуют сказочным счастливым финалом, невозможным в реальной жизни.

«Серебряные коньки»


Екатерина Визгалова
08.12.2020

Поиск по меткам

Екатерина Визгалова, Российские фильмы

Персоны

Кэти Белтон, Юра Борисов, Игорь Гринякин, Алексей Гуськов, Кирилл Зайцев, Роман Кантор, Юрий Колокольников, Сергей Колтаков, Дени Лаван, Михаил Локшин, Никита Михалков, Соня Присс, Александра Ревенко, Тимофей Трибунцев, Фёдор Федотов (II), Северия Янушаускайте

Фильмы

Адмиралъ, Викинг, Движение вверх, Серебряные коньки, Сибирский цирюльникъ, Союз Спасения, Хороший мальчик, Эпидемия



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения