КИНО-ТЕАТР.РУ

«Французский вестник»: Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек

2 июля 2023

В непростую для журналистов эпоху пандемии и постправды Уэс Андерсон отдает дань памяти газетчикам прошлого и их вдохновенному труду. Разумеется, в формате исполинской инсталляции со всеми звездами мира. Дарья Тарасова рассказывает, не занесло ли режиссёра в графоманский тупик, и что нового ему удалось продемонстрировать в рамках хорошо узнаваемого стиля.


Когда-то сын крупного медиамагната Артур Ховитцер-младший (Билл Мюррей), списанный с сооснователя The New Yorker, уехал из Канзаса во французский Эннуи-сюр-Блазе и основал там подразделение газеты «Либерти» — «Французский вестник». На страницах его выпусков собирались материалы лучших журналистов XX века — смельчаков, которые ради профессионального долга пройдут огонь и воду, а потом напишут об этом — увлекательно и интересно, доступно и самобытно, с завораживающими подробностями.

Смотреть онлайн: «Отель «Гранд Будапешт»
Смотреть онлайн: «Остров собак»

«Французский вестник» — «любовное письмо журналистам», составленное уэсандерсоновской игрушечной вязью, — был, вероятно, вопросом времени. Режиссер с детства обожал печатную прессу и до дыр зачитывал как раз-таки The New Yorker. Отголоски этой любви можно встретить практически в каждом его фильме, где если не газетные вырезки, как в «Гранд Будапеште» и «Острове собак», то полноценные выпуски периодики в руках персонажей, как в «Водной жизни», сообщали о злоключениях героев или событиях в мире.


Формат альманаха, выбранный Андерсоном для «Французского вестника», тоже закономерно вырисовывается из его инфантильно-мегаломанских замашек. Уэс — ностальгирующий коллекционер, который отбирает для каждой работы самые причудливые визуальные образы разных эпох, компульсивно пряча их в закоулках кадра и за спинами мировых звезд. В новом фильме режиссер аккуратно расфасовал Бенисио Дель Торо, Эдриана Броуди, Тильду Суинтон, Лею Сейду, Фрэнсис МакДорманд, Тимоти Шаламе, Джеффри Райта, Матьё Амальрика, Билла Мюррея, Боба Бэлабана и еще дюжину именитых актеров, которых вы, может, даже и не заметите, по нескольким новеллам и зарисовкам из жизни вымышленной редакции. Каждая главка стилистически несколько отличается от другой, а сюжеты развертываются на основе реально написанных журналистами материалов. Это истории: о любви психопатичного заключенного (дель Торо), открывшего талант к современному искусству, и его надзирательницы (Сейду); о баррикадах студенческих акций протеста, считай, порушенных той же любовью (Шаламе и сотоварищи); и о неудачном киднеппинге, где ребенка спас отчаянный японский шеф-повар.

Слушать: Подкаст об «Острове собак» и других фильмах Андерсона


Несмотря на то, что сюжеты в своей задумке интересны и характерны для выверенной андерсоновской буффонады, мерилом творчества постановщика уже довольно давно выступает не нарратив, а визуальность. Не зря же каждую его картину растаскивают на живописные посты с кадрами и артефакты для видеоэссе? И как бы самому режиссеру ни нравилось играться в песочнице из слоновой кости, может показаться, что его фильмография понемногу катится в графоманский тупик, а сам Уэс превращается в заложника отточенного, но слишком уж знакомого стиля.


Во «Французском вестнике» постановщик все так же верен себе: богатство мельчайших ретродеталей соперничает с россыпью всемирно известных исполнителей, пространство общих планов обставлено изысканно-забавными интерьерами, пролеты камеры сопровождают несущихся по улочкам героями, а поверх звучит Александр Деспла... Однако режиссер нащупывает и другие, доселе не сковывавшие его рамки. В третьей новелле Андерсон, раньше работавший только с куклами, впервые использует 2D-анимацию в стилистике франкоязычного комикса bande dessinée. Такой переход, который будто и не вписывается в привычный выхолощенный стиль, привлекает больше внимания, чем, вероятно, рассчитывал режиссер. В первой и второй новеллах Уэс наконец позволяет себе поиграть с монохромом: сцены студенческий волнений сняты преимущественно в ч/б и напоминают о революционном мае 1968-го и связанных с тем временем нововолновцах, а фрагмент об искусстве за решеткой обращается к цвету, чтобы отразить чувственные переживания (из-за) творчества.

Смотреть онлайн: «Королевство полной Луны»
Смотреть онлайн: «Водная жизнь»

В творческом методе Уэса Андерсона принято выделять две грани его дарования: с одной стороны, ему под силу создать такой художественный мир, в который приятно и безопасно возвращаться, с другой — строит он этот мир как самый настоящий невротик, приходящий в ярость, если что-то лежит не на своем месте. Первому пункту «Французский вестник» соответствует, второму — не совсем. Кажется, Уэс потихоньку отыскивает лазейки из им же сконструированной изысканной неволи.

«Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»». Тизер №4


Дарья Тарасова
18.11.2021

Поиск по меткам

Дарья Тарасова

Персоны

Матьё Амальрик, Уэс Андерсон, Эдриан Броуди, Боб Бэлабэн, Бенисио Дель Торо, Александр Деспла, Фрэнсис МакДорманд, Билл Мюррей, Джеффри Райт, Леа Сейду, Тильда Суинтон, Тимоти Шаламе

Фильмы

Водная жизнь, Остров собак, Отель «Гранд Будапешт», Французский вестник. Приложение к газете «Либерти, Канзас Ивнинг Сан»



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения