Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Как молодые авторы презентовали 10 идей фильмов, и что из этого получилось

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

В деловой программе «Кинотавра» центральным событием стал Рынок проектов, заменивший традиционный питчинг дебютантов. По сути это тот же самый формат, что и был, только участники – не молодые режиссеры и их продюсеры на стадии поиска со-финансирования и прокатчиков, а выпускники расплодившихся в последнее время киношкол (их в России сейчас около сорока) и их сценарии, задумки фильмов, довольно далекие от реализации. В итоге отборочная комиссия включила в шорт-лист 10 проектов, наиболее актуальных и интересных, от шести киношкол - это ВГИК им. Герасимова, киношкола «Свободное кино», Московская школа кино, Московская школа нового кино, образовательный центр «Культбюро» и сценарная мастерская Александра Гоноровского. Участники презентовали работы целому ряду российских продюсеров, среди которых были Александр Роднянский, Джаник Файзиев, Андрей Першин, Елена Гликман, Наталья Мокрицкая и другие.
Мероприятие получилось обоюдоинтересным: продюсеры получили представление о том, какие идеи вынашивают молодые кинематографисты, а авторы, в свою очередь, имели возможность их озвучить и намотали на ус ряд полезных советов от умудренных опытом старших коллег.


Первыми представили свой проект, психологический триллер «Затон», выпускница сценарного факультета МШК Юлия Идлис и ее режиссер-продюсер Гамлет Дульян. Сюжет такой: бывший психиатр пытается вылечить шестилетнего сына от загадочного душевного расстройства, в связи с чем перевозит семью в уединенный загородный дом. Очень скоро они сталкиваются с необъяснимыми проявлениями болезни, сопряженными с угрозой для жизни. Главная идея фильма – одиночество человека и его глубинный страх, у каждого из пяти героев, членов семьи, эти страхи свои. Озвученные референсы («Шестое чувство» и «Сияние»), не удовлетворили экспертов, потому что «в названных фильмах раскрытые загадки открывают иные миры, а у вас – все схлопывается».

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Проект телевизионного сериала «Идеальные отношения. Веб 2.0», презентованный драматургом из ВГИКа Элей Корсаковой и режиссером-продюсером Иваном Омельченко – ситком, и его герои - молодая пара, блогеры, которые ссорятся однажды на улице и попадают в объектив случайного прохожего, а затем в интернет, где на сайте фейлов набирают бешеное количество просмотров. После этого они решают завести совместный блог, где стараются выглядеть в глазах подписчиков как идеальная пара, хотя на самом деле у них кризис отношений. Авторы хотели бы сделать портрет своего поколения, они считают, что их персонажи будут понятны молодой аудитории, узнаваемы, а сутью серий станут различные курьезные ситуации, возникающие с ними. В качестве референса они назвали «Друзей».


Проект «Пять рассказов о войне» сценаристов Олега Рашидова и Юлии Лукшиной, учеников мастерской Александра Гоноровского, – альманах из пяти историй, действие которых не происходит на войне, здесь нет батальных сцен и патриотического угара, война остается за кадром. Но, тем не менее, каждый из героев принимает в ней участие. Первая новелла, «Мария», уже снята, попала в короткометражный конкурс фестиваля и получила один из дипломов жюри.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Фантастическую трагикомедию «Гости» представила сценарист Анна Рубцова (сценарная лаборатория Образовательного центра «Культбюро»). Необычную историю стоит пересказать целиком. Главный герой Володя едет на северо-запад страны, в деревню, на могилу жены, где он много пьет, а потом на острове терпит крушение космический корабль. В нем прекрасная инопланетянка, главный дар которой в том, что она излечивает от алкоголизма. А еще использует водку как топливо для корабля. Гостья исцеляет главного героя, а потом еще одного, слухи ползут быстро, и все женщины в округе начинают привозить к ней мужей. Многие мужчины пытаются соблазнить инопланетянку, но оказывается, что «у нее нет органов для соблазнения». Наташа (такое имя дает ей герой, в честь умершей жены) рассказывает, что ее человеческая оболочка – костюм. Происходит пожар, главный герой погибает, и Наташа его воскрешает. Односельчане видят это и каются, потому что считают себя виновным в смерти жены Володи. Неожиданно костюм Наташи рвется, и под ним обнаруживается чешуя, все видят, что девушка похожа на Голзиллу, и устраивают погоню. Володя тоже бежит, но не может бросить могилу жены, и тогда космический корабль забирает с собой Володю и кладбище и улетает в космос. Интересно, что главным референсом Анна называет фильм «Белые ночи почтальона Тряпицына» и говорит о том, что ей было бы интересно поучаствовать в создании фильма, миксующего Кинга и Шукшина.


Сценарий «Дом. Яблоня. Река» представила Ника Вельт (сценарная мастерская Александра Гоноровского). Это трагикомедия, роад-муви о 10-летнем мальчике Саше и его бабушке, которые только недавно познакомились. Бабушка давно разведена, и обстоятельства гонят ее и внука в сторону Крыма, где у бабушки свой дом. За три дня дороги они встречают несколько растерянных героев, которые ищут счастье, не понимая, какое оно на самом деле, а в какой-то момент у бабушки случается микроинсульт, и она решает изменить маршрут, чтобы попрощаться с бывшим мужем. Но этому не суждено исполниться, Саша узнает это и обманывает умирающую бабушку из любви к ней. Ника подчеркивает, что в этом проекте важны запахи, хрусты, детали, из которых возникает атмосфера фильма. Александр Роднянский сказал участнице, что у него возникла ассоциация с немецкой картиной «Мед в голове», но, в отличие от приведенного примера, «в фильме нет движка, ключевого поворотного события».

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Будущий фильм «Ночной прилив» представил режиссер из Баку Исмаил Сафарали (МШНК). Это история о 14-летней девочке, у которой пропадает отец-рыбак из небольшой деревни. Она верит, что он вернется. Семья должна провести формальные похороны, потому что деревне неупокоенное тело рыбака приносит несчастье. Но девочка бунтует против этого, вступая в неравный бой с собственной семьей и всей деревней, потому что хочет найти отца. «Она находит отца, и они больше не вернутся в родную деревню», - закончил представление Исмаил, но дальнейшие вопросы относительно финала прояснили, что девочка отправится на поиски и окажется на мифологическом черном пляже, другими словами – в раю для рыбаков. У Исмаила есть со-продюсер в Азербайджане и Берлинские партнеры, отобраны локации для съемок, и после нахождения продюсера с российской стороны он готов приступить к съемкам. Эксперты похвалили автора, а поскольку эта защита оказалась самой внятной и четкой, проект и победил на питчинге.


Сергей Буров (школа «Свободное кино») представил проект «И смех, и грех», черную комедию, состоящую из семи новелл, символизирующих семь смертных грехов и семь кругов ада. Семь районов – это еще и сегодняшняя структура Москвы, таким образом, каждая новелла обретет еще и собственную локацию в столице. Герои фильма и их предположительные исполнители следующие:
Коляныч, охранник года в Ашане (Семчев) - находит ворованные продукты.
Максим, безработный (Трибунцев) - человек, к которому криминальный авторитет подселяет в квартиру каких-то чужих людей.
Дмитрий Петрович, чиновник в Мэрии (Мадянов), чинит дорогу и разбивает ее снова, чтобы начать новый ремонт.
Алиса, менеджер (Светлана Иванова), спускается в метро, чтобы причинять вред другим пассажирам для выхода гнева, и Дмитрий (Федоров), который занимается тем же самым, и им приходится делить территорию. Это единственная история, в которой никто не умирает.
Наташа, жена олигарха (Бузова), мечтает переспать с телохранителем мужа.
Две советские актрисы (Чурикова и Усатова), пытаются выяснить кто больше популярен и кто больше наберет подписчиков в Инстаграм.
Каждая история закончится нелепой смертью героя (за исключением эпизода про метро), а связующей новеллой станет история о воскресшем в високосный год Ленине, который идет общаться в народ и решает, что пришел черед новой революции. Именно этот связующий персонаж не понравился некоторым экспертам, которые посчитали, что в фильме должен быть герой, которого зритель будет любить, жалеть и с кем он сможет ассоциировать себя.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

«Разговоры», еще один проект мастерской Александра Гоноровского, представил сценарист Алексей Михайлов, который переехал в Москву из Томского академгородка. Он рассказал, что после приезда в большой город ему пришло в голову написать историю про то, как молодой парень чинит мобильники, а затем придумывает коммуникационную программу, которая соединяет незнакомых одиноких людей. Автор хотел бы, чтобы картина была похожа на «Я шагаю по Москве».


Кроссмедиа-проект «Твайбург» - самый масштабный на рынке проектов -представила команда из продюсерской группы образовательного центра «Культбюро» (сценарист Валентина Седлова, сценарист и режиссер Ольга Твайлайт и продюсер Екатерина Стецюк). По жанру это стимпанк, мистический детектив, триллер, а по сути сразу четыре формата в одном флаконе: короткометражный фильм, полный метр, телевизионный сериал и веб-сериал. «Твайбург» - это фантастическая столица могущественной империи из параллельной реальности конца XIX века. Авторы мечтают соединить реальный привычный мир с фантастической вселенной, где есть место алхимии, магии и гениальным изобретениям. Проект предполагает и долю квеста, когда каждый зритель будет иметь возможность принять в нем участие, придумать персонажа и заселить его в этот мир. Уже придуман сценарий короткометражного фильма «Корсет» о безумном алхимике и изобретателе смертоносных корсетов (Демчог), веб-сериал будет состоять из 40 эпизодов по 11 минут, телевизионный – 8 серий. Полнометражный фильм «Ловец душ» запланирован после выхода сериала.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Завершающим проектом мероприятия стал «Салон красоты “Пери”» Татьяны Тревак, Натальи Медведевой, Наринэ Абгарян и Серго Устяна. Его героиня Назели, гордая и одинокая, приезжает в маленькую горную деревню и открывает в ней салон красоты, являющийся чем-то невиданным для местных. Сначала у нее только одна клиентка, Сюзанна, 26-летняя бунтарка, по меркам жителей старая дева, которая отваживает женихов и хочет стать журналисткой. Другие женщины видят, какой красивой стала Сюзанна и, сначала тайком, потом открыто, начинают ходить в салон, формируется женский клуб, устраивается торжественный вечер, на котором городские фотографы снимают дам, а затем публикуют их фото в журнале. Мужья очень недовольны, они обвиняют Назели и наказывают жен. Позже выясняется, что Назели беременна, и она говорит, что ее изнасиловали, но ей не верят. Ей приходится покинуть деревню, и через несколько лет Сюзанна находит ее, она живет с дочкой вдали от патриархальной толпы. Референсы фильма – «Шоколад» и «Малена». Именно финал вызвал вопросы экспертов: «Это не фильм про эмансипацию, потому что история заканчивается у вас полным кошмаром – «мужики козлы, бабы суки», а героиня вынуждена сбежать куда-то с дочкой и там жить счастливой жизнью». Авторы услышали критику и уверили, что работа над сценарием продолжится.


Порадовало, что публичной защитой рынок проектов не закончился, и на следующий день состоялся разбор полетов, где сначала был награжден победитель («Ночной прилив», режиссер Исмаил Сафарали). Куратор Анна Гудкова подчеркнула, что не удовлетворена отношением Киношкол к этому важному индустриальному событию. «Киношколы должны были сами отбирать проекты внутри себя. Но они сделали объявление, и дальше кто хотел, тот и слал свои заявки. Это неправильная позиция, на наш взгляд. Чему они учат, и кого они выпускают – это то, что хотелось бы понимать», - сказала она. Тему подхватил эксперт Валерий Федорович, представляющий ТНТ, сказавший, что киношколы (рынок проектов рассматривал заявки участников из 17-ти учебных заведений) показывают полную оторванность от процессов, которые происходят в нашей стране. Другой представитель ТНТ Евгений Никишов указал на то, что степень подготовки участников могла бы быть посерьезнее, и что выбор победителя не составил труда.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Продюсер Елена Гликман, сама не раз участвовавшая в разнообразных питчингах, высказала важное напутствие участникам: «Трезво понимать, что вы хотите, нужно не только, когда вы выходите на сцену, но и когда вы в коридоре подходите к продюсеру со своей идеей. Вы должны уметь четко сформулировать идею. Элла МанжееваЧайки») просто подошла ко мне на Кинотавре, в фойе, без всяких питчингов. Это было четкое, продуманное и сформулированное желание того, что она хочет, очень точно вербально поданное, и вы все знаете, что из этого вышло». «У каждого из вас есть своя идея, и если вы горите проектом, если вы можете его правильно сформулировать, попробуйте доказать, что он жизнеспособен, и может быть, рынок повернется к вам лицом», - добавила она.

А Андрей Першин рассказал, как его проект «Самый лучший день!» провалился на питчинге, никто из продюсеров в него не поверил, «Сергей Сельянов говорил, что "нет сил больше слушать, садитесь"». И, тем не менее, Андрей считает, что формат питчинга, как форму взаимодействия с продюсерами, обязательно нужно осваивать: «Подготовка была не очень, не все выучили наизусть текст выступления, не все проверили на родственниках и соседях». Он указал на основные ошибки участников, посоветовал не пользоваться бумажками, не спорить с комиссией, предъявлять как можно больше явной фактуры, конкретики – музыка, цвет, имена операторов, внятные референсы, желаемые актеры. «Через артиста, которого вы хотите привлечь, можно понять суть проекта, потому что артист сам несет жанр», - сказал он.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Подытожила это важное образовательное мероприятие Анна Гудкова: «Борясь за вас, людей у которых нет денег, но есть мозги, я требую, чтобы эти мозги работали». Участники восприняли критику с благодарностью, выразили признательность команде Кинотавра за такой прекрасный опыт, за то, что фестиваль «собрал в одном месте всех крутых продюсеров, запер и заставил слушать наши идеи» и пообещали в будущем учесть все свои и чужие ошибки.

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 3
Макс Стоялов (Мелитополь)   18.01.2018 - 16:00
Твайбург поддержал информационно. читать далее>>
№ 2
С ветром (Москва)   9.08.2016 - 04:14
Тоска зелёная по большей части. А "фантастическую трагикомедию «Гости»" совершенно не стоило «пересказывать целиком». Или у корреспондента напрочь отуствует эстетический вкус, или уж так тонко... читать далее>>
№ 1
Saltia (Москва)   19.06.2016 - 11:56
Ни одна идея не заинтересовала, чувствую наснимут читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, триллер, фильм ужасов
Австралия, 2018
драма, экранизация
Великобритания, США, Швеция, 2017
драма, притча
Латвия, Россия, 2016
биография, драма
Дания, Швеция, 2018
драма, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2018
комедия
США, 2018
комедия
Россия, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2018
драма, криминальный фильм, социальная драма
Ирландия, Литва, Россия, Франция, 2018
комедия, мелодрама
США, 2018
комедия, приключения
США, 2018
драма
Иран, 2018
все фильмы в прокате >>