Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

С 5 по 11 сентября в Казани под патронатом Президента Республики Татарстан и в партнерстве с Группой стратегического видения «Россия — исламский мир» проходил XIII-й Международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК). Этот уникальный ежегодный киносмотр проводится в России с 2005-го года и традиционно включает фильмы о межнациональном сотрудничестве, миротворчестве и веротерпимости. Бессменный девиз фестиваля — «Через диалог культур к культуре диалога». О диалогах и темах мультикультурного кинофорума рассказывает корреспондент Кино-Театр.ру Анна Кузьмина.

Церемония открытия

Москва — Казань

Казань встречает приезжих радушно и без назойливости — небрежной свободой пустоватых улиц, короткими расстояниями, быстрой сменой погоды, ветром с реки. Щурясь после недолгого вагонного сна, мы заселяемся в отель и уже через пару часов идём знакомиться с городом, с удивлением открывая для себя в Казани не центр цветистого восточного колорита, а Москву версии 2.0 — город для людей, которым столица могла бы быть. Здесь есть свой Кремль (и станция метро «Кремлёвская», и одноимённая улица), есть резиденция Президента, есть площади и проспекты и православные храмы в большом количестве. Ключевая деталь: здесь нет снобизма. Нет пафоса, лоска и многочисленной гвардии бесконечной охраны. Всё уважительно и просто. Короткие расстояния, прямые разговоры. По Кремлю можно гулять даже ночью, а ворота в резиденцию Президента кажутся всегда приоткрытыми.

Гости - хозяева

Почти невидимая грань гостеприимства: мы в гостях, но определённо дома, в России, да ещё какой — щедрой, открытой, весёлой, искренне-патриотичной. (Забавный, но важный нюанс: возможно, это единственный кинофестиваль, где расписание показов устроено с перерывом на обед — это ли не забота о любителях и авторах кино?). Наши коллеги из стран бывшего СССР тоже здесь как дома. Зарубежные друзья, приехавшие из Европы, Азии и Африки, связаны с Татарстаном мусульманской темой фестиваля и мгновенно находят общий язык. Хотя нужно отметить, что религиозная принадлежность участников отнюдь не педалируется. Критерии выбора фильмов озвучила киновед, член отборочной комиссии фестиваля Адиля Хайбуллина: «Это кино гуманное, светлое, жизнеутверждающее, зовущее к добру и совершенствованию». Посыл скорее гуманистический, чем вероучительный. Никто не расскажет в деталях, что такое мусульманское кино и чем оно отличается от кино обычного. Как мы убедились позже, его вполне может снять не-мусульманин, и присутствие в кадре атрибутов веры также не обязательно. Однако ислам давно и глубоко пропитал быт и культуру многих и многих народов, естественным образом пребывая и в их собственном киноискусстве, включая документальные работы об их жизни и проблемах. Для участия в фестивале из 782-х присланных заявок было отобрано 60 картин из 27 стран мира. Возможно, мусульманское кино говорит о том, что тревожит и радует самих мусульман?

«Письма из Памира» (Кыргызстан-Франция)
фото: «Письма из Памира» (Кыргызстан-Франция)

Свой - чужой

Одной из самых важных тем, проходящих через все программы фестиваля, стал вопрос самоидентификации, воссоединения, возвращения к себе. В игровом конкурсе показали «Оралман» (Казахстан) Сабита Курманбекова - о возвращении семьи эмигрантов из Афганистана в родной Казахстан; «Софичку» (Россия) Киры Коваленко - о возвращении женщины в абхазскую деревню после сталинской ссылки; «Амун» (Россия) Анара Аббасова - о духовном поиске и обретении себя. В документальном конкурсе это «Письма из Памира» (Кыргызстан-Франция) Жаныл Жусупжан, в котором вынужденная эмигрантка в Европу рассказывает об отдельной группе киргизов, живущих в изоляции на Памире и старающихся сохранить свой язык, историю и культуру. Документальный же «Ласточки любви» (Бельгия-Марокко), получивший специальный приз Группы стратегического видения «Россия — исламский мир», рассказывает историю австрийской женщины, нашедшей родственников по отцу в Марокко. Мир лихорадит, люди снимаются с места, теряют корни и желают снова их обрести.


Мужское — женское

Второй важной темой и даже лейтмотивом фестиваля стал женский голос, женский взгляд и женский мир, царящий на экранах. Фильмы, снятые женщинами, и фильмы о женщинах заняли почти половину всех программ. Бангладеш, Таджикистан, Иран, Россия, Непал, Египет, Катар, США, Бельгия, Азербайджан и Турция показывали вымышленных и реальных героинь, и это было по-настоящему прекрасно. Самой красивой и сказочной лентой женского мира можно назвать картину Рахмату Кейта «Обручальное кольцо» (Нигер), участницу игрового полнометражного конкурса, получившую специальное упоминание жюри. В ней девушка, учащаяся в Париже, возвращается на каникулы в родной султанат Дамагарана и ждёт предложения руки от возлюбленного, наблюдая за жизнью юных подруг, их старших сестёр и матерей. Зрителям открывается удивительный уклад старинной патриархальной жизни, полный своеобразной красоты и достоинства. А в документальной непальской картине «Сунакали» Бходжата Бхата, напротив, юные девушки из патриархальной горной деревни начинают играть в футбол, едут на национальный чемпионат и получают возможность и самим выйти за границы своего маленького мирка, и расширить их для земляков и родных.



Конечно же, многие фильмы рассказывают о любви — то спокойной, то драматичной. О жизни семьи, в которой возникает активная героиня. Яркий пример такой работы — игровая короткометражка «Блудный сын» Оксаны Синчуговой (Татарстан), победившая в номинации «Национальный конкурс». Главная героиня ленты пытается навести порядок и в чувствах, и в родительской семье, в день Пасхи расставляя все точки над «i». Однако женщины снимают не только о женском — так, в документальном полнометражном конкурсе соседствуют две мощные ленты: «Форсаж. Возвращение» (Россия) Наталии Гугуевой, получивший Приз жюри прессы «За актуальность и достоверность» — о военных лётчиках, базирующихся в Крыму, и «Приходи свободным» (Эстония) Ксении Охапкиной, получивший Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России — об укладе жизни и обычаях современного чеченского села.




Документальное — игровое

Самой пёстрой стала программа «Национальный конкурс», вобравшая в себя и полный метр, и игровые короткометражки, и документальные работы, и анимацию. Фестиваль показал, что тенденция к слиянию жанров усиливается — документальное кино усваивает приемы художественного и наоборот. Так, в упомянутом выше игровом фильме «Обручальное кольцо» задействованы непрофессиональные актёры в привычной им обстановке, и порой сложно отличить, фиксирует ли камера сценарий, или они импровизируют. Победитель документального конкурса «Земля просветленных» (Бельгия) Питера Ян Де Пью напротив, филигранно выстроен и сочетает документальные кадры и мокументари так непринуждённо и точно, что трудно поверить в постановочную съёмку, несмотря на то, что она подчёркнуто поэтична и должна бы быть очевидной. Фильм рассказывает о жизни Афганистана глазами юного афганца, промышляющего грабежами и торговлей в банде ровесников, и мечтающем о свадьбе с любимой девушкой и будущей жизни во дворце — после ухода американского военного контингента. А пока идет жизнь, полная песка, походов, обстрелов, бесконечного перебирания драгоценных новеньких пуль — местной валюты наряду с опиумом — и раскопок чуть менее ценных старых гильз, снарядов и мин, для последующей перепродажи. Фокус в том, что главные роли в фильме играют и проживают дети, и это даёт ленте мощный драматический заряд и особенный ракурс. Перестала ли картина от этого быть документальной? В художественности и силе высказывания она явно выиграла.




Зрители — кинематографисты

Кино без зрителя не существует, это аксиома, а со зрителями в Казани полный порядок. Вход на все показы фестиваля свободный, залы заполнены под завязку — и не случайными прохожими, а людьми, тонко чувствующими и разбирающимся и в исламе, и в кино, и не новичками в житейском море жизни. После каждого сеанса начинались обсуждения и критика просмотренного. Тут открылась ещё одна тенденция: во всём мире кино стали активно снимать не-профессионалы, люди без специального кинематографического образования. Рахмату Кейта скромно созналась, что она по образованию философ и лингвист, а кино начала снимать, почувствовав, что её душе чего-то не хватает для самовыражения. Андрей Огородников, автор дебютной музыкальной короткометражки «Близость» (Россия, Республика Марий-Эл) — пожалуй, самого дерзкого и яркого фильма фестиваля — психолог и музыкант, решивший написать сценарий и снять фильм с участием собственной рок-группы Fobilloria. Лирический герой автора оказывается на пересечении двух миров, реального и мистического, сказочного, потустороннего. Почему песня в фильме звучит на английском языке? Он говорит, что так поёт его душа.

«Близость» - фантазийный ужастик с персонажами русского и марийского фольклора -
вызвала у зала как восторг и просьбы о продолжении («Если вы безо всякого бюджета ТАКОЕ снимаете, что же будет, если дать вам денег?»), так и некоторый скепсис — зритель усомнился в уместности языческой темы на фестивале мусульманского кино. Но фильм, как справедливо парировал режиссёр, шёл в программе «Россия молодая», представляющей спектр работ начинающих русских кинематографистов. И где, как не здесь, начинается диалог различных культур?




Россия — исламский мир

Конечно же, во всех программах были фильмы, посвящённые непосредственно исламу и вопросам веры, от документальных и серьёзных до игровых и наивных, тех, где появление муллы мгновенно разрешает все вопросы (здесь напрашивается параллель с так называемым «добрым кино» и «православным кино», также пользующимся подобным упрощением Deus ex machina). Самым необычным и живым фильмом о вере стала документальная короткометражка Рената Хабибулина «Велохадж» (Россия, Республика Татарстан), о друзьях, совершивших паломничество в Мекку на велосипедах. Но есть и отдельная внеконкурсная программа «Россия — исламский мир», где представлены работы из государств-участниц одноимённой группы стратегического видения: Ирака, Ирана, Кыргызстана, Казахстана, Нигера, Нигерии, Саудовской Аравии, Судана, Таджикистана, Катара, Ливана, Пакистана, ОАЭ, Сирии, Иордании, Турции, Марокко. За круглым столом кинематографисты разных стран рассказывали об устройстве разных национальных киноиндустрий (или об её отсутствии), фестивалях, плюсах и минусах господдержки и проблемах съемок. Фестивальные площадки дают возможность диалога на всех уровнях, от обсуждений со зрителями до профессиональных оценок и дальнейшей финансовой поддержки: так, участникам круглого стола была предложена возможность совместных съёмок и проката фильмов в Татарстане, который активно развивает и поддерживает и собственное кино.

Абдурразак Аззахер (Марокко)
фото: Абдурразак Аззахер (Марокко)

Что же такое диалог культур? Об этом за круглым столом с мягким юмором поведал член основного жюри, доктор наук Абдурразак Аззахер, приехавший из Марокко: «Я чувствую, что нахожусь среди братьев и сестёр, так как я потерял чемодан, а мои братья дали мне и рубашку, и вот эти брюки. Так что это и есть диалог культур!»

В этой шутке немалая доля правды — можно, даже не понимая человека, помочь ему, подружиться, принять, почувствовать его «своим». Однако преимущество в диалогах и в понимании будет у того, кто знает больше языков. Для этого нужно продолжать общаться, учиться, не бояться открывать для себя чужое своеобразие и беречь своё, не допуская всеобщей унификации. Иначе с кем тогда разговаривать?

обсуждение >>

№ 1
ксантиппа   16.09.2017 - 10:54
Спасибо за интересный, содержательный репортаж. Меня, человека далекого от журналистики, киноискусства и проблем современной культуры, он привлек начиная с заголовка, и заставил дочитать до последнего... читать далее>>
Поиск по меткам

Афиша кино >>

научная фантастика, приключения, семейное кино
Россия, 2024
биография, драма, исторический фильм
Германия, Дания, Норвегия, Швеция, 2023
драма, экранизация
Великобритания, США, 2023
комедия, мелодрама
США, 2023
боевик, триллер, фильм ужасов
Ирландия, Канада, США, 2024
триллер, экранизация
Австралия, США, 2023
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2023
фильм ужасов
Франция, 2023
боевик, приключения
Китай, 2022
приключения, спортивный фильм
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram