Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

С 7 декабря в Выборге проходит 28-й кинофестиваль «Окно в Европу». Более привычное время проведения мероприятия – август, но в 1993-м первый смотр также прошел в декабре, о чем во время церемонии открытия напомнили со сцены довольно малочисленной аудитории, собравшейся в зале. Дело в том, что в текущем году фестиваль по понятным причинам проходит в закрытом режиме, без зрителей; из открытого мероприятия он превратился в «профессиональный форум». При этом многие традиции «Окна в Европу» сохранились: в частности, было принято решение не отказываться от зрительского конкурса «Выборгский счет». Логототип фестиваля и заставка, демонстрируемая перед показами, как обычно, отсылают к истории отечественного кино – на этот раз они основаны на портрете Сергея Параджанова, фотографии Юрия Мечитова, известной под названием «В полете». Даже слоган остался тем же: «Окно в Европу» по-прежнему помогает составить «прогноз на завтра», что звучит особенно странно в текущем году, не очень совместимом с какими-либо прогнозами. Впрочем, президент фестиваля Армен Медведев годы назад уже успел объяснить, что мероприятие не берет на себя «право и ответственность определять этот прогноз», а всего лишь предоставляет материал для него.

«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра - «Белый снег»

Кстати, сам 82-летний Медведев на церемонии открытия на этот раз лично не присутствовал – вместо этого собравшимся показали его видеообращение, записанное в Москве. Продолжилась церемония 15-минутным мультфильмом Святослава Ушакова «Медведь». Мультфильм, в котором легко разглядеть авторский почерк создателя клипа «Хару Мамбуру», посвящен 100-летию со дня рождения Юрия Никулина (официально эту дату отметят только в следующем декабре); предполагается, что характер главного героя – медведя, работающего декором в ресторане, но мечтающего о большем – срисовывали с юбиляра. Хорошо, что ленту снабдили соответствующим титром, поскольку зрители вряд ли сумели бы найти параллели самостоятельно.

«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра - «Белый снег»
фото: "Медведь"

Фильмом открытия в этом году стал поставленный Николаем Хомерики «Белый снег» — биография лыжницы Елены Вяльбе. Представляя ленту, продюсеры отметили, что вышеупомянутый «прогноз на завтра» — это «хорошее советское кино», видимо, подразумевая в том числе собственную работу. При этом сам по себе «Белый снег» — совсем не советское, а вполне современное российское кино, увы, телевизионного уровня, с банальными структурой и картинкой. Хронометраж даже заставляет предположить, что ленту когда-нибудь переформатируют в телесериал. Между тем, сама Вяльбе – крайне интересная массовому зрителю героиня (в Выборге спортсменку, приехавшую на премьеру собственного байопика, интервьюировали гораздо активней, чем любого из кинематографистов), можно предположить, что лента о ней, пускай и посредственная, привлечет большое количество зрителей.

«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра - «Белый снег»
фото: "Белый снег"

Основной конкурс открылся подростковой драмой «Зови меня Дрозд» Павла Мирзоева (два года назад этот режиссер приезжал в Выборг с лентой «Как я стал…»). Это история об очередном хорошем мальчике, взрослеющем в непростых обстоятельствах и, как следствие, регулярно совершающем глупые поступки. В отличие от фильма Оксаны Карас, акцент в данном случае сделан на отношениях сына и ушедшего из семьи отца; кроме того, диалоги тут более буквальные, а персонажи менее убедительные. Если искать дополнительные различия, можно отметить, что в «Дрозде» подростки самовыражаются не с помощью танцев, как у Карас, а на наивных рэп-битвах. Прочувствованное исполнение главным героем собственного произведения заставляет задуматься о создании нового жанра, который можно было бы назвать cringe-рэп.

«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра - «Белый снег»
фото: "Зови меня Дрозд"

Вообще забавно, что фестиваль, оставшийся без зрителей, начался с нескольких вполне зрительских картин. За «Дроздом» последовали «Неадекватные люди 2» Романа Каримова, продолжение довольно удачного ромкома десятилетней давности. Сиквел заметно отличается от первого фильма – он получился более тяжеловесным (как минимум с точки зрения хронометража), в нем меньше юмора, кроме того, Каримов решил поэкспериментировать с нелинейным повествованием. При этом если какой-то фильм из первой половины выборгской конкурсной программы этого года может претендовать на внимание массового зрителя, это именно «Неадекватные люди 2».

«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра - «Белый снег»
фото: "Неадекватные люди 2"

Впрочем, лентой Каримова зрительский блок и завершился. Конкурс продолжился работой Георгия Лялина «Распутье», мрачной драмой с криминальным уклоном. Главный герой фильма – Артем, живущий в Москве парень из провинции. Получив известие о смерти отца, он едет на родину. На месте выясняется, что у отца была новая семья: женщина, с которой он годы прожил в гражданском браке, и маленький сын. За вдовой и ребенком стоит сильная узбекская диаспора, претендующая на отцовский дом. После этого открытия, сделанного главным героем, «Распутье» становится скорее триллером – если, конечно, предположить, что и похожий по творческому почерку Юрий Быков работает именно в этом жанре. Так или иначе, лента Лялина – классическое фестивальное кино, серое, безысходное, зато довольно цельное.

«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра - «Белый снег»
фото: "Распутье"

Следующим фильмом конкурса стала черно-белая драма Виталия Салтыкова «Чувствовать», собранная из двух новелл. Обе посвящены людям, пытающимся восстановиться после того, как их жизни дали трещину. Первая новелла – вольное переложение биографии пианиста Алексея Султанова, вторая – история женщины, потерявшей любимого мужчину. Обе разбиты на главы, а те, в свою очередь, сопровождаются текстовыми плашками, отражающими эмоциональный заряд каждой из них; в частности, в новелле о Султанове используются обозначения, поясняющие характер исполнения музыкального произведения. Это хороший ход: само кино получилось крайне ровным и холодным. Первая часть по накалу эмоций, эстетике и атмосфере более-менее соответствует отчету пилота Бертона из «Соляриса» Тарковского. Вторая показывает, что будет, если взять среднюю российскую телемелодраму и замедлить ее в восемь-десять раз; получится, оказывается, вялый эмбиент, и даже неожиданные экскурсы в нуар не спасут.

«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра - «Белый снег»
фото: "Чувствовать"

«Триггер» Павла Ганина тоже не завоюет интереса со стороны широкой аудитории – в том числе по той причине, что это, как говорит сам создатель «очень тихое кино». Между тем, это довольно любопытный эксперимент, лента о встрече двух непохожих друг на друга людей, пытающихся подобрать ключи к отношениям на фоне общего интереса к АСМР-практикам. Просмотр «Триггера» требует концентрации внимания: фильм построен в первую очередь на звуках. Иногда даже создается ощущение, что Ганин сперва режиссировал аудиоряд, и уже затем подбирал картинку; довольно обидно, что при этом некоторые ключевые реплики персонажей получились не вполне внятными. До сих пор Ганин ездил на фестивали только с короткометражными картинами, «Триггер» — его полнометражный дебют. Пускай фильм вышел негромким, но он – вполне себе повод для того, чтобы внимательней присмотреться (и прислушаться) к следующим работам режиссера.

«Окно в Европу»-2020: Прогноз на завтра - «Белый снег»
фото: "Триггер"

Афиша кино >>

боевик, военный фильм, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2021
драма
Россия, 2020
драма
Великобритания, Германия, Дания, Италия, Нидерланды, Франция, Швеция, 2005
биография
США, Франция, 2019
драма
США, 2019
драма, приключения, семейное кино, фильм о животных, экранизация
Австралия, США, 2020
комедия, приключения, фильм ужасов
США, 2020
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
США, 2020
триллер, фильм ужасов
Великобритания, 2020
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма, триллер, фильм ужасов
Дания, 1987
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен