Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

ММКФ: Послесловие

1 июля
2008 год
 
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
18
19
21
22
23
24
25
27
28
29
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
22
23
24
25
27
28
29
30
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
28
29
31
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
2
3
4
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
21
23
24
26
28
30
31
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1
2
4
5
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Все рубрики

Блог редакции >>

Когда погасли последние прожекторы, утихли последние страсти и разъехались последние гости, стоит подвести итоги прошедшего ММКФ. Главный вывод – Московский кинофестиваль действительно эволюционирует, его география расширяется, значение увеличивается.
Отборочная комиссия ММКФ во главе с Андреем Плаховым представила на суд зрителей и критиков несколько десятков картин со всего мира, но с неизменным национальным колоритом. Эта программа довольно полно отражает позиции мирового современного кинематографа: развивающиеся страны Европы обгоняют развитые («Дзифт» реж. Я.Гырдев), израильское кино возрождается («Лимонное дерево» реж. Э.Ликрис), иранское – на пике популярности и при этом медленно угасает («Проще простого» реж. М.Карими), латиноамериканское – перспективно («Кумбия нас связала» реж. Р.У. Виллареаль), но тяжело преодолевает национальные и психологические барьеры, японское – стабильно качественное («Что же с нами будет?» реж. Ё.Мацуи), русское – балансирует между откровенной чернухой («Однажды в провинции» реж. К.Шагалова) и повторением пройденного («Сад» реж. С.Овчаров), редко взрываясь актуальными маленькими шедеврами, созданными, правда, представителями старой гвардии («Райские птицы» реж. Р.Балаян).
Отдельное спасибо организаторам за бесспорно потрясающие ретроспективы. В этом году обошлось без набивших оскомину Феллини и Формана, и без того раз в неделю демонстрирующихся в «Иллюзионе». У российского зрителя появилась уникальная возможность увидеть на большом экране фильмы «скромных гениев» мирового кинематографа: от Джона Кассаветиса («Джон Кассаветис. Великий неизвестный») до Цай Мин-Ляня («Азиатский экстрим»).
Сильнейшей оказалась программа документального кино «Свободная мысль» - «Патти Смит: мечта о жизни», «Марцела», «Секс и революция», «Адвокат террора» уже вписаны золотыми буквами в историю документалистики. Также мы имели удовольствие лицезреть самого Питера Гринуэя, представившего в Gazgallery свой мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера». В программе «8 1/2 фильмов» блеснул байопик о Бобе Дилане «Меня здесь нет» Тодда Хейнса – тоже своего рода кинематографическое событие. Больше ничего особо интересного широкому зрителю в этой программе не было. «Счастливая дюжина ММКФ», явно призванная подчеркнуть значимость фестиваля, успешно справилась со своей задачей с помощью «Кинолюбителя» Кшиштофа Кесьлевского, «Отца» Иштвана Сабо и «Ариэля» непотопляемого Аки Каурисмяки, картин режиссеров, получивших свои первые призы именно в Москве.
Но все же… Но все же претензии Московского кинофестиваля встать в один ряд с Каннами и Берлинале выглядят иллюстрацией к басне Крылова про слона и Моську. Негативное влияние огромного советского периода истории фестиваля сказывается и по сей день. Когда жюри под председательством Григория Чухрая присудило главный приз шедевру Феллини «Восемь с половиной», Чухрая вызвали на «неприятный разговор» в Политбюро и чуть ли не исключили из партии, после чего (как, собственно, и до этого инцидента) гран-при получали только советские картины, причем далеко не всегда выдающиеся. Репутация ММКФ как «праздник своих» приводит к тому, что скромность фестиваля по сравнению с пресловутыми Каннами видна невооруженным глазом. Много вопросов вызывает выбор фильма открытия. Почему «Хэнкок»? Почему заурядный блокбастер с Уиллом Смитом? С тем же успехом можно было бы открыть фестиваль «Явлением» Шьямалана или, в конце концов, новой стрелялкой Бекмамбетова «Особо опасен». А почему большинство фильмов конкурсной программы рассказывает о неблагополучной жизни беднейших слоев населения? Неужели потому что понятие «фестивальный фильм» у нас до сих пор ограничивается только этим? В конце концов, Россия – великая держава с великим кинематографическим наследием или развивающаяся страна с извечным «пока что мы еще все-таки не…»?
Однако, несмотря на очевидную второстепенность, ММКФ прекратил выглядеть фестивальной белой вороной. Фестиваль приобрел какое-то своеобразное обаяние и даже уникальность. Проблемы с организацией стали менее ощутимы и не перерастали в скандал, как это было на прошлом фестивале. Жюри под председательством великой Лив Ульман присудило главную награду действительно достойной иранской картине «Проще простого» (слава Богу, не сомнительным экспериментам нашей Кати Шагаловой). В момент награждения Ульман сказала, на мой взгляд, сакраментальную фразу: "Когда две женщины из разных концов света, одна с покрытой головой, а другая - с непокрытой, стоят вместе и обнимают друг друга, это истинное счастье". Возможно, таким вот нестандартным способом связывать Восток и Запад и есть главное назначение ММКФ. Ясно, что не Венеция, не Канны, но зато практически ООН и ЮНЕСКО.

Лео. Мар.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

научная фантастика, триллер
Латвия, 2016
приключения, сказка, фэнтези
США, 2019
детский фильм, семейное кино
Норвегия, 2018
фильм ужасов
США, 2019
комедия
США, 2019
биография, драма, криминальный фильм
США, 2019
боевик, комедия, криминальный фильм, экранизация
Франция, 2018
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Италия, США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен