Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

"Супер восемь с половиной"

сентябрь
2011 год
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
1
3
4
5
6
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
31
сентябрь 2011
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
29
31
Все рубрики

Блог редакции >>

Клиповое прошлое режиссёров-дебютантов, как правило, упоминают, чтобы указать причины и хоть как-то оправдать детские болезни, неуверенность почерка, рваный монтаж и увлеченность глянцевой картинкой, свойственные практически всем дебютантам-режиссерам, которые пришли в большое кино из мира музыкального видео.
Но Ричард Айоаде в оправданиях и скидках не нуждается. В России его знают благодаря гомерически смешным сериалам, ("IT Crowd", "Mighty Boosh") в которых он не только снимался, но ещё и сценарий писал. Но главное, что на его счету около десятка великолепных видеоклипов для таких музыкальных коллективов как: "Arctic Monkeys", "Super Furry Animals","The Last Shadow Puppets", "Kasabian", "Vampire Weekend" и "Yeah Yeah Yeahs". И именно в них стоит искать корни, основу композиционных и стилистических решений его первого полнометражного фильма "Субмарина", который вполне можно назвать органичным продолжением всего его прошлого творчества. Любой, кто видел хотя бы один из его клипов, без труда узнает его неповторимый подчерк и уникальную эстетическую концепцию.
Айоаде работает не с изображением, а с образами коллективной памяти. Всё, что он снимает, похоже на найденные на чердаке потёртые пленки с давно забытым homevideo или пробы пера будущих гениев в формате Super 8. Но это не спекуляция на актуальной ретро-теме, вроде бесчисленных lo-fi групп, которые записывают музыку на кухне, массового увлечения ломографией, перепродажи втридорога картриджей для поляроида и приложений для Iphone, которые делают фотографии такими, как будто их снимала ещё ваша бабушка на летнем отдыхе в Анапе. Айоаде напрямую обращается к воспоминаниям, к тому невыдуманному прошлому, без которого не было бы этого настоящего. И именно в этом разница между вышеназванными спекуляциями и "Субмариной"- в первом случае пытаются найти воспоминания, которых никогда не было, рассмотреть картинки несуществующего "тогда" и укрыться в невинном мире инфантильных фантазий. У Ричарда же честная попытка обратиться к самому себе двадцатилетней давности и спросить: "А что же было не так?", поэтому веришь.


Оливеру Тейту (Крэйг Робертс) недавно исполнилось 15. Он регулярно перечитывает Сэлинджера, цитирует Ницше, а в качестве инструмента для организации собственной жизни избрал энциклопедический словарь. Разумеется, окружающий его мир совсем другой: уставшая мать, (Поппи из "Беззаботной" Майка Ли - Салли Хоукинс) которая умеет только профессионально держать улыбку на лице, отец (Нао Тейлор) - занимается ихтиологией, и, кажется, сам уже стал скорее рыбой, чем человеком. Все это дополняется бесконечно скучными пейзажами Уэльса. В школе какие-то неразумные в равной степени одноклассники и учителя. Лишь Джордана (Ясмин Пейдж) - девушка с экземой на руках - связывает эти две непересекающиеся вселенные внутреннего и внешнего.
Кроме способов стать сверхчеловеком и возможностей перестроить мир под себя, его волнуют ещё две весьма прозаичные вещи: как лишиться девственности с той самой язвительной девушкой в красном пальто, а еще спасти брак родителей, который разваливается, потому что отец живёт под водой, а мать планирует уйти к мистику-шарлатану на модном минивэне. Вокруг этих двух событий и разворачивается вся картина, строится всё мировосприятие юного героя, от лица которого и ведётся повествование. Его внутренняя философия сталкивается с этой реальностью, а из этого, по идее, и должна сложиться "личность". Фильм очень легко спутать с очередным набором мыслей на тему пубертата, но здесь всё получается намного глубже. Главный герой постоянно задается вопросом: "А будет ли это важно в 38?" - от этого переворачивается оценочная составляющая ленты: всё происходящее нужно рассматривать в перспективе. То есть, в 38, разумеется, всё это будет важно. Отсюда вырастут страхи, фобии и комплексы, которые будут определять того, уже вроде "взрослого" человека. Для наглядности Оливер противопоставляется родителям, которые в свои пятнадцать лет упустили это важное, всё сделали не так. Теперь вот не живут, а маются. И здесь то Айоаде совершает главное открытие, за которое, несмотря на отсутствие весомых фестивальных призов, можно назвать его картину одной из лучших лент этой осени.
Айоаде с нескрываемой иронией, мастерски жонглируя жанровыми клише, через запятую упоминая добрую половину деятелей новой волны и Уэса Андерсона, говорит не о подростках, а о тех самых тридцатипятилетних, которыми они рано или поздно станут. С одной стороны он показывает им, что они пропустили, а с другой - высмеивает их необъяснимое желание вернуться. Он препарирует самое понятие памяти, из-за которого серьёзные люди встречаются со школьными друзьями и вспоминают дискотечные проделки, объясняя, что взрослый от инфантильного отличается умением это всё отпустить, Айоаде вместе с Джо Данторном - автором романа, по которому снята "Субмарина" - ближе всего оказывается к "Над пропастью во ржи". Но при этом вряд ли кто-то с "Субмариной" подмышкой пойдёт убивать того, кому всё-таки удалось стать гением, а это уже победа.

Жан Просянов
фильмы

обсуждение >>

№ 1
Стася О (Москва)   28.09.2011 - 19:34
этот фильм незаметно для меня, стал одни из самых моих любимых... вот как бывает... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

боевик, комедия, криминальный фильм, экранизация
Франция, 2018
фильм ужасов
Ирландия, 2018
военный фильм, драма
Россия, Сербия, 2019
драма, триллер
Ирландия, США, 2018
Россия, 2018
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Испания, США, 2019
боевик, драма, криминальный фильм, мистика, триллер
Канада, 2019
комедия, приключения, семейное кино, фильм о животных
Бельгия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен