Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Письмо иностранному другу о состоянии отечественной кинематографии

19 ноября
2012 год
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
1
2
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
 
 
2
3
4
8
9
12
13
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
29
30
31
 
 
 
 
 
1
2
3
5
6
7
8
9
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
25
27
28
29
1
2
4
5
6
8
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
2
3
4
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
19
23
24
26
28
29
30
 
 
 
 
 
2
4
5
6
8
9
10
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
28
30
31
Все рубрики

Мнение >>

В России есть занимательная пословица «Не выносить сор из избы», суть которой заключается в том, что есть какие-то вопросы и проблемы, которые не стоит обсуждать прилюдно. Этот фразеологизм очень точно подходит для описания положения русского кино. Когда в рамках культурной любознательности иностранец начинает расспрашивать про русский кинематограф, обычно в ответ перечисляют фамилии Эйзенштейна, Кулешова, Вертова, Калатозова, Тарковского и многозначительно вздыхают о духовности.
Кадр из фильма Броненосец Потемкин. Режиссер: Сергей Эйзенштейн.
Те, кто помоложе и следит за современной отечественной кинематографией, расскажут о недавних успехах на фестивалях класса «А»: «Золотые львы» Звягинцева Возвращение» 2003), СокуроваФауст» 2011), Федорченко Овсянки», 2010), «Серебряные медведи» «Как я провёл этим летом» (2010), Алексея Попогребского, приз ФИПРЕССИ Сергея Лозницы в Каннах («В тумане» 2012) и т.д.
Кадра из фильма Овсянки. Режиссер: Алексей Федорченко.
Упорные шовинисты расскажут, о том, что один из основателей студии Metro-Goldwyn-Mayer был евреем из Рыбинска, припомнят, что «Ночной дозор» собрал в мировом прокате "громадные" деньги, а Тимур Бекмамбетов снял в Голливуде в качестве режиссера целых две картины, а потом похлопают по плечу и процитируют "Брата-2": «Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильней». Все вышеперечисленное могут закончить беседу, хвастнув Оскарами за лучший иностранный фильм Бондарчука, Меньшова и Михалкова.
кадр из фильма Утомленные солнцем.
Но русским никогда не придёт в голову рассказывать иностранцам о тех фильмах, на которые ходят самые обычные люди в многозальные мультиплексы в перерывах между покупками в супермаркете и которые в случае показа на ТВ собирают аудиторию размером в два населения Бельгии. В отличие от, скажем, французов, для которых новый фильм с Дюпонтелем или Буном, очередной продюсерский подвиг Бессона, многомиллионные сборы «Intouchables» - такая же достойная обсуждения тема, как и проблема взросления в творчестве Жака Одиара или социальные предпосылки к появлению "новой волны". Они готовы говорить об этом, потому что массовое кино - это прежде всего отражение современного общества, тех проблем и фобий, которые его преследуют. Мы же, русские, постыдно прячем наш мейнстрим-кинематограф от посторонних глаз и с рвением читательницы журнала о консервировании закатываем эти мифы сегодняшнего дня в трёхлитровые банки, в надежде, что культурологи из будущего пройдут мимо этих артефактов и не смогут по ним расшифровать нашу эпоху, понять, кем были люди, жившие в России накануне конца света по календарю майя.
Иван Охлобыстин в роли заведующего терапевтическим отделением и руководитель интернатуры  Андрея Евгеньевича Быкова (сериал Интерны).
Даже наедине сами с собой мы предпочитаем не думать и не рефлексировать, в результате чего наша объективная реальность становится отражением той реальности, которую показывают по ТВ. То же самое происходит и с кинематографом: безотносительно его качества, наблюдаем один удивительный факт, что большинство выходящих фильмов, которые худо-бедно претендуют на звание «массовых» и для которых печатают хотя бы 400 копий, оказываются сопутствующим товаром и продолжением ТВ-действительности.
Кадр из фильма Джунгли. Режиссер: Александр Войтинский.
Для примера возьмём три фильма, которые выходят в конце ноября: «Бригада: Наследник», «Джунгли» и «Соловей-Разбойник». Первый – продолжение популярного сериала начала нулевых про бандитов из девяностых, второй строится вокруг участия в проекте популярного телевизионного комика Сергея Светлакова, известного благодаря созданию русского аналога «Little Britain» - «Наша Russia» и певицы Веры Брежневой, бывшей участницы гёрлз-бэнда под названием «Via Gra», третьему собрать кассу поможет самый главный доктор из телевизора, «русский Хаус», талантливый сценарист, актер, священник Русской Православной церкви, а также креативный директор сети салонов сотовой связи «Евросеть» Иван Охлобыстин. Получается, что уже на уровне замысла три главные премьеры месяца не рассчитывают стать самостоятельным явлением, а лишь растрачивают пиар-капитал медийных лиц, заработанный опять-таки в телевизоре. По степени абсурдности – это как если бы Роберта Дауни младшего и Скарлетт Йоханссон пригласили сниматься в «Мстителях» только потому, что они несколько раз удачно выступили на шоу «Saturday Night Live», а не наоборот.
Кадр из фильма Летят журавли. Режиссер: Михаил Калатозов.
При самом поверхностном изучении подобную ситуацию можно увидеть в Бразилии, Мексике, Китае и Индонезии, в странах с развивающейся, или, сказать грубее, отстающей кинематографией. Там точно также кино имеет шанс попасть в широкий прокат только при условии, что в нём будет сниматься модная поп-звезда, комик, телеведущий или если это будет полнометражное продолжение нашумевшего сериала или реалити-шоу, желательно при поддержке кого-нибудь из вышеперечисленных. Каким образом в такую компанию попала Россия, страна с более чем вековой историей кинематографии, большую часть из которой она по праву носила звание «великой», остаётся только гадать. Может все-таки рискнуть перерезать эту пуповину, покончить с этим нелепым каналом, из-за которого кажется, что ТВ - питает, а кино - паразитирует? Возможно, в этом случае наше кино ослабеет и в плане финансов и плане идей, но тогда мы получим другую действительность, выходящую за рамки трех кнопок на пульте, и сможем поговорить на равных.

Жан Просянов

обсуждение >>

№ 11
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   25.11.2012 - 11:12
Когда-то и в Мексике, и в Бразилии были довольно сильные национальные кинематографии, но их съели конкуренция Голливуда и телевидение. Сегодня мексиканское и бразильское кино ассоциируется у нас почти... читать далее>>
№ 10
Lexx (exxxel)   21.11.2012 - 23:22
... Согласен. Идеологии в американских фильмах "выше крыши". Проблема, однако, в том, что в Америке ни идеология, ни кино не возникают "сверху". В тамошнем корпоративном государстве... читать далее>>
№ 9
Серегей Ванинков (Москва)   20.11.2012 - 20:38
Я конечно извиняюсь, но где вы узнали, об образовании Стаса Тыркина? Про Плахова и Дондурея написано в Википедии. Но я не думаю, что механико-математический факультет Львовского университета (1972) или... читать далее>>
№ 8
Ну вообще (Москва)   20.11.2012 - 16:43
Еще бы понимать, что (образование, место рождения и т.п.) стоит за автором рецензии. Плахов, Дондурей, Тыркин и им подобные - критики, биографию которых все знаю и уважают их мнение. Редактор рубрики "Премьеры"... читать далее>>
№ 7
Zhānyàzhǔ (Москва)   20.11.2012 - 15:22
... Nǐ quèdìng ma? Chéng qiān shàng wàn de xǐjù hé qíngjié jù Zài yǎnyuán... читать далее>>

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram