Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Законы мульт-истории

25 декабря
2012 год
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
1
2
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
 
 
2
3
4
8
9
12
13
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
29
30
31
 
 
 
 
 
1
2
3
5
6
7
8
9
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
25
27
28
29
1
2
4
5
6
8
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
2
3
4
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
23
24
26
28
29
30
 
 
 
 
 
2
4
5
6
8
9
10
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
25
26
27
28
30
31
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

22 декабря, 75 лет исполнилось писателю Эдуарду Успенскому. И, конечно же, никто не будет удивляться, почему эту дату я отмечаю в анимационной колонке: все знают, что на русскую анимацию Успенский повлиял не меньше иных режиссеров.
Законы мульт-истории
фото: Союзмультфильм
Недавно, помогая Сергею Капкову собирать материалы для второго выпуска Энциклопедии отечественной анимации, я брала интервью у анимационных режиссеров, работавших при СССР. И интересно было наблюдать, как и в каком контексте всплывает в этих разговорах имя Успенского. Например, Майя Бузинова, создавшая на студии "Экран" совместно со своим мужем Иосифом Доукшей множество блестящих сказочных мультфильмов объяснила, что многие интересные сценарии и сказки приходили на студию "Экран" через Успенского. Так появилась и серия мультфильмов про «Дядюшку Ау»: «Был Успенский, который приходил и, по-моему, даже работал художественным руководителем «Экрана» какой-то период, - рассказала Бузинова. - Автор сказки «Дядюшка Ау» - Хане Микеле - был его знакомым, и потом Успенский же написал сценарий».
Дядюшка Ау
фото: Гостелерадиофонд
Или вот еще, реплика художника Татьяны Колюшевой по поводу мультфильма «Баба-яга против!»: «Это был популярный фильм, его с удовольствием смотрели. Когда есть Успенский, все всегда получается, у него все интересно».
Все – не все, но среди фильмов с участием Успенского хитов – зашкаливающее количество. Помимо таких хрестоматийных примеров, как «Чебурашка» и «Трое из Простоквашино», есть еще и упомянутая «Баба-Яга против!» и сюжеты из «Веселой карусели» («Антошка», «Рыжий, рыжий, конопатый»), и серия «Про Веру и Анфису», и «Ивашка из дворца пионеров», и «Наследство волшебника Бахрама», и кукольный «Следствие ведут колобки», и даже «Пластилиновая ворона», в которой использованы стихи Успенского. Таких блестящих анимационных сценаристов можно не много назвать. Пожалуй что, помимо Успенского, Александр Курляндский, Григорий Остер, Михаил Липскеров и еще, может быть, Генрих Сапгир (тоже блестящий анимационный автор, однако более преуспевавший в более взрослом кино: «Мой зеленый крокодил», «И мама меня простит»).
Конечно, нужно понимать, что сценарий или литературная основа в мультике решают не все, и именно в фильмографии Успенского есть лучшая иллюстрация данному утверждению: серия фильмов «Дядя Федор, пес и кот». Эта трилогия всего на три года опередила «Трое из Простоквашино». Сегодня же забавно и поучительно смотреть «Экрановскую» версию любимой истории: вроде все то же, моментами даже слово в слово, а не работает.
Дядя Федор, пес и кот
фото: Гостелерадиофонд
И все же литературная основа для популярных мультфильмов значит много, и это особенно очевидно в сегодняшней русской мультипликации, которая, в первую очередь, страдает от недостатка хороших сценаристов.
Так каким же должен быть хороший сценарий для популярного мультфильма (хочется специально оговорить, что в случае с авторской, фестивальной анимацией критерии будут совсем другие)? Пожалуй, чуть ли не главным оказывается наличие яркого и интересного персонажа. Примерно так же, как в игровом кино или ТВ-сериалах, где люди проще всего «западают» на интересного актера (будь то Хью Лори в «Докторе Хаусе», или Брюс Уиллис в «Крепком орешке»). Сегодня мультипликационные студии чувствуют это очень остро, и именно из этого ощущения (а не только от стремления создать пиар-шумиху) возникла мода приглашать супер-звезд на озвучку блокбастеров. Так к обаянию экранного образа добавляются еще и яркие голосовые характеристики. Порой голос становится не менее важен, чем литературная и изобразительная часть: трудно представить, кем бы стал Матроскин без голоса Табакова, или, например, домомучительница из "Карлсона" – без голоса Раневской.
Законы мульт-истории
фото: Союзмультфильм

Именно образ героя хранится в памяти дольше всего, когда забываются уже сюжетные тонкости. Герой же дает возможность делать сколь угодно много продолжений к истории. Мэри Поппинс или Питер Пэн, Винни-Пух или Чебурашка – про этих персонажей можно снять миллион погонных метров, помещая их в разные ситуации и наблюдая за их поведением. Но самое замечательное, что эти продолжения не обязаны разворачиваться на экранах: полюбившись ребенку однажды, воображаемый герой становится участником детских игр, другом и собеседником для малыша, примером для подражания, наставником или, напротив, образцом того, как не нужно себя вести.
Законы мульт-истории
фото: Союзмультфильм
Иногда бывает, что даже одного интересного персонажа достаточно: помещаешь его в обычный мир, и все волшебным образом озаряется. Но чаще от анимационного сценариста (автора) требуется придумать еще некий особенный мир. Как, положим, в «Чебурашке». Вот, что говорит на эту тему режиссер тетралогии Роман Качанов: «Когда я в 1967 оду прочел повесть Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», то ни Чебурашка, ни крокодил Гена не произвели на меня большого впечатления. Мне понравился город, в котором без всяких условий жили вместе люди и звери. Вот так, запросто, моим сосем по дому мог оказаться крокодил, который работает в зоопарке» (из книги «Мудрость вымысла» под редакцией С. В. Асенина, М., 1983).
Законы мульт-истории
фото: Союзмультфильм
О важности интересного экранного мира говорит и американский коллега Качанова – глава Pixar и руководитель студии Disney Джон Лассетер. «Я обращаю внимание на два момента. Во-первых, в чем будет главная эмоция, сердце фильма. Это основание, фундамент истории. И это всегда про то, что происходит с главным героем, как он растет, развивается, чему он учится. А во-вторых, я смотрю, насколько хорош мир, в котором разворачивается действие. Классный ли он, хочется ли в нем задержаться, является ли он чем-то таким, чего я раньше не видел. И если я нахожу и сердце истории, и привлекательный мир, то я говорю: «Да, это потрясающе». Например, Эндрю Стэнтон предложил в свое время идею «В поисках Немо» — про рыб, про подводный мир. А я много лет увлекаюсь дайвингом, много раз погружался с аквалангом на глубину, я знаю, как это красиво, и сразу понял, что это отличная идея. И я опять же не видел до этого подобных фильмов. Одним словом, вот эти два момента — самые важные. Потому что это базовые вещи для разработки проекта, и их уже нельзя будет изменить в процессе работы. Тогда как сюжет, характеры, шутки — все эти вещи будут меняться по сто раз». (Источник)
Как становится понятно из слов Лассетера, «мир» - это не всегда что-то абсолютно фантазийное. Обаяния проекту может придать, например, необычная локация, то есть изображение экзотической или просто трудно-достижимой страны (если вспомнить, множество советских мультфильмов или даже фильмов строились вокруг фантазийного образа какой-нибудь европейской державы – Франции, Англии – которая вызывала любопытство, но была недостижима для советского гражданина). Или даже интерьер обычной квартиры, показанный под необычным углом. Отличный пример – сериал «Том и Джерри», в котором привычный человеческий мир показан с позиции кошки и мышки, что сказывается и на размере предметов, и на отношении к ним. Немалое количество серий буквально построены на этом парадоксальном ракурсе, например, один из самых знаменитых эпизодов сериала «Маленький сирота», в котором вечно голодный племянник Джерри норовит поглотить все, что находится на праздничном столе хозяев квартиры.
Баба-Яга против!
фото: Гостелерадиофонд
Разумеется, два этих момента – яркий герой и мир, в котором он живет, - только фундамент для создания анимационного фильма. Однако фундамент – совершенно необходимый. Пожалуй, и не назовешь популярного мультфильма, в котором бы не присутствовала хотя бы одна из этих составляющих, а чаще – можно увидеть их обе.
Любопытно, что именно анимация в принципе может обойтись без развернутого сюжета. Много примеров тому можно увидеть в старых мультфильмах, построенных порой исключительно на гэгах, то есть на череде забавных сценок, которые могут вовсе не складываться в какую-то историю. Подобные эпизоды есть и в «Том и Джерри», и в «Ну, погоди!», и в множестве других сериалов. Однако в последние десятилетия мультипликаторы редко обращаются к такому жанру, предпочитая чистой клоунаде крепкую повествовательную основу. Хорошо ли это – спорный вопрос. Довольно многие исследователи считают, что «литературщина» анимацию портит. Да и зрители часто не прочь просто позабавиться – отсюда такая популярность «Маши и Медведя» или, например, мини-сериала Log Jam, созданного нашим соотечественником Алексеем Алексеевым в Венгрии.
Log Jam
фото: Алексей Алексеев
Однако нужно понимать, что отсутствие сюжета не означает отсутствия конфликта. Таковым может стать одно крохотное предположение – например, о том, что медведь хочет почитать книжку, а Маша – поиграть с ним в фокусника. Эпизод «Фокус-покус» даже наполовину не был бы таким смешным и увлекательным, если бы авторы не снабдили героев таким разнонаправленными желаниями, а посадили вместе играть в волшебный сундук.
Впрочем, не буду превращать свою колонку в пособие для начинающих сценаристов – это ни к чему. Я всего лишь хотела сказать, что анимационный сценарист – профессия уникальная, и писать для анимации – совсем не то же, что просто писать, или даже сочинять истории под игровое кино. Увы, сейчас талантливых авторов на этом поле еще меньше, чем в советские времена. И от того еще больше начинаешь ценить работы Успенского. Это здорово, что у нас есть такие детские писатели, их замечательные книги, и мультфильмы, по этим книгам снятые.

обсуждение >>

№ 1
Каменоградский   27.12.2012 - 07:33
Спасибо автору данного материала. Познавательно, но... "маловато будет", ещё бы почитал. )) читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

психологический триллер
Испания, Италия, Франция, 2018
драма, комедия
США, 2018
биография, драма, исторический фильм, комедия
США, 2018
драма
Исландия, 2018
детектив, драма, триллер
Великобритания, 2018
боевик, приключения, семейное кино
США, 2019
триллер, фильм ужасов
Гонконг, США, 2019
истерн
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен