Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Россия между двумя «Винни-Пухами»

10 июля
2012 год
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
1
2
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
 
 
2
3
4
8
9
12
13
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
29
30
31
 
 
 
 
 
1
2
3
5
6
7
8
9
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
25
27
28
29
1
2
4
5
6
8
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
2
3
4
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
23
24
26
28
29
30
 
 
 
 
 
2
4
5
6
8
9
10
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
28
30
31
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

В наследие от великого Советского Союза современной России достался соревновательный дух, который так нас подначивает быть «впереди планеты всей» - пусть то в области балета, или космонавтики, или мультипликации.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

За космонавтику с балетом не поручусь, но вот анимационные наши достижения поводов для большой гордости сегодня не дают. Если совсем в двух словах: то наша анимация не в ладу с современными технологиями, плохо владеет сценарным искусством и не слишком-то знает зрителя (даже своего, не говоря уж о заграничном). И эта ситуация вряд ли изменится в самые ближайшие годы, потому что: у нас нет анимационной индустрии, плоховато отлажены бизнес-механизмы, отсутствует адекватная система образования. Да, некоторые наши фильмы имеют определенный успех в домашнем прокате (как, например, «Богатырская серия» или «Иван Царевич и Серый волк» от студии «Мельница»). И некоторые сериалы вроде тоже не плохо идут (например, «Смешарики», «Маша и Медведь», «Фиксики»). Однако на международном рынке наше кино котируется очень плохо, что до сериалов – их так мало, и столь мало жанров и аудиторий они охватывают, что небольшие успехи кажутся скорее случайными, чем закономерными.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Еще лет пять назад можно было написать, что ЗАТО наши талантливые режиссеры и художники получают много фестивальных призов по всему миру. Сегодня произнести это язык не поворачивается – уже не много. Даже в смысле фестивальных призов из первой десятки мы медленно, но верно переходим во вторую. Конечно, остались «брендированные» имена – например, Александр Петров, Константин Бронзит, Иван Максимов, но этого, увы, недостаточно, чтобы составить славу национальному аниматографу.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Больше всего огорчает не статистика сегодняшнего дня, а динамика. Не то чтобы русская мультипликация совсем не развивалась – нет, она куда-то двигается, немножечко подтягивается к международным стандартам, но происходит это так невыносимо медленно, что пока мы делаем один шаг, стандарты совершают десять гигантских прыжков, как будто Ахиллес и черепаха из знаменитой апории поменялись местами, и теперь несчастное пресмыкающееся пытается угнаться за самым быстрым в мире бегуном.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Как и полагается, в кризисный период многие с ностальгией вспоминают о советских временах: вот-де тогда была у нас анимация, великая и могучая, старая и добрая, лучшая, первая и даже Папой Римским отмеченная как идеал воспитательного зрелища для новых поколений. Словно могущество былинного богатыря достоинства ТОЙ анимации вырастают до невиданных размеров – так что никто и не замечает, например, характерную оговорку (или ошибку) Владимира Путина, который год назад на встрече с аниматорами, предлагая равняться на советское время, упомянул 300 часов мультфильмов, которые якобы ежегодно выпускались у нас в 1960-70-е. Цифра эта завышена на порядок. Даже если брать самые урожайные годы, считать метраж всех студий (в том числе республиканские), включать в подсчет научно-популярные фильмы и кино-журналы, производившиеся в анимационных технологиях, больше 30-40 часов ежегодно все равно не получится. Примерно столько же, сколько сейчас.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Качество, конечно, в среднем получше было. Во-первых, на больших государственных студиях не допускалось откровенной халтуры, которую можно увидеть сегодня. Во-вторых, высок был процент действительно отличных мультфильмов: цеховые методы работы, довольно щедрое финансирование, специфические принципы обучения, возможность привлекать к созданию фильма больших мастеров из смежных профессий (актеров озвучки, писателей, композиторов) и проч., позволяли многие проекты доводить до очень хорошего результата. Но не стоит считать, будто вся советская анимация велика и прекрасна – в ней тоже было достаточно барахла, скучных историй, шаблонных ходов, стандартных решений. И еще один она имела – главный, как понимаешь сегодня, недостаток: она слишком во многом была продуктом своей эпохи. Если американские мультфильмы 1960-70-х смотрятся сегодня запросто, то бОльшая часть советского наследия современным детям не слишком интересна, что показывают немногочисленные опросы, согласно которым младое поколение лучше знает американского «Винни-Пуха», чем русского, а «Тома и Джерри» предпочитает «Ну, погоди!» Об этом сейчас принято говорить с горечью, пеняя на отсутствие культуры у детей, родителей и, главное, программистов ТВ-сетки, а также на излишнюю вестернизацию нашей страны. И есть чему огорчаться: наш «Винни-Пух» действительно намного лучше американского (это признавали даже сами создатели «диснеевского» «Винни»), и как не жалеть, что дети окормляются культурно чужим второсортным продуктом, имея дома истинный шедевр. Но если абстрагироваться от патриотизма и американофобии, то ситуация более чем понятна. «Диснеевский» «Винни» - это много десятков часов развлекательного зрелища, которое сопровождается миллионом игрушек, книжек, паззлов и прочих детских товаров. Мир нашего «Винни-Пуха» ограничивается 40 минутами экранного времени – и вот подите найдите полноценное издание Милна, иллюстрированное кадрами Назарова и Зуйкова. Вряд ли вам это удастся.
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Как бы ни была хороша советская мультипликация, именно в ней кроется корень проблем, с которыми имеет дело анимация новой России. Как любил говорить Александр Татарский, «Союзмультфильм» был ручной мануфактурой со всеми плюсами и минусами этого типа производства. Там ничто не было поставлено на поток, и товар получался штучным, рукотворным. Пока Япония или Америка наращивали мощности, наши художники стремились к совершенству (и даже достигали его порой). Увы, в отличие от производственной базы, выстроенных систем образования и дистрибуции, совершенное владение ритмом, движением, композицией передать по наследству невозможно (можно обучить основам, хитростям, но совершенства человек всегда достигает самостоятельно). Как только оранжерейные условия СССР исчезли, вместе с ними ушло и то качество, которое, подобно орхидее, вырастало в теплице «Союзмультфильма». Сегодня наша анимация оказалась перед непростым выбором, который сами представители анимационного сообщества формулируют как выбор между «авторской» и «коммерческой» анимацией. Если говорить точнее, выбирать нужно между построением инфраструктуры и реставрацией советской оранжерейной системы. Сторонники первого пути – наши сериальщики во главе с создателями «Смешариков». Флагманом второго пути можно назвать Юрия Норштейна, который пропагандирует возвращение «Союзмультфильма» и добился уже того, что Владимир Путин лично подписал все распоряжения на этот счет (полуразрушенному «Союзмультфильму» списали долги, дали денег на ремонт, обещали новое помещение и усиленную финансовую поддержку, плюс теперь «Союзмультфильм» будет сам получать деньги от собственной киноколлекции с тем, чтобы распределять их между создателями и вкладывать в производство). Наконец, есть сторонники и того мнения, что индустрия авторской анимации не мешает (и наоборот).
Россия между двумя «Винни-Пухами»

Каждая из сторон по-своему права, и у каждой дороги есть шанс привести к успеху. Однако для этого нужно по этому пути идти – уверенно и быстро, вкладывая в это путешествие большие ресурсы и сильную политическую волю. Увы, на сегодняшний день наша страна оказывается к этому не способна, так что пока отставание продолжается, и постепенно из анимационной державы Россия превращается в анимационную провинцию.

обсуждение >>

№ 8
Эвгений (Анапа)   24.03.2018 - 06:19
Достаточное финансирование? Киностудия "Союзмультфильм" в самые урожайные годы выпускала по 10 10-минутных картин в год! Эдуард Успенский рассказывал. По остаточному принципу, как тогда говорили.... читать далее>>
№ 7
Lawliet13 (Санкт-Петербург)   12.09.2012 - 23:20
Господа, а почему такое негативное отношение к Смешарикам. Это ведь далеко не просто сериальный продукт. Да кол-во серий уже велико, но ведь и проекту уже 8 лет. (где-то 210 серий за это время, я не говорю... читать далее>>
№ 6
Ольга Мариничева (Санкт-Петербург)   21.07.2012 - 14:16
... Разница между "Союзмультфильмом" и его коллегами и современной массовой анимацией не только в наличии-отсутствии конвейерного подхода, но и в том, что, как говорит уважаемый автор, современная... читать далее>>
№ 5
Пётр Поляков (Москва)   11.07.2012 - 21:50
По моему здесь и так внятно сказано про баланс, очевидно, что плохими красками великую картину не нарисуешь. А для того чтобы были хорошие краски нужна индустрия. Разве это не очевидно? В советском союзе,... читать далее>>
№ 4
Лисицын Александр   11.07.2012 - 19:24
Один из тезисов статьи — соответствие мировым стандартам. Дескать, подогнать отечественный продукт под них и большая часть проблем будет решена. Могу предложить заодно и выращивать стандартных зрителей.... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

исторический фильм
Россия, 2017
истерн
Россия, 2019
драма, комедия
США, 2018
психологический триллер
Испания, Италия, Франция, 2018
триллер, фильм ужасов
Гонконг, США, 2019
биография, драма, исторический фильм, комедия
США, 2018
драма
Исландия, 2018
детектив, драма, триллер
Великобритания, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен