Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Превращаясь в бабочку

21 августа
2012 год
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
1
2
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
25
26
27
28
29
30
31
 
 
2
3
4
8
9
12
13
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
29
30
31
 
 
 
 
 
1
2
3
5
6
7
8
9
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
25
27
28
29
1
2
4
5
6
8
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
2
3
4
7
8
9
10
13
14
15
16
17
18
23
24
26
28
29
30
 
 
 
 
 
2
4
5
6
8
9
10
12
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
28
30
31
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

Если посмотреть, какие мультфильмы сейчас выходят в большой прокат, то легко заметить, что более 90% - это CGI (то есть кино, сделанное на компьютере). Само по себе CGI, как и любая другая техника, не хорошо и не плохо. Но любое однообразие утомительно (особенно, если приходится, как мне, смотреть все подряд), так что я всегда очень радуюсь появлению в прокате некомпьютерных мультфильмов. Но особенное торжество я испытываю, когда вижу на большом экране хорошее кукольное кино. Вроде «Паранормана» - великолепное по технике, умное, стильное, с хорошим бюджетом и широкой рекламой.
Строительство города для фильма Паранорман
фото: www.awn.com
Мультипликация в целом долгие годы находилась на полях игрового кинематографа, а уж кукольная анимация и подавно была какой-то несчастной падчерицей, которую совсем никто не любил. Много раз приходилось слышать от своих соотечественников: «Рисованные мультики я, конечно, в детстве смотрел с удовольствием, но вот кукольную анимацию как-то не очень». И хотя каждый из произносящих эту фразу считает нелюбовь к кукольному своей личной особенностью, сейчас мне кажется, что таковы были пристрастия большинства. Рисованные мультики – это здорово, а кукольные – так себе.
Кадр из фильма Риголетто (реж. Барри Пёрвз)
фото: kino-teatr.ru
Уже сложно сейчас вспомнить, но, наверное, я до поры до времени разделяла такое отношение. Возможно, поэтому несколько лет назад во время интервью со знаменитым кукольником Барри Пёрвзом, коснулась и этой темы, обронив, что кукольная анимация меньше нравится зрителям, чем другие мультипликационные техники. Эта реплика крайне его удивила. «Вы что-то путаете», - сказал Пёрвз. - «Поставьте три монитора – с кукольным, компьютерным и рисованным кино примерно одного художественного уровня, - и, поверьте, кукольное вам понравится больше».
Сегодня я понимаю, что он прав, по крайней мере в отношении меня. При прочих равных кукольное кино (или любая объектная анимация) мне нравится больше.
Другое дело, что куклами занималось в былые времена куда меньше режиссеров и студий, чем рисованной анимацией, оттого и шедевров в этом направлении не так много. Взять хотя бы американскую мультипликацию. В США сделали ставку именно на рисованное кино.
Из фильма Кинг Конг
фото: kino-teatr.ru
Куклы использовались преимущественно для трюков в игровых картинах. Например в «Кинг Конге». Или в «Битве титанов». Конечно, были и такие фильмы как «Затерянный мир», где куклы играли много, но это единичные случаи.
Из фильма Ясон и аргонавты
фото: kino-teatr.ru
Кукольник и постановщик спецэффектов Рэй Харрихаузен с куклами из фильма Битва титанов
фото: kino-teatr.ru
В большей степени кукольная анимация как самостоятельный вид развивалась в социалистических странах. Хотя бы в Чехии. Одно из самых ярких имен - Иржи Трнка, которого ставят на второе после Владислава Старевича место в истории кукольного кино. В отличие от американских коллег, добивавшихся от куклы максимального сходства с реальными животными, Трнка наоборот кукол своих делал условными, иногда грубоватыми и часто молчаливыми, совсем не похожими на реальных живых существ.
Из фильма Рука (реж. Иржи Трнка)
фото: kino-teatr.ru
Много кукольных фильмов было сделано и в СССР, начиная с Александра Птушко с его «Новым Гулливером». И вплоть до англо-русских серий по Библии, опере и английской литературной классике, которые создавались в 1990-х. К слову, далеко не все из советских работ уступали по популярности рисованным фильмам. Тот же «Чебурашка» вполне себе любим зрителем. Как, впрочем, и «Домовенок Кузя», и «Чертенок № 13», и многие другие.
Домовенок Кузя
фото: kino-teatr.ru
Профессор из фильма Чертенок № 13
фото: kino-teatr.ru
И все же к кукольному кино широкая аудитория относилась крайне настороженно вплоть до рубежа веков, когда Тим Бёртон и Генри Селик со своими «Кошмаром перед Рождеством» и «Трупом невесты» заставили зрителей иначе взглянуть на этот вид искусства.

Из фильма Кошмар перед Рождеством
фото: kino-teatr.ru

Особенную роль сыграло, как мне кажется, два момента. Первый был связан с дизайном. Как признается сам Бёртон, дизайну он уделял особенное внимание, пытаясь сделать то же, что художники рисованной анимации, но уже в трех измерениях. Он не был первым. И Трнка, и многие советские мультипликаторы многажды экспериментировали с дизайном персонажей. Однако у Бёртона для этих экспериментов было куда больше денег, а также современные материалы и хорошая техника, позволившие воплотить в жизнь и отобразить на экране все художественные тонкости. Если советские аниматоры на «Союзмультфильме» и «Экране» зачастую вынуждены были делать свои куклы буквально из мусора, то у Бёртона на то имелись самые классные материалы и новейшие наработки, позволявшие достичь даже невозможного (английской кукольной компании, делавшей куклы для «Трупа невесты», пришлось побороться с законами физики, чтобы персонажи могли стоять на таких тонких ножках). Благодаря всем этим роскошествам, дизайн у Бёртона не только яркий, но и современно-модный, так что художественная индивидуальность соседствует в нем с некоторой гламурностью.
Из фильма Труп невесты
фото: kino-teatr.ru
Второй момент заключался в том, что Бёртон нашел для кукольной анимации очень подходящую тему, сделав своими героями фантазийных и в то же время как бы реальных существ. Сегодня, уже постфактум анализируя старое кукольное кино, многие говорят о том, что многие фильмы создают определенного рода когнитивный диссонанс. Трехмерность изображения требует совсем иного уровня условности, чем тот, что присутствует в рисованном кино. Это чувствовал и Трнка, когда оставлял за своими куклами право быть именно куклами, а не кукольными людьми. И американские мастера, которые пытались создавать максимально натуралистичные куклы. Но в первом случае результатом становилось кино не для всех (далеко не каждый способен сопереживать неживому объекту), а во втором кукла теряла самостоятельную ценность, превращаясь как бы во вспомогательный элемент игрового кино с живыми актерами.
Куклы из фильма Труп невесты
фото: kino-teatr.ru
Бёртон же нашел ту грань реальности, которая подходит для кукол больше всего. Изюминку бёртоновских фильмов составляют не живые персонажи (люди, животные) и в то же время не вполне выдуманные существа, а именно те, что находятся на грани между реальным и ирреальным: трупы, скелеты и иже с ними. И наблюдение за этим миром, действительно существующим и в то же время фантазийным, становится главным аттракционом «Трупа невесты» и «Кошмара». Этого нельзя было бы добиться в компьютерной или рисованной анимации, поскольку даже сегодня компьютер, например, не способен на такой реализм фактур и движения, какой дает камера при съемке настоящих объектов. В то же время по понятным причинам даже оживший мертвец в исполнении живого актера не так выразителен и правдоподобен, как кукольный (что уж говорить о скелете).
Тим Бёртон с куклами из Трупа невесты
фото: kino-teatr.ru
Конечно, тот путь, который открыл Бёртон, отнюдь не единственный, даже не самый интересный. Для тех, кто ищет более острых и сложных впечатлений, наверное, более любопытно будет наблюдать за творчеством тех же братьев Квэй, которые используют для своего кино старые и сломанные объекты, добиваясь очень сильного эмоционального воздействия. Интересной может показаться и сенсационная «Мадам Тутли-Путли», где молодые канадские авторы снабдили куклу настоящими человеческими глазами, как бы увеличив тот самый когнитивный диссонанс и за счет него – тревогу от происходящего. Забавен и аргентинский опыт – фильм «Теклополис», сделанный из компьютерных составляющих. Или бельгийская «Родня», в которой куклы, собранные из мусора, рассказывают о второй жизни предметов. Или, положим, фильм «Он и она» Марии Муат, очень точно передающий настроение гоголевских «Старосветских помещиков». Здесь кукольная анимация подчеркивает эту материальную насыщенность мира героев, и в то же время сквозь условность кукольного кино как-то особенно отчетливо проглядывает нежность любви этих двух стариков.
Кадр из фильма братьев Квэй Улица крокодилов
фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма Мадам Тутли-Путли
фото: kino-teatr.ru
Одним словом, куклы в кино очень на многое способны, и невозможно не радоваться очередному их успеху в фильме «Паранорман», который, я надеюсь, станет еще одним шагом в привлечении интереса широкого зрителя к этому виду искусства.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, Сербия, 2019
комедия, приключения
Россия, 2019
фильм ужасов
Ирландия, 2018
драма, мистика, триллер, фильм ужасов
Ирландия, США, 2018
Россия, 2018
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Испания, США, 2019
боевик, драма, криминальный фильм, мистика, триллер
Канада, 2019
комедия, приключения, семейное кино, фильм о животных
Бельгия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен