10 фильмов в духе классика
13 августа мир праздновал 115 лет со дня рождения Альфреда Хичкока, мастера саспенса, чей длительный и плодотворный творческий путь не одно десятилетие вдохновляет режиссеров по всему миру. В любви к Хичу признавались многие мэтры, а его роль в мировом кинематографе нельзя переоценить. Приемы режиссера активно используются и в современных фильмах, его почерк часто стараются скопировать в триллерах и фильмах ужасов, но стать новым Хичкоком еще никому не удалось. Мы выбрали десять фильмов, созданных в разное время под явным влиянием творчества Альфреда Хичкока, чьи авторы смогли приблизиться к заданной планке.
«Дьяволицы», 1955
Великий фильм
Жоржа Клузо по роману Томаса Нарсежака, из другой книги которого Хичкок сделает
«Головокружение» три года спустя. Жена и любовница убивают отвратительного мужа и сталкиваются с неприятными последствиями, когда его тело исчезает. Классика французского кино было бы неверно назвать последователем Хичкока хотя бы потому, что большинство картин Клузо, успевшего снять совсем немного, более желчные и мрачные, чем у Хича. Местами «Дьяволицы» вполне тянут даже не на детектив, а на фильм ужасов, хотя бы в эпизоде с ванной, а
Симона Синьоре и
Вера Клузо, жена режиссера, идеально дополняют друг друга. Как-то Хичкок получил письмо от рассерженного зрителя, сообщавшего ему, что его дочь не может принимать ванну после «Дьяволиц» и душ после
«Психоза». Говорят, Хичкок посоветовал ему отвести дочь в химчистку.
«Подглядывающий Том», 1960
Англичанин
Майкл Пауэлл, отделившись от своего постоянного соавтора
Прессбургера, с которым они создали такую классику, как
«Красные башмачки» и
«Черный нарцисс», в один год с «Психо» снял болезненный триллер про убийцу с кинокамерой. Любопытно, что «Психо» добился огромного коммерческого успеха и закрепил статус Хичкока как короля триллера, а «...Тома» критики посчитали аморальным и извращенным. Возможно, все дело в культурологических отличиях США и Великобритании. Теперь этот фильм вполне заслуженно считается общепризнанной классикой.
«Шарада», 1963
Стэнли Донен снял, по мнению многих критиков, лучший хичкоковский фильм, снятый не Хичкоком, но этому заявлению уже довольно много лет, и с тех пор появилось много еще более интересных кандидатов на этот титул. Тем не менее, эта ироничная и полная саспенса детективная мелодрама прекрасно смотрится и сейчас благодаря дуэту безупречного
Кэри Гранта и очаровательной
Одри Хепберн. Когда сосредотачиваешься на пикировках этой парочки, та часть сюжета, что связана с пропавшим мужем героини Одри, припрятавшим где-то 250 тысяч долларов, и его охотящимися за деньгами подельниками, отходит на второй план. От Хичкока здесь - множество сюрпризов и неожиданностей и главный макгаффин (исчезнувшие деньги), но не хватает психологизма или интересных экспериментов с ожиданиями зрителя. Нельзя не отметить прекрасный актерский состав – охотников за наживой играют
Уолтер Маттау,
Джордж Кеннеди и
Джеймс Кобурн.
«Дождись темноты», 1967
Еще один фильм с Одри Хепберн, поставленный по пьесе
Фредерика Нотта режиссером бондианы
Теренсом Янгом, похож своим единством места и давящей клаустрофобией на фильм Хитча
«В случае убийства набирайте М». Слепая Лиза случайно приобретает куклу с зашитыми в неё пакетами героина, и весь фильм бедняжку прямо у неё дома будут пытаться облапошить трое преступников. Казалось бы, что может быть проще, чем отнять куклу у слепой девушки? Однако хитрая игра, которую они с ней затеяли, поддерживает саспенс на протяжении всего фильма, пока хрупкая Лиза не почует неладное. Финал фильма является одним из самых крутых в истории голливудских триллеров.
«Дуэль», 1971
Дебют
Стивена Спилберга по сценарию классика фантастики и хоррора
Ричарда Мэтисона можно назвать лучшим фильмом с одним актером. За
Деннисом Уивером на «плимуте» полтора часа будет гнаться немезида в лице бензовоза с невидимым зрителю водителем, пытающимся столкнуть его с дороги. Молодой Спилберг доказал этой картиной, что он блестящий режиссер, умеющий идеально поддерживать напряжение. Кстати, Мэтисон говорил, что сюжет основан на реальных событиях, и что подобный случай произошел с ним самим.
«Подставное тело», 1984
Брайан де Пальма не раз обращался к наследию Хичкока: в
«Наваждении» он препарировал
«Головокружение», Dressed to Kill, почему-то переведенном у нас как
«Бритва», - перекликался с «Психо», а в этом фильме он предложил свое прочтение
«Окна во двор». Получился бесстыдный, яркий и очень восьмидесятнический по настроению фильм со вставным клипом группы Frankie Goes to Hollywood на песню «Relax».
«Неукротимый», 1988
Фильм
Романа Полански про поиски
Харрисоном Фордом в Париже пропавшей супруги отсылает к
«Человеку, который слишком много знал», снятому Хичкоком целых 2 раза, в
34-м и в 56-м. Невинные люди, угодившие в центр заговора, поневоле вызывают у зрителя эмпатию, и Форд, наш бесстрашный Хан Соло и Индиана Джонс, здесь очень убедителен в роли растерянного туриста.
«Исчезновение», 1988
Этот фильм тоже 88-го и тоже про исчезновение жены голландец
Жорж Слуйзер снял по повести
Тима Краббе «Золотое яйцо». Мрачнейшее патологическое кино с обертонами Федора Михайловича Достоевского, единожды увиденное, запомнится на всю жизнь. К сожалению, Слуйзер сделал потом американский авторимейк фильма, куда прилепил ни к селу ни к городу хэппи-энд.
«Временная петля», 2007
Отличный испанский сай-фай триллер
Начо Вигалондо про застрявшего во временной петле Гектора, которого в один непрекрасный день прямо возле его загородного дома начинает преследовать мужчина, замотанный в окровавленные бинты. Раскрывать остальной сюжет было бы преступно, скажем только, что Хичкок скорее всего был бы доволен.
«Воздушный маршал», 2014
Фильм
Жауме Коллета-Серра с
Лиамом Нисоном начинается за здравие, а заканчивается всеми возможными клише «самолетного триллера». Все, что между этим – упражнение в стиле, четко и грамотно сработанный механизм, следить за работой которого одно удовольствие. Лиам ищет находящегося на борту самолета злодея, который играет с ним в кошки-мышки и убивает по пассажиру каждые 20 минут, требуя перевести на свой счет 150 миллионов долларов. Пока Нисон его не находит, «Воздушный маршал» сохраняет фактически идеальную хичкоковскую атмосферу.
обсуждение >>