В прокат выходит «
Марсианин»
Ридли Скотта - экранизация одноименного романа, драма про
Мэтта Дэймона, забытого на Марсе, и возвращение мэтра к космическим далям, куда он последний раз ступал вместе с «Прометеем». Ровно два года назад в прокат вышла
«Гравитация» Альфонса Куарона, которая заставила нас задуматься о том, почему космос это снова круто. Между уже обсуждаемым «Марсианином» и «Гравитацией» успел пролететь только «
Интерстеллар», да и текст, написанный к премьере ленты Куарона по-прежнему актуален.
«Гравитация» - фильм о мужчине и (в первую очередь) женщине в открытом космосе, где это поле, давным-давно завербованное для научной фантастики, мексиканский режиссер использует в качестве манежа для драмы – обычной, человеческой, но вырастающей до мировых масштабов на фоне поблескивающих звезд и неустанно движущихся метеоритов.
Почему же мы так любим космооперы, напряженные межзвездные триллеры и даже камерные истории о поиске ответов на вселенские вопросы в чужой атмосфере? В двух словах эту историю о литературном, а потом и кинематографическом увлечении вряд ли перескажешь. На начало XXI века популярность космической тематики вообще воспринимается как данность – ее, как котиков и родину, нельзя не любить.
Сейчас даже кажется, что у тех, кого свет далеких планет манил по ночам, всегда был широкий выбор – хочешь тебе
«Звездные войны»,
«Дюна»,
«Звездный путь», а можно и
«Чужого» с
«Черной дырой» и
«Пеклом». Или, наконец, полюбоваться видами
«Космической одиссеи 2001» и
«Соляриса» - и подумать о вечном. Потом волна будто бы сникла, и каждый фильм стал на вес золота. Если
«Прометей» еще попадает в нишу сай-фая, наследующего старые добрые традиции, отчасти
Ридли Скоттом же и введенные, то «Гравитация» - это кино по несколько иному ведомству. И все равно, думается, зритель пойдет и не то чтобы очень разочаруется. Ведь сейчас фильмы про космос – лучшее зеркало для землян. Если не сама лента, то реакция на нее.
Даже без оглядки на жанры видно, насколько резонансными случаются премьеры с участием неизведанного внеземного элемента.
«Элизиум», где космическую станцию можно было заменить на любой другой «город золотой», оказался в центре увлекательного "копьеломательного" процесса. Как разносили и, наоборот, хвалили «Прометей» - тоже будет не лишним вспомнить. Наконец, инопланетная версия
«Покахонтас» в лице
«Аватара» - опять же без скандалов и слез не обошлось. В этой точке, вероятно, происходит то самое пересечение интересов большинства, которое толкает стрелку истории. Режиссер не прочь снять культовый фильм, прокатчик – лихо прогнать его по всем кинотеатрам страны, а зритель - если не присвистывать каждые пять минут от восторга, то хотя бы после сеанса обсудить всласть все логические нестыковки или сюжетные кунштюки.
Эти самые чистые из кинематографических эмоций не вытравить возрастным снобизмом, страхом полета или завышенными ожиданиями. Тут даже бессильна разрушительница всего иррационального - наука. Если завтра ученые откроют, что мы 100% одни во Вселенной, для кино это ровным счетом ничего не изменит, как производству картин о роботах и зомби не мешает обоснование, что, мол, такому не бывать. Можно даже пойти дальше. Если вдруг ученые решат, что никакого космоса нет и в помине, а все, что мы о нем знали, – чей-то мировой заговор, это тоже не смертельно. В кино звездные дали настолько же аутентичны, насколько хмурые облачка над Мордором или шпили Изумрудного города. Но другую такую метафору пойди поищи, а более привлекательную Волшебную страну – попробуй выдумай. Почему-то задник со звездами превращает борьбу в Борьбу, жизнь в Жизнь, а страх в Страх. И, пожалуй, этот «холодный беспонтовый вакуум» нужен если не как предчувствие, то хотя бы как напоминание об этих простых и слишком человеческих вещах. Космос, мы всегда будем здесь.
обсуждение >>