Крестовый поход детей в кинематографе
В прокат вышел фильм «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II». В ожидании этого события мы вспомнили другие фильмы про детскую и подростковую жестокость и места, где она встречалась в кино.
Необитаемый остров: «Повелитель мух» (1963)
«Зверь внутри нас», — скажет душевнобольной мальчик Саймон (
Том Гейман) и окажется прав. Но другие дети, потерпевшие авиакрушение на необитаемом острове, его не послушают. Кто-то — например, Ральф (
Джеймс Обри) — предложит следовать правилам и оставаться цивилизованными людьми. Кто-то — например, Джек (
Том Чэпин) — напротив, будет призывать вернуться к первобытной дикости. Варварство, как водится, победит. А его тотем — голова свиньи, насаженная на кол (тот самый Бааль-Зевув, «повелитель мух») — останется в мировой культуре наглядным подтверждением того, что у всяких цветов жизни всегда найдутся острые, как бритва, шипы. Кстати, из более-менее недавних примеров детской жестокости в кино, с «Повелителем мух» довольно мощно коррелируется
«Белая лента» Михаэля Ханеке (вплоть до элегантной ч/б-картинки). Однако если застёгнутым на все пуговицы ребятам из «Белой ленты» в будущем ещё только предстоит построить фашистскую Германию, маленькие робинзоны из «Повелителя мух» уже устроили на необитаемом острове свой холокост.
_______________________________________________________
Пионерлагерь: «До первой крови» (1989)
Люди из
поколения Y, которые посмотрели в детстве
невзоровское «Чистилище» или «До первой крови»
Владимира Фокина, могут не помнить фильмы целиком, но, благодаря
импринтингу наверняка запечатлели в памяти отдельные сцены. Например, из «До первой крови» (которую с культурологических позиций проще всего охарактеризовать как советскую
«Королевскую битву») запоминается эпизод
пытки девочки с помощью лягушки. Фильм (что примечательно, снятый по сценарию
Григория Остера) — макет войны в натуральную величину, где детям отведена роль маленьких взрослых. В одном из советских лагерей проходит игра в «Зарницу», в ходе которой, чтобы «убить» противника — нужно сорвать с него погоны. Таким образом, дети делятся на две враждующие фракции; зелёные и синие погоны. Саше Данилову (
Александр Некрасов) — из «синих» — командование доверяет хранить карту со стратегически важной информацией, которую мальчик попытается пронести через "плен", "погони" и другие опасности, сталкиваясь с характерной детской жестокостью.
_______________________________________________________
Школа: «Класс 1999» (1990)
В будущем, явно вдохновлённом научно-фантастическими картинами
Джеймса Кэмерона, разгул подростковой преступности достиг таких масштабов, что ученики на входе в школу сдают оружие, а внутри ширяются наркотиками, ни во что не ставят учителей — в общем, ведут себя по-хамски. От отчаяния местная система образования решает заменить живых педагогов антропоморфными киборгами. Но и это не приводит ни к чему хорошему, и начинается резня…
Марк Л. Лестер (
«Коммандос»,
«Разборка в маленьком Токио») в предыдущий работе
«Класс 1984» уже поставил современной системе образования ноль (там невероятно жестокие ученики так довели учителя музыки, что месть его была страшна), в следующей — он вывел понятие «школа — рассадник зла» на воистину хтонический уровень. Объединённые общей угрозой школьные банды забыли на время междоусобные войны и взялись за автоматы, чтобы противостоять кибернетическим организмам. И здесь Лестер поставил ноль уже не системе образования, а планете в целом.
_______________________________________________________
Военный полигон: «Королевская битва» (2000)
Культовое в своём жанре кино про брошенных на заклание учеников 9 «Б», снятое по одноимённому роману
Коусюна Таками. Дети вынуждены убивать друг друга на острове, выполняющем функцию военного полигона. Процессом руководит учитель Китано (
Такеши Китано), предлагающий подросткам перебить друг друга за 72 часа. Выживут двое. Этими двумя, как и в
«Голодных играх» (см. ниже), будут мальчик и девочка, которых объявят террористами. Во
второй части (менее удачной) они поднимут настоящее восстание против взрослых, в ходе которого выживут опять далеко не все. «Королевская битва» вывела 70-летнего на тот момент
Киндзи Фукасаку в интернациональные звёзды (на родине в Японии он и до этого был хорошо известен). Но вот вторую часть классику снять не удалось, за умершего мастера её доделал сын — Кэнта.
_______________________________________________________
Тоталитарное будущее: «Голодные игры» (2012)
Китнисс (
Дженнифер Лоуренс) из дистрикта №12, где в основном живут шахтёры и неудачники, в компании паренька по имени Пит (
Джош Хатчерсон) становится участнице «Голодных игр» — кровавого развлечения, призванного отвлечь люд от насущных проблем и революционных идей.
То, что в тоталитарном будущем дети будут убивать друг друга на потребу толпе, как гладиаторы в Древнем Риме, - не самый плохой сценарий. Проблема «ГИ» заключается в другом: это фильм про насилие без, собственно, самого насилия. Когда ребята начинают крошить друг друга в лесу (а именно он выступает местом охотничьих угодий) — это ни в одном месте не страшно. Как и
«Сумерки», которые когда-то объяснили школьницам (а у них с экранизацией бестселлера Сьюзен Коллинз одна возрастная аудитория — 12+), что вампиров не стоит бояться, «ГИ» провернули схожий трюк с борьбой за выживание. Она у создателей картины в первой части получилась слишком лайтовой. Однако гораздо интереснее дело обстоит с сиквелом
«Голодных игр»: «И вспыхнет пламя». Сделанный в несколько ином жанре, с добавлением повстанческой линии, он резюмировал, что кино про королевскую битву у создателей франшизы складывается не сильно, а вот про революцию, кажется, да.
обсуждение >>