Лучшие фильмы 2015-го, которые не вышли в отечественный прокат
2015-ый уже на финишной прямой, а значит, время подводить итоги. И начнем мы с картин, которые до отечественного проката не добрались, хотя более чем были достойны встретиться с российским зрителем. Одни все-таки получили несколько свиданий с публикой, другие сразу утекли в интернет, минуя кинопрокатную историю. Мы отобрали десятку лучших картин, которые не стоит игнорировать: ретро-трэш, призеры Канн, Венеции и Сандэнса, лучший российский фильм года и многое другое.
*
10. «
Турбо пацан», реж.
Франсуа Симар, Анук Уисселл, Йоанн-Карл Уисселл
Ностальгический канадско-новозеландский треш про постапокалиптический 1997-ой: ядерная зима отравила все, и люди гибнут за глоток чистой воды, чьи запасы контролирует одноглазый тиран Зевс (
Майкл Айронсайд). Героем поневоле предстоит стать пареньку (
Манро Чэмберс), который катается на велосипеде и обыскивает руины в поисках комиксов. Незамысловатая история, залитая литрами бутафорской крови и озвученная саундтреком в духе восьмидесятнического нью-вэйва, берет и наглостью, и ностальгией, и обилием цитат (от «
Живой мертвечины» и «
Терминатора» до «
Индианы Джонса»). Наконец, ретро с пародийно идиотскими диалогами сейчас в моде.
*
9. «
Послушай меня, Марлон», реж.
Стеван Рили
Документальная лента про одного из лучших артистов в истории кинематографа, история его жизнь, рассказанная им самим. Рили использовал богатейший аудио-архив, оставшийся от
Брандо, где тот вспоминает сложные отношения с родителями (особенно - с отцом), первые артистические опыты, славу, съемки «
Последнего танго в Париже» и семейные трагедии, которые затронули уже его детей. В «Послушай меня, Марлон» зритель получает билет в закулисье - в голову большого артиста, который от этого становится и ближе, и несравнимо масштабнее.
*
8. «
Из машины», реж.
Алекс Гарленд
Режиссерский дебют писателя и сценариста Гарленда, известного, например, собственноручной адаптацией романа «Пляж» для
одноименного фильма. Усевшись в кресло постановщика, он взялся за тему искусственного разума, экранизировав, по сути, усложненный эксперимент
Алана Тьюринга: человек знает, что перед ним робот, а тот должен его убедить, что обладает сознанием и чувствами. Блестящий актерский состав (
Домнал Глисон,
Оскар Айзек и
Алисия Викандер), пульсирующий саундтрек и стильная камерность драмы частично нивелируют вопросы к сюжету и длинноты, а посему дебют скорее засчитан, чем нет.
*
7. «
Я, Эрл и умирающая девушка», реж.
Альфонсо Гомез-Рейон
Двукратный лауреат «Сандэнса» (приз зрительских симпатий и гран-при жюри) и вторая картина Гомеза-Рейона, режиссера лучшей серии первого сезона «
Американской истории ужасов» (второй эпизод), взявшегося экранизировать одноименную книгу
Джесси Эндрюса (адаптация собственной книги для большого экрана стала сценарным дебютом писателя). Снятый постоянным оператором
Чхан-ук Пака Чун Чун Хуном, «Эрл» - киноманская и на первых парах очень ироничная комедия про заканчивающего школу циника Грега (
Томас Манн), скрывающегося за постмодернизмом от страха реальности: вынужденная, «обреченная» дружба с больной лейкемией Рэйчел (
Оливия Кук) заставляет его выбраться из собственного кокона, определиться с колледжем, перестать бояться жестокого мира вокруг и чуть-чуть полюбить себя. Рукотворность и определенная наивность роднят фильм Гомеза-Рейона с картинами
Мишеля Гондри (особенно - с «
Перемоткой», где герои
Джека Блэка и
Мос Дефа также переснимали классические фильмы), а в небольших ролях здесь сплошь замечательные артисты из известных сериалов -
Джон Бернтал,
Ник Офферман и
Конни Бриттон.
*
6. «
Взгляд тишины», реж.
Джошуа Оппенгеймер
Вторая картина режиссера про резню 1965-66 года в Индонезии, когда пришедшие к власти военные и просто местные жители истребили больше миллиона коммунистов и тех, кого подозревали в коммунистической деятельности. Если в
«Акте убийства» сами «гангстеры», истреблявшие «красную заразу», хвастались подвигами, то во «Взгляде» слово дается мужчине, чьего брата убили в 65-м. Он офтальмолог, старается вернуть пожилым людям зрение, но оно давно покинуло их, как и память о тех страшных временах, которые многие местные жители предпочли забыть. И теперь живут в одном районе убийцы и люди, чьи родные стали их жертвами. Обе картины Оппенгеймера пытаются воззвать к совести преступников, лишь некоторые из которых действительно начинают испытывать моральные угрызения.
*
5.
«Чудеса», реж.
Аличе Рорвахер
Большой приз жюри прошлогоднего венцианского кинофестиваля и главная награда «2morrow» ушли льющемуся воспоминанию о детстве, где телевидение еще чудо, а несколько десятков ульев - повод для работы в каникулы. Стремящаяся к совершеннолетию Джельсомина (
Мария Александра Лунгу) вместе с тремя сестрами и смуглым пареньком-уголовником Мартином в итальянской глубинке помогает отцу немецких кровей по имени Вольфганг собирать мед, извлекает из его раскрасневшейся шеи жала, поет, танцует, влюбляется и мечтает, что их семейный медовый бизнес привлечет ток-шоу «Деревенские чудеса» с обаятельной дивой-ведущей (
Моника Беллуччи). Из-под изящных кружев детского мира, где можно пить солнечный свет и прятать во рту пчел, проступает история о традициях, уходящих в небытие. У Вольфганга и Джельсомины разные устремления, разные характеры, разное понимание чудес. Вместе с ним, вероятно, история этого дома началась, вместе с ней, надо думать, закончится - и никакие телевизионные шоу про этрусков не компенсируют того, что земля оказалась оставлена, здание ссутулилось, а чудеса выветрились (впрочем, их заменили потенциальные чудеса, которые из-за временной близости кажутся обыденностью).
*
4. «
Милый Ханс, дорогой Петр», реж.
Александру Миндадзе
Пожалуй, лучший российский фильм года, многострадальный третий фильм Миндадзе смущал Минкульт на стадии сценария историей дружбы немца Ханса (
Якоб Диль) и русского Петра (
Андрюс Даряла) в канун Великой Отечественной войны, а в итоге оказался не столько про интернациональную дружбу людей, которые вскоре займут место в противоборствующих окопах, сколько про отчаяние, пропитавшее воздух перед трагедией, катастрофой. Лента Миндадзе - своего рода
«Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, увиденный не из советских коммуналок, но через окуляр немецкой педантичности, гуманный и антивоенный, полный очень спорных, но добрых и милых персонажей из обеих стран, чье общение сводится к молчаливому пониманию и очень простой любви. Даже когда хронометраж «Милого Ханса» чуть-чуть заползает на территорию военного времени, приезд экс-инженера, уже в военной форме, в небольшой городок, где он варил стекло, напоминает не возвращение домой, но прибытие в места, где произошли едва ли не важнейшие для него события в жизни.
*
3. «
Лобстер», реж.
Йоргос Лантимос
Англоязычный дебют грека Лантимоса, удостоенный Приза жюри и еще двух наград Каннского кинофестиваля. Умеющий точечными изменениями превратить обыденную модель жизни в гротеск и высветить слабые точки многочисленных паттернов человеческого поведения, режиссер иронизирует над одержимостью современного общества парным существованием. Архитектора Дэвида (отъетый
Колин Фаррел со смешными усами) бросила жена, и он загремел в Отель, где тому предстоит за полтора месяца найти вторую половинку или стать животным по выбору (Дэвид предпочитает лобстера; те живут по сто лет и столько же готовы к продолжению рода). Из этого ада социопата, где одиночество стало восьмым смертным грехом, Дэвид готов выбраться любой ценой - хоть с новой женой, хоть в изгнание в Лес, но и у «оппозиции» во главе с чумазой блондинкой (
Леа Сейду) свод правил не тоньше. Никаких привязанностей (даже за поцелуй нещадно карают), каждый слушает музыку в наушниках и танцует сам по себе - и не забудьте вырыть могилу на опушке, чтобы приползти туда умирать, если что.
*
2. «
Госпожа Америка», реж.
Ноа Баумбах.
Тандем бруклинского режиссера и главной американской инди-звезды
Греты Гервиг, сценаристки и музы, выпускает второй за четыре года фильм о девушках в Нью-Йорке. «Мисс Америка» продолжает эксцентричную линию «
Милой Фрэнсис», первого акта сотворчества Баумбаха и Гервиг, и прошлогодние меланхоличные размышлений режиссера в одиночку - «
Пока мы молоды», истории об искусстве и разнице в восприятии мира 40- и 20-летними. «Мисс Америка» ловит в фокус 18-летних и 30-летнюю Брук (Гервиг), которая в душе еще импульсивная студентка, хотя в колледже никогда не училась. Ее отец должен жениться на матери Трейси (
Лола Керк, сестра
Джемимы Керк из «
Девочек»), что становится толчком для начала прекрасной дружбы девочки из Джерси и творческого самовлюбленного урагана Брук, которая идет по жизни смеясь, легко выдумывая стартапы и игнорируя легковесность и бессмысленность происходящего. В паре с Гервиг фильмы Баумбаха становятся еще легче, еще смешнее, местами напоминая сериал Girls, но заноза взрослеющего разочарования продолжает ныть в правом боку. Впрочем, жизнь продолжается.
*
1.
«Люцифер» Густ ван дер Берг
Третий фильм фламандца Густа ван дер Берга - снятая в Мексике слегка абсурдная притча, интересная не в последнюю очередь технически: при помощи специально разработанной немцами линзы (тондоскоп) изображение становится круглым (эффект то как у подзорной трубы, то как у телескопа). Визуальная близость с работами фламандских художников (например, известная круглая картина «Сбор яблок» Яна Брейгеля-младшего) умножается на девственный от греха цивилизации природный колорит Мексики, куда и приходит Люцифер - то ли демон, то ли циничный дух просвещения, расставляющий акценты и не провоцирующий грехи, но указывающий на них. Абсолютное, завораживающее кино в духе
Вернера Херцога,
Алехандро Ходоровски и
Карлоса Рейгадаса, чей финал - фейерверк и стандартный кадр, спустя два часа уже непривычный.
p.s. Особого упоминания заслуживает
«Тряпичный союз», который, хочется верить, выйдет в прокат в следующем году. Долгожданный режиссерский дебют человека-оркестра
Михаила Местецкого - сценариста
«Легенды №17» и автора короткометражек Кинотавра предыдущих лет
«Ноги - атавизм» и
«Незначительные подробности случайного эпизода», а также фронтмена и автора песен группы «Шкловский». История исканий четырех молодых людей (
Василий Буткевич,
Иван Янковский,
Александр Паль и
Павел Чинарёв), которые объединились в «Тряпичный союз» - арт-группу, списанную не с «Войны», а с «Общества Радек».
Хулиганское, находчивое, полнящееся глобальными идеями и способами изменить мир к лучшему кино, рассказывающее о прекрасной поре юности, когда хронология событий - понятие относительное, все беды - от девушек (
Анастасия Пронина), а в идее построения научно-исследовательского монастыря больше поэзии, чем противоречий. Поэзии не лишен и сам фильм: задуманный, как роман, а, может, даже прустовская серия романов, «Тряпичный союз» хорошо звучит как на уровне диалогов, так и в плане саундтрека - постаралась упомянутая группа «Шкловский». Собственно, драйв и многоголосие музыки «Шкловского» очень хорошо передает эклектику, изобретательность и плотность мыслей фильма: 90-е, как и юность,
не вернутся никогда.
обсуждение >>